Лукоморье по Герберштейну

12.01.2018

Цитирую Малолетко (по Вики):

— Сведения о легендарной стране сибирского средневековья Лукомории стали проникать в научную литературу еще в первой половине XVI века с легкой руки австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, — рассказывает известный специалист в области сибирской топонимии, доктор географических наук, профессор Томского государственного университета Алексей Малолетко. — Он посещал Московию и в 1547 году опубликовал книгу «Записки о Московии» с картой.

Утверждая, что пользуется сведениями из «русского дорожника», австриец сообщал, что в Лукомории по реке Тахнин (очевидно Обь) живут диковинные люди:

«… у одних, как у диких зверей, все тело поросло волосами, у других собачьи головы, у иных… нет шеи… Есть и в реке Тахнин одна рыба, по виду совершенный человек, однако без всякого голоса…»

. Прямо русалка, что «на ветвях сидит».

Далее идут сведения о неких сибирских крепостях Грустина, Коссин, Серпонова… «…Носится слух, — пишет Герберштейн, — они (лукоморцы — Д. И.) каждый год умирают именно 27 ноября…, а потом оживают, как лягушки, на следующую весну…». Перед тем как «умереть», они оставляют товары, в основном, жемчуг и драгоценные камни, в известном месте, «а грустинцы и серпоновцы уносят их, оставляя вместо них свои и делая ровный размен».

  • * * *

Памятуя о склонности альтернативщиков откидывать неудобные места, я отправилась на сайт vostlit.info, дабы прочитать, что же именно сообщил Сигизмунд Герберштейн:

Сигизмунд Герберштейн
Сигизмунд Герберштейн
"Владения Московского Государя простираются далеко на Восток и несколько к Северу до тех мест, перечисление которых следует ниже. Об этом доставлено было мне некое писание на Русском языке, содержавшее расчет этого пути. Я и перевел его, и прибавил здесь с верным расчетом. ...

(пропускаем описание пути по европейской части )...

Фрагмент карты Герберштейна.
Фрагмент карты Герберштейна.

Карту можно посмотреть и на Галлике а ещё много карт Adeptdao выложил... А вот, разглядела я карту и стало мне интересно: надпись на восточной стороне от Оби кто-нить переводил?

"CVMBALICK REGIA IN KYTAY" А почему не Лукоморье или не Московия?

Но, ближе е интересующему нас тексту Герберштейна:

Если плыть по Печоре от устьев Цильмы до устьев реки Усы (Ussa), то это составит путь в один месяц. Уса же имеет свои истоки на [129] горе Земной Пояс 665 (Poyas Semnoi), находящейся влево от летнего востока, и течет с огромной скалы той же горы, называемой Большой Камень (Camen Bolschoi). От истоков Усы до ее устья насчитывают свыше тысячи верст. Печора течет в этой северной стороне с Юга 666; если подниматься по ней от устьев Усы до устьев реки Щугура, то это составит трехнедельный путь 667. Те, кто писал этот дорожник, говорили, что они отдыхали между устьями рек Щугура и Подчерема (Potzscheriema), и что сложили припасы, которые привезли с собою из Руссии, в соседней крепости Струпили 668 (Strupili), которая расположена у Русских берегов на горах справа. За реками Печорой и Щугуром у горы Каменный Пояс, точно также у моря, на соседних островах и около крепости Пустозерска живут разнообразные и бесчисленные народы, которые называются одним общим именем Самояди (Samoged) (то есть, так сказать, сами себя ядущие). У них имеется великое множество птиц и разных животных, каковы например соболя, куницы, бобры, горностаи, белки и в Океане животное Морж, о котором сказано выше, кроме того весь 669 (uess?), точно также белые медведи, волки, зайцы, джигетаи 670 (equivuodani), киты, рыба, по имени Семга (Semfi), и весьма многие другие. Эти племена не приходят в Московию, ибо они дики и избегают сообщества и сожительства с другими людьми. От устьев Щугура вверх по реке до Пояса (Poiassa), Артавиша 671 (Artavuische), Каменя (Cameni) и большого Пояса три недели пути 672. Подъем на гору Камень занимает три дня; спустившись с нее, можно добраться до реки Артавиша (Artavuischa), оттуда до реки Зибута 673, от нее в крепость Ляпин 674 (Lepin), от Ляпина до реки Сосвы 675 (Sossam). Живущие по этой реке называются Вогуличами. Оставив Сосву справа, можно добраться до реки Оби, которая начинается из Китайского озера. Через эту реку они едва могли переправиться в один день, да и то при скорой езде: ширина ее до такой степени велика, что [130] простирается почти до восьмидесяти верст. И по ней также живут народ Вогуличи и Югричи 676 (Ugritzschi). Если подниматься от Обской крепости 677 по реке Оби до устьев реки Иртыша, в который впадает Сосва 678, то это составить три месяца пути. В этих местах находятся две крепости Ером 679 (Ierom) и Тюмень, которыми управляют властелины, Князья Югорские, платящие (как говорят) дань великому Князю Московскому. Там имеется много животных и превеликое множество мехов."

Упомянутая Герберштейном крепость Ляпин показалась мне очень даже знакомой :о) И правда, на карте можно видеть и упомянутую Герберштейном реку Сосьва, и реку Уса, и Камень - Уральский хребет. И там действительно проживали вогуличи

Карта местности, где разполагалось княжество Ляпин
Карта местности, где разполагалось княжество Ляпин
Пути переходов через Уральский хребет
Пути переходов через Уральский хребет

Посмотрите на маршрут №2 Шугор-Ляпин. Именно он и описан у Герберштейна "Щугур" - нынешнее Шугор. Это - Ляпин-Печорская дорога.

То, что ещё во времена летописца Нестора русские уже во всю сообщались с населением Югры, тоже известно давно

(полностью читайте здесь: Сенсация! Я открыла ещё один кремль защитников Тартарии ). И возьмите себе на заметку то, что югорцы более всего интересовались изделиями из железа, выменивая его на меха... Вновь обращаюсь к сообщению Герберштейна:

"От устьев реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути, отсюда до Китайского озера по реке Оби, которая, как я сказал, имеет в этом озере свои истоки, — более, чем три месяца пути."

Об озере Китай, истории его названия и о тех, кто на той территории проживал, читайте тут: Китай - откуда пошло название)

"От этого озера приходят в весьма большом количестве черные люди, не владеющие общепонятной речью, и приносят с собою разнообразные товары, прежде всего жемчуга и драгоценные камни, которые покупают народы Грустинцы 680 и Серпоновцы. Эти последние получили имя от крепости Серпонова, лежащей в Лукоморье на горах за рекою Обью 681."

О крепости Серпонова немного пока: это место определено, как ныне разкапываемое городище в Колпашевском районе Томского региона. О нём отдельный материал будет

"С людьми же Лукоморья, как говорят, случается нечто удивительное, невероятное и весьма похожее на басню 682; именно говорят, будто каждый год, и притом в определенный день XXVII Ноября 683, который у Русских посвящен Св. Георгию, они умирают, а на следующую весну, чаще всего 684 к ХХІІІІ Апреля 685, наподобие лягушек 686, оживают снова. Народы Грустинцы и Серпоновцы ведут и с ними необыкновенную и неизвестную в других странах торговлю. Именно, когда наступает установленное время для их умирания или засыпания, они складывают товары на определенном месте; Грустинцы и Серпоновцы уносят их, оставив меж тем и свои товары по справедливому обмену; если те, возвратясь опять к жизни 687, увидят, что их товары увезены по слишком несправедливой оценке, то требуют их снова. От этого между ними возникают весьма частые споры и войны. Вниз по реке Оби, с левой стороны, живет народ Каламы, которые переселились туда из Обиовии и Погозы. Ниже Оби до Золотой старухи, где Обь впадает в Океан, находятся следующие реки: Сосва, Березва 688 и Данадим 689, которые все начинаются с горы Камень Большого Пояса и соединенных с нею скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой старухи, считаются данниками Государя Московского.

... пропускаем про Золотую бабу...

Река Коссин 692 вытекает из Лукоморских гор; при ее устьях находится крепость Коссин, которою некогда владел Князь венца (vuentza), а ныне его сыновья. Туда от истоков большой реки Коссина два месяца пути. Из истоков той же реки начинается другая река, Кассима 693, и, протекши чрез Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин 694, за которой, как говорят, живут люди чудовищной формы; у одних из них, на подобие зверей, все тело обросло шерстью, другие имеют собачьи головы 695, третьи совершенно лишены шеи и вместо головы имеют грудь. В реке Тахнине водится также некая рыба 696 с головой, глазами, носом, ртом, руками, ногами и другими частями совершенно человеческого вида, но без всякого голоса; она, как и другие рыбы, представляет собою приятную пищу.[132]

р. Ташма
р. Ташма

Все то, что я сообщил доселе, дословно переведено мною из доставленного мне Русского Дорожника. Хотя в нем, по-видимому, и есть нечто баснословное и едва вероятное, как, например, сведения о людях немых, умирающих и оживающих, о Золотой старухе, о людях чудовищного вида и о рыбе с человеческим образом 697, и хотя я сам также старательно расспрашивал об этом и не мог узнать ничего наверное от какого-нибудь такого человека, который бы видел это собственными глазами (впрочем, они утверждали, на основания всеобщей молвы, что это действительно так), — все же мне не хотелось опустить что-нибудь, дабы я мог доставить другим более удобный случай к разысканию сих вещей. Поэтому я воспроизвел и те же названия местностей, которыми они именуются у Русских 698.

Латинскому слову Nasus соответствует русское Нос (Noss); этим именем они обычно называют мысы, вдающиеся в море наподобие носа 699.

Горы вокруг реки Печоры называются Земной пояс, то есть Пояс мира или земли. Ибо слово Пояс у Русских значить то же, что латинское cingulus. От озера Китай получил имя великий Хан 700 Китайский (de Chataia), которого Московиты называют Царь Китайский. Слово rex на Татарском языке звучит Хан.

Лукомории 701суть приморские лесистые местности; тамошние обитатели живут в них без всяких домов. Хотя составитель Дорожника сообщал, что весьма многие народы Лукомории подвластны государю Московскому, однако, раз вблизи находится Царство Тюмень, государь которого — Татарин и на их народном языке называется Царем Тюменским, то есть Царем в Тюмени 702, и он не так давно причинил большие уроны государю Московии, то вероятно, что эти племена, по причине соседства, подчинены скорее ему.

***

ГРАЖДАНЫ АЛЬТЕРНАТИВЩИКИ!!! Вам русским языком из русского дорожника сведения выложены о лукоморцах. Жили они безо всяких домов!!! Были подвластны. О каком чудо-государстве может быть речь? Ну, было Лукоморье, и что? Зачем на ровном месте гору городить?

Примечания:

665. Земной Пояс] Названиями Камень, Каменный Пояс, Земной Пояс — Русские означали Уральский хребет и его различные ветви. Замысловский, стр. 136.

666. Печора течет с юга] опущено.

667. трехнедельный путь] двадцать дней пути.

668. Струпили] Неизвестно. Вероятно, разумеется правый берег р. Печоры. Замысловский, стр. 434.

669. весь] Неизвестно. В издании 1557 г. Wess, в переводе Панталеона Vess.

670. джигетаи] Переведено, вероятно, неверно, так как джигетай, собственно, есть equus hemionus. В изд. 1557 г. просто Ross (лошади), у Панталеона seltsame Pferd (странные лошади), Woduanen. нет ли в слове vuodani намека на слово вода?

671. Артавиша] Неизвестно.

672. три недели пути] двадцать дней пути.

673. Зибута] Небольсин в статье «Покорение Сибири» (Отеч. Зап., т. LX, стр. 236) предполагал, что это — Сыгва, на которой стоит городок Ляпин. Ср. Замысловский, стр. 150, прим. 10-е.

674. Ляпин] Об этом городе упоминается в описании пути от р. Печоры к р. Оби, пройденного русской ратью в 1499-1500 г., и в Розрядном описании этого похода. По изысканиям Е. Е. Замысловского (стр. 437), этот Ляпин совпадаешь с нынешней остяцкой деревней Ляпиной, Березовского уезда, Тобольской губ.

675. до реки Сосвы] Эту реку следует отличать от той, которая упоминается на след. странице. Эта Сосва может быть левым притоком Оби. Замысловский, стр. 150, прим. 10-е.

676. Югричи] Под ними следует разуметь Остяков. Замысловский, стр. 130.

677. Обской крепости] Штукенберг (Hydrographie des Russ. Reichs, т. II,стр. 342) предполагает, что Обская крепость — нынешний Обдорск. Замысловский, стр. 437, прим. 21-е.

678. Сосва] «Здесь это может быть р. Сосва, которую Штукенберг принимает за начало р. Тавды, впадающей в Тобол». Замысловский, стр. 150, прим. 10-е.

679. Ером] По мнению Лерберга, разделяемому и Е. Е. Замысловским (стр. 437 сл.), это — древний Нером, нынешнее Верхотурье, уездный город Пермск. губ.

680. Грустницы] «По мнению Лерберга, это — Гаустинцы, о которых говорит Страленберг в описании Сибири и остаток которых, от 200 до 300 душ мужского пола, нашел он близ Томска живущими в хижинах; они были татары, идолопоклонники». Замысловский, стр. 420.

681. лежащей в Лукоморье — Обью] опущено.

682. Похожее на басню] Уже Олеарий (стр. 167 сл.) объяснял это тем, что зимой эти народы скрываются в шалаше и сообщаются друг с другом подземными ходами. Ср. В. О. Ключевский, Сказания, стр. 32 сл.

683. XXVII Ноября] День св. Георгия не 27, а 26 ноября.

684. чаще всего] опущено.

685. XXIIII Апреля] Вероятно, и это число взято не необдуманно, а как имеющее отношение к св. Георгию, весенний праздник в честь которого справляется 23 апреля. Таким образом в дорожнике могло быть сказано примерно так: «от зимняго до вешняго Егорья».

686. наподобие лягушек] опущено.

687. возвратясь — жизни] приб. или проснувшись.

688. Березва] «Миллер в «Опис. Сибирск. царства», стр. 111, замечает, что берег на р. Тоболе называется Березовым яром и здесь находится деревня того же имени». Замысловский, стр. 150, прим. 10-е.

689. Данадим] «С. М. Соловьев в ст. «Геогр. изв. о древней России», Отеч. Зап., 1853 г., № 2, стр. 117, принимает Danadim за Надим (р. Тобольск, губ., Берез, округа, впадающую в Обскую губу)». Замысловский, там же.

690. Золотая баба] Исследованием о значении и происхождении этого идола занимались в последнее время проф. Н. И. Веселовский («Мнимыя каменныя бабы» Спб. 1905) и кн. Н. С. Трубецкой («К вопросу о «Золотой бабе» в Этнограф. Обозр., 1906, кн. 1-2). Первый ученый, приведя все более древние, как русские, так и иностранные, известия о «Золотой Бабе», приходит к тому выводу, что этот идол не содержит ни одной черты, присущей каменным бабам; упоминание о детях у «Золотой Бабы» указует на эмблему плодородия. То же подтверждает и второй исследователь, прибавляя, что «эта богиня — вогульская Куалтысь-сань-торум».

691. то есть Золотая старуха] приб. или прародительница.

692. Река Коссин] У С. М. Соловьева (ср. стр. 130, примеч. к сл. Данадим) Кошем (?).

693. Кассима] «Соловьев указываешь на р. Косья. В Геогр. стат. словаре Росс, имп., II, 749: Косью или Костью, р. Арханг. губ., Мезенск. уезда, левый приток Усы. Но у Штукеберга, II, 464, упоминается p. Kasym в бассейне р. Оби». Замысловский, стр. 150, прим. 10-е.

694. Тахнин] Замысловский (там же) цитует Доп. к Акт. Истор. X, № 80 (1683-1699), стр. 392: «А из Томского города в Киргсскую землю... переходить многие реки поперек: 1, река плавежная Ташма»,

695. третьи совершенно — головы] иные не имеют вовсе головы, и глаза у них на груди; некоторые не имеют вовсе ног, а длинные руки.

696. некая рыба] Аналогичные рассказы нредки у древних писателей. Ср. Lenz, Zoologie der alten Griechen und Roemer, стр. 495 сл.; Замысловский, стр. 301, прим. 24-е.

697. как например — образом] опущено.

698. Поэтому я воспроизвел — Русских] опущено.

699. на подобие носа] приб. на голове; подобные горы называются по-латыни promontoria.

700. Слово rex — Хан] Хан значит по-татарски Король, а не собака, как говорят некоторые, именно итальянцы (die Walhen), якобы это значит то же, что Can или Canis (собака).

701. Лукомории] Слово это, употребляющееся в наших летописях (Замысловский, стр. 438, прим. 27-е) о прибрежных местностях около Карского, Каспийского и Азовского морей, собственно значит, по мнению Лерберга, морские губы.

702. и на их народном — Тюмени] опущено.

Продолжение следует...

Предлагается к прочтению:

Лукоморье от лукавого?

Лукоморье – не сказка

А не покопаться ли нам, не отыскать ли мини-Помпеи или парочку дворцов в Лукоморье?

Древние княжества Приполярного Урала (по следам "находки древнего "кремля" на Урале)

Княжества приполярно-уральской Сибири - окраина Гранд Тартарии - земля, защищаемая мегалитическими кремлями :о)

Сенсация! Я открыла ещё один кремль защитников Тартарии

Китай, откуда пошло название?