Монголы пахари и сеятели

Немного информации на тему о земледелии у древних монголов.

Земледелие у монгольских народов

Автор:

Доржи Цыбикдоржиев

Монгольские группы, населявшие в X-XIII веках территорию по рекам Онон, Керулен, Аргунь, а также к северу и востоку от них, т.е. собственно монголы (нируны и дарлекины) и татары, как считается, происходят от многочисленных племен раннего средневековья, объединяемых китайскими летописцами под общим наименованием шивэй.

При этом, первые в большей степени контактировали с прибайкальскими этносами, что, возможно, предопределило размежевание шивэй на монголов и татар.

 Орхонское письмо. Начало надписи Тоньюкука восьмой век н.э.
Орхонское письмо. Начало надписи Тоньюкука восьмой век н.э.
 Общий вид надписи Тоньюкука
Общий вид надписи Тоньюкука

В VII-IX веках китайцы сообщали о шивэй, что они выращивают чумизу, пшеницу и просо, разводят крупный рогатый скот, свиней и лошадей, но не имеют овец. Высказывается мнение, что отдельные группы шивэй занимались оленеводством, но, в любом случае, для рассматриваемого периода оно не составляло существенной доли в общем ХКТ этих этносов.

 Монголоия двор поминального комплекса Кюль-Тегина умер в 731г н.э.
Монголоия двор поминального комплекса Кюль-Тегина умер в 731г н.э.

В VII веке в китайских источниках появляются сведения о народе гулигань, который отождествляется с народом курыкан (уч курыкан) тюркских письменных памятников. В середине ХХ века было принято связывать с курыканами памятники курумчинской культуры в Ангаро-Ленском междуречье и на восточном побережье Байкала, что сегодня многими археологами оспаривается. На данном этапе исследований уже очевидно, что многие памятники в прошлом приписываемые к курумчинской культуре, на самом деле принадлежат другим этнокультурным традициям. Подвергнуто сомнениям само выделение курумчинской культуры. Тем не менее, найденные памятники однозначно свидетельствуют о том, что население Прибайкалья было полуоседлым, известны остатки их стационарных зимних жилищ и летников. В хозяйстве большое место занимало земледелие, на поселениях обнаружены зерна проса, пшеницы, ячменя и конопли. В культурном слое одного из крупных поселений обнаружен чугунный сошник, нередки находки серпов, кос-горбуш, зернотерок, каменных жерновов. Найденные рисунки того времени среди прочего изображают сцены пахоты, причем конной. Наличие сошников говорит о пашенном земледелии, а жернова – о сравнительно больших объемах урожая, для переработки которого уже недостаточны простые зернотерки.

Население Байкальского региона в раннем средневековье явно практиковало заготовку сена, орошение полей и сенокосных угодий. Некоторые из оросительных систем в виде сети каналов сохранялись до недавнего времени и занимали площадь до 5 км длиной и 600 м шириной. Надо заметить, что монголы имеют общие термины для обозначения серпа, косы (горбуши), копны и стога. Эта часть монгольской лексики находит параллели в тунгусо-маньчжурских языках.

На другом конце монгольского мира – в Маньчжурии, где более мягкий климат, монголоязычные кидани также имели комплексный хозяйственно-культурный тип (ХКТ). Помимо скотоводства они занимались развитым земледелием, имели даже бахчи. Регион современной Маньчжурии, видимо, был одним из древних центров земледелия, откуда навыки распространялись до Приамурья и лесных районов к северу и западу от Онона, к родственным киданям племенам шивэй, к курыканам и другим этносам средневековья. Благодаря этому центру в монгольских языках появилась своя лексика, связанная с земледелием. В том числе, термины для обозначения основных видов зерновых, земледельческих орудий, среди которых интересен термин тээрмэ “жернов, мельница”. Бурятский героический эпос во многих произведениях отчетливо показывает термин hалхин тээрмэ “ветряная мельница” и понимание обозначаемой им реалии.

Монголоязычный народ дагуры (дауры), с которым столкнулись русские в середине XVII века в верхнем Приамурье, вел оседлый образ жизни, занимался земледелием в масштабах, показавшихся русским почти сопоставимыми с их собственными. Дагуры строили оседлые поселения, обносили их земляными валами и укрепляли башнями. Генезис культуры дагуров мог быть связан с шивэй, среди которых отмечалось племя дагоу, и территориальными преемниками которых дагуры являлись до середины XVII века. По другим версиям, происхождение этого этноса возводится к киданям, среди которых существовал род дахэ.

Еще одним направлением хозяйственно-культурных заимствований и влияний был путь из Средней Азии в Южную Сибирь и Прибайкалье. На территории Прибайкалья известны поселения выходцев из Средней Азии времен Монгольской империи. Древнее земледелие и оседлое скотоводство в Южной Сибири связывается также с носителями афанасьевской культуры, близкой к кругу культур боевых колесниц, и андроновской культуры II тыс. до н.э., в свою очередь своим происхождением связанной с южным Уралом, нижней Волгой и донскими степями.

Практически на всем протяжении истории монгольских этносов в хозяйственно-культурном типе прослеживается земледелие.

 Уйгурские крепости Тувы. Реконструкция и план III Шагонарского городища 8-9 век
Уйгурские крепости Тувы. Реконструкция и план III Шагонарского городища 8-9 век

 В отдельные периоды оно занимало большее место, в другие – отступало на задний план, но оно было всегда. Для степных номадов оно выполняло вспомогательную функцию, считалось ими не престижным занятием, что не отменяло самого факта наличия земледельческих навыков. Как правило, монгольские кочевники обращались к земледелию в случае закрытия рынков со стороны Китая и других земледельческих цивилизаций. При невозможности получить продукты земледельческого хозяйства путем торговли или вымогания дани кочевники старались организовать собственное производство требуемых продуктов.

Методы такой организации были различны. В развитых феодальных образованиях с крепкой центральной властью правитель просто принуждал заняться земледелием часть, обычно беднейшую, своих подданных. В не самом типичном случае, как это было в Западной Монголии в начале ХХ века при деспотическом правлении Джа-ламы, «обращали к земле» буддийских монахов. Другим методом было переселение захваченных в плен крестьян из земледельческих регионов. Так поступали хунны, организуя из пленных и беглых китайцев оседлые поселения. Так сделали и ойраты, в самом конце средневековья переселившие к себе захваченных жителей Восточного Туркестана и Средней Азии, из которых даже сложилась небольшая народность хотонов.

На ту же тему фрагмент статьи Т.Н.Прудниковой,

кандидата географических наук

Убсунурский международный центр биосферных исследований

Республики Тыва и Сибирского отделения РАНо по результатам археологической находки древнего города земледельцев в Северной Монголии http://naukarus.com/gorod-dre...

Насчёт государственного мышления у кочевников, их способности объединяться и привычке к образу жизни в упорядоченном государстве 

http://arheologija.ru/sredneve...

Източник

Статья Annelise - автора журнала Здравомыслие

Из комментариев:

Виктор Сунгуров

- Ну конечно, монголы - знатные землепашцы

Annelise

- Исторические источники говорят о том, что население Монголии с земледелием знакомо с древнейших времен. Еще в XIII в. китайский путешественник Чан Дэ видел в Монголии посевы пшеницы, ячменя и проса. В западной части Монголии есть места (например, в Убсунурском аймаке), где, по данным археологов, люди занимались земледелием около 2000 лет назад.Интересно отметить, что в западной части МНР, в районе р. Кобдо и оз. Хара-Ус-Нур, в настоящее время идет работа по восстановлению древнего оросительного канала — сооружения древних ирригаторов, — который был построен около 1300 лет назад, во времена тюркского каганата, когда, по-видимому, в этом районе жили земледельческие племена. Сейчас канал на расстоянии нескольких десятков километров восстановлен и дает воду полям сельскохозяйственных объединений.

Сережень Герасимов

- С мракобесием согласен, но ни одна религия не заставит пахаря бросить возделывать землю и начать кочевать.

Annelise

- И в Монголии не остановилось.

Вам же писали в статье про северные племена, что выращивали зерно почти в тех же объёмах, что и русские.

Климат сменился на более засушливый.

Примерно за 200 -300 лет до Чингиза китайские летописи отмечают, что племена ставшие потом татарами и монголами пасли коров, лошадей, и сВИНЕЙ!!!!

Не овец, которых у них не было - а свиней.

Свинья - животное для кочёвок на расстояния не предназначенное.

Это так называемое полуосёдлое скотоводство с недалёкими откочёвками на летники, где трава не выбита.

Вот тогда и занимались ещё и земледелием.

Овцы появились когда леса стали сохнуть и даже травы стало катастрофически не хватать, потому пришлось делать длинные переходы из областей где трава появлялась раньше и уже была съедена, в те, где она только ещё взошла.

И поскольку земля стала очень уязвима, задача сохранить её в как можно более пригодном для долговременного выпаса состоянии, переходя на отказ от вспашки, приводившей к суховеям и уничтожению плодородной почвы, переход на овцеводство и подкрепление этого процесса авторитетом лам, подведших законодательную и религиозную базу под слом старых обычаев, совсем неглупы меры.

***

Предлагаю прочитать:

Пор-Бажын – загадка древности

Крепость одиночества

Загадочная крепость Пор-Бажын

Наука от нас скрываетЪ!

Курганы скифские, курганы не скифские

Древние княжества Приполярного Урала (по следам "находки древнего "кремля" на Урале)

Княжества приполярно-уральской Сибири - окраина Гранд Тартарии - земля, защищаемая мегалитическими кремлями :о)

Сенсация! Я открыла ещё один кремль защитников Тартарии

Средневековые государства Южной Сибири и Дальнего Востока

Прототартарийцы Забайкалья

Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев

Про первых фермеров, миграциях людей и кукурузу

Фермерство началось раньше

Царица полей – дар аннунаков?

Кукуруза – дар богов или плод селекции?