Механики Европы турне гром-камня запомнили и записали в анналы

3 November 2017

Механики Европы турне гром-камня запомнили и записали в анналы

Здравия желаю всем читателям!

Сегодня у нас урок механики. Именно к этой науке, на удивление некоторым, и относят специалистов, решавших задачу доставки гром-камня. Открываем главу, посвящённую транспортировке обелисков и гром-камня. (вольный перевод книги 1818 года при помощи гугла)

"Полный трактат по механике, применяемый к искусству, содержащий методическое изложение теорий и экспериментов, наиболее полезных для направления выбора, изобретения, строительства и использования всех видов машин"

263. На краю берега был построен мол, по которому камень мог проехать достаточно далеко в залив, до той глубины воды, которая требовалась судну, на котором камень должен был быть отправлен ​​в Санкт-Петербург. Этот мол был шириной восемь саженей (17 м) и четыреста (853 м) в длину. Легко понять, как основательно создавался этот фундамент для поддержки массы камня и противостояния огромным льдинам, которые таскает вода. По всей длине были забиты сваи,  головы которых срезались по уровню воды. Пустоты, которые оставалась между сваями, были полностью заполнены уложенными поперечно соснами и накрепко соединены железными связями. Преуспев в создании своего рода дамбы, её нарастили балками, также скреплёнными железными связями, подняв этим поверхность дамбы ещё на три фута. Наконец, края этого мола были заполнены большим количеством камней, которые были найдены на краю воды. Для защиты ото льда, он был снабжен сильным палисадом, из свай, забитых на разстояние около пяти футов друг от друга, и шести от мола; арк-бутаны, размещенные между молом и каждой сваей, поддерживали их против стремительных льдин.

Подсказка от DmStanislav

"Вот карта глубин. Вполне даже бы полукилометровой хватило сейчас. Но построили 800 метров. Затем снесли бОльшую часть, т.к. такая коса, из-за которой вообще бы все занесло, никому не нужна." http://www.rspin.com/img/maps/atlas/gulf_of_finland/gulf_of_finland03-01.gif

266. Адмиралтейство, взяв на себя ответственность за транспортировку скалы на дальний путь, который должен был идти  по Неве, заготовило судно длиной 180 футов,  шириной 66 футов и 17футов высотой. Возможно, мы могли бы найти эти размеры непомерно большими для трёх миллионного веса, поскольку судно имело грузоподъёмность почти в два раза большую; но следует отметить, что в нескольких местах, где оно должно было пройти, Нева имеет глубину только около восьми футов. Поэтому судно должно было быть устроено так, чтобы оно не  опускалось глубже, чтобы оно не подвергалась разрушению. Что касается высоты, которая ему была придана, то ею вызвана необходимость одиннадцати футов воды от края мола до дна. (там же, и палуба утолщённая, и подушка под камень содеяна - Взор) Нагруженный барк углублялся всего около восьми (футов), но для его загрузки было необходимо, чтобы дно судна опиралось таким образом, что одна сторона не могла подняться, а другая опуститься; в противном случае, как только камень будет перенесен на одну сторону судна,  баржа потеряла бы равновесие, камень упал бы между ней и молом. Поэтому необходимо, чтобы баржа  была посажена на дно принятия ею камня без опрокидывания. Лица, занятые установкой камня, впустили воду в баржу и заставили её покоиться на дне реки. Когда мол сооружался, он был на 3 фута выше поверхности воды, а высота бортов судна составляла 17 футов, хотя от палубы было только 14.

Борт открыли на той стороне, через которую камень должен был войти, и камень был втянут горизонтально и продвинулся к середине палубы двумя кабестанами, помещенными на судне, как только он был на месте, сторона борта, которая была открыта, была восстановлена, и вся часть его была замазана. Когда это было сделано, начали выкачивать воду, которая была в барже; но было обнаружено, что все части лодки не поднялись одинаково; нагруженный центр остался внизу, а корма и нос поднялись и образовали внизу кривизну. Чтобы исправить это неудобство, корма и нос судна были сначала загружены камнями, и они были вынуждены снова опустиься на дно.  Доски возобновили свою первоначальное положение; отверстия, которые образовались и сквозь которые проникала вода, почти полностью закрылисьи, и при выкачке всей воды , больше не появлялись; но всё оставалось почти таким, как и прежде. Поэтому речь пошла только о распределении нагрузки более равномерно по всей поверхности лодки. Чтобы достичь этого, камень был поднят на 6 дюймов над шасси, которое перевозило его, при помощи винтов. С каждой стороны были установлены арк-бутаны, которые поддерживались одним из своих концов в вырезах, сделанных на скале, а другой - на кусках дерева, прикрепленных к дну лодки. Эти арк-бутаны постепенно уменьшались в длине, таким образом, чтобы они были разпределены по всей поверхности баржи, и деревянные упоры, соединённые железными крестами, были установлены для их крепления. Когда всё это было готово,  винты, которые поддерживали камень над шасси, были опущены и позволили ему спуститься, вес камня был распределен по аркбутанам и по всей поверхности палубы. После этой операции, вода была откачена; камни с кормы и носа были удалены, и баржа поднялась, сохранив форму. Когда через шесть дней баржа была поднята ​​и выведена в море и удалилась от мола; с обеих сторон её было размещено два судна, к которым она была надёжно прикреплена с помощью канатов. Мало того, что эти суда освобождали баржу, но они также защищали её от различных толчков, которые она могла получить от ветра или от ударов волн. Последней операцией по транспортировке камня, которая была не менее сложной, была операция выгрузки; были все основания опасаться, что могут потерпеть неудачу в порту, если не будут приняты разумные меры. Баржа не могла сидеть на дне Невы, из-за ее (Невы) слишком большой глубины в этом месте, и, потянув камень без предосторожности, как только он оказался бы на одной стороне баржи, она повернулась бы , и камень сорвался бы в реку. Шесть рядов свай были забиты в воде около причала, головы их были утоплены на уровне 8 футов ниже поверхности воды, так что баржа, которая имела осадку в воде всего восемь футов, могла найти там опору. Чтобы предотвратить деформацию баржи, когда камень будет отсоединён от своих арк-бутанов, на набережной был сделан бассейн напротив кормы баржи, а другой - напротив её носа; три мачты возпринимали нагрузку и были прижаты канатами с каждой стороны, и они могли двигаться по барже.

Также необходимо было избежать ситуации поднятия отстоящей от набережной стороны баржи, когда камень продвигался по краю судна, касающемуся набережной. Чтобы избежать этого, к палубе были прикреплены шесть крупных мачт; они проходили по всей ширине баржи и фиксировались на погруженном судне.

Чтобы избежать эффекта длительного действия всего веса камня на середине баржи, операция разгрузки велась с максимально возможной скоростью; едва были срезаны последние аркбутаны, когда все были готовы начать выгрузку, его (эфект длительного воздействия) увидели почти в мгновение ока, от борта до набережной. Движение камня произходило с ускорением, так как баржа, прислонившись к берегу, накренилась, как и плоскость, по которой он должен был катиться, его вес придавал большое значение ее движению. В этот момент все части баржи испытали такое напряжение, что были разбиты шесть мачт, две около корабля и еще четыре другие возле стропил. Доски судна также были согнуты и деформировались до такой степени, что менее чем за десять секунд в барже стало более трёх футов воды; но в тот момент, когда баржа полностью избавилась от камня, она выпрямилась и вернулась в свое естественное состояние.

Книга по механике тут https://archive.org/details/gr...

Здравия желаю всем читателям!

Сегодня у нас урок механики. Именно к этой науке, на удивление некоторым, и относят специалистов, решавших задачу доставки гром-камня. Открываем главу, посвящённую транспортировке обелисков и гром-камня. (вольный перевод книги 1818 года при помощи гугла)

"Полный трактат по механике, применяемый к искусству, содержащий методическое изложение теорий и экспериментов, наиболее полезных для направления выбора, изобретения, строительства и использования всех видов машин"

263. На краю берега был построен мол, по которому камень мог проехать достаточно далеко в залив, до той глубины воды, которая требовалась судну, на котором камень должен был быть отправлен ​​в Санкт-Петербург. Этот мол был шириной восемь саженей (17 м) и четыреста (853 м) в длину. Легко понять, как основательно создавался этот фундамент для поддержки массы камня и противостояния огромным льдинам, которые таскает вода. По всей длине были забиты сваи,  головы которых срезались по уровню воды. Пустоты, которые оставалась между сваями, были полностью заполнены уложенными поперечно соснами и накрепко соединены железными связями. Преуспев в создании своего рода дамбы, её нарастили балками, также скреплёнными железными связями, подняв этим поверхность дамбы ещё на три фута. Наконец, края этого мола были заполнены большим количеством камней, которые были найдены на краю воды. Для защиты ото льда, он был снабжен сильным палисадом, из свай, забитых на разстояние около пяти футов друг от друга, и шести от мола; арк-бутаны, размещенные между молом и каждой сваей, поддерживали их против стремительных льдин.

Подсказка от DmStanislav

"Вот карта глубин. Вполне даже бы полукилометровой хватило сейчас. Но построили 800 метров. Затем снесли бОльшую часть, т.к. такая коса, из-за которой вообще бы все занесло, никому не нужна." http://www.rspin.com/img/maps/atlas/gulf_of_finland/gulf_of_finland03-01.gif

266. Адмиралтейство, взяв на себя ответственность за транспортировку скалы на дальний путь, который должен был идти  по Неве, заготовило судно длиной 180 футов,  шириной 66 футов и 17футов высотой. Возможно, мы могли бы найти эти размеры непомерно большими для трёх миллионного веса, поскольку судно имело грузоподъёмность почти в два раза большую; но следует отметить, что в нескольких местах, где оно должно было пройти, Нева имеет глубину только около восьми футов. Поэтому судно должно было быть устроено так, чтобы оно не  опускалось глубже, чтобы оно не подвергалась разрушению. Что касается высоты, которая ему была придана, то ею вызвана необходимость одиннадцати футов воды от края мола до дна. (там же, и палуба утолщённая, и подушка под камень содеяна - Взор) Нагруженный барк углублялся всего около восьми (футов), но для его загрузки было необходимо, чтобы дно судна опиралось таким образом, что одна сторона не могла подняться, а другая опуститься; в противном случае, как только камень будет перенесен на одну сторону судна,  баржа потеряла бы равновесие, камень упал бы между ней и молом. Поэтому необходимо, чтобы баржа  была посажена на дно принятия ею камня без опрокидывания. Лица, занятые установкой камня, впустили воду в баржу и заставили её покоиться на дне реки. Когда мол сооружался, он был на 3 фута выше поверхности воды, а высота бортов судна составляла 17 футов, хотя от палубы было только 14.

Борт открыли на той стороне, через которую камень должен был войти, и камень был втянут горизонтально и продвинулся к середине палубы двумя кабестанами, помещенными на судне, как только он был на месте, сторона борта, которая была открыта, была восстановлена, и вся часть его была замазана. Когда это было сделано, начали выкачивать воду, которая была в барже; но было обнаружено, что все части лодки не поднялись одинаково; нагруженный центр остался внизу, а корма и нос поднялись и образовали внизу кривизну. Чтобы исправить это неудобство, корма и нос судна были сначала загружены камнями, и они были вынуждены снова опустиься на дно.  Доски возобновили свою первоначальное положение; отверстия, которые образовались и сквозь которые проникала вода, почти полностью закрылисьи, и при выкачке всей воды , больше не появлялись; но всё оставалось почти таким, как и прежде. Поэтому речь пошла только о распределении нагрузки более равномерно по всей поверхности лодки. Чтобы достичь этого, камень был поднят на 6 дюймов над шасси, которое перевозило его, при помощи винтов. С каждой стороны были установлены арк-бутаны, которые поддерживались одним из своих концов в вырезах, сделанных на скале, а другой - на кусках дерева, прикрепленных к дну лодки. Эти арк-бутаны постепенно уменьшались в длине, таким образом, чтобы они были разпределены по всей поверхности баржи, и деревянные упоры, соединённые железными крестами, были установлены для их крепления. Когда всё это было готово,  винты, которые поддерживали камень над шасси, были опущены и позволили ему спуститься, вес камня был распределен по арк-бутанам и по всей поверхности палубы. После этой операции, вода была откачена; камни с кормы и носа были удалены, и баржа поднялась, сохранив форму. Когда через шесть дней баржа была поднята ​​и выведена в море и удалилась от мола; с обеих сторон её было размещено два судна, к которым она была надёжно прикреплена с помощью канатов. Мало того, что эти суда освобождали баржу, но они также защищали её от различных толчков, которые она могла получить от ветра или от ударов волн. Последней операцией по транспортировке камня, которая была не менее сложной, была операция выгрузки; были все основания опасаться, что могут потерпеть неудачу в порту, если не будут приняты разумные меры. Баржа не могла сидеть на дне Невы, из-за ее (Невы) слишком большой глубины в этом месте, и, потянув камень без предосторожности, как только он оказался бы на одной стороне баржи, она повернулась бы , и камень сорвался бы в реку. Шесть рядов свай были забиты в воде около причала, головы их были утоплены на уровне 8 футов ниже поверхности воды, так что баржа, которая имела осадку в воде всего восемь футов, могла найти там опору. Чтобы предотвратить деформацию баржи, когда камень будет отсоединён от своих арк-бутанов, на набережной был сделан бассейн напротив кормы баржи, а другой - напротив её носа; три мачты возпринимали нагрузку и были прижаты канатами с каждой стороны, и они могли двигаться по барже.

Также было необходимо было избежать ситуации поднятия отстоящей от набережной стороны баржи, когда камень продвигался по краю судна, касающемуся набережной. Чтобы избежать этого, к палубе были прикреплены шесть крупных мачт; они проходили по всей ширине баржи и фиксировались на погруженном судне.

Чтобы избежать эффекта длительного действия всего веса камня на середине баржи, операция разгрузки велась с максимально возможной скоростью; едва были срезаны последние арк-бутаны, когда все были готовы начать выгрузку, его (эфект длительного воздействия) увидели почти в мгновение ока, от борта до набережной. Движение камня произходило с ускорением, так как баржа, прислонившись к берегу, накренилась, как и плоскость, по которой он должен был катиться, его вес придавал большое значение ее движению. В этот момент все части баржи испытали такое напряжение, что были разбиты шесть мачт, две около корабля и еще четыре другие возле стропил. Доски судна также были согнуты и деформировались до такой степени, что менее чем за десять секунд в барже стало более трёх футов воды; но в тот момент, когда баржа полностью избавилась от камня, она выпрямилась и вернулась в свое естественное состояние.

Книга по механике тут https://archive.org/details/gr...

Предыдущие статьи :

Гром-камень по-американски

Мой блог на КОНТе