Мост за 100 дней. Крым 1944 г.

В 1943 году, когда готовилась Керченская операция по освобождению Крыма, воздушная разведка засекла необычную цель. Это были огромные склады профильного металла в районе завода имени Войкова. На всякий случай их накрыли огнем, а потом послали туда инженерную разведку. Под вражеским обстрелом военные специалисты пересчитали и классифицировали огромные многометровые металлические балки, предназначенные явно для мостостроения. Вывод был однозначен: немцы планировали строительство моста через Керченский пролив. Гитлер задумал соединить железной дорогой Мюнхен – Крым – Кавказ – страны Персидского залива, а там и до Индии недалеко. Вот почему гигантские металлические конструкции оказались на окраине Керчи.

Бои за Крым продолжались более пяти месяцев, до апреля 1944 года. Три армии, Черноморский флот и Азовская флотилия атаковали немецкие позиции. О планах немцев по строительству моста было доложено в Государственный комитет обороны.

«Немцы хотели строить? А мы что, хуже? Не пропадать же добру, построим такой мост, которому нет равных в Европе. Пусть Запад увидит…». Примерно такими словами напутствовали в Государственном комитете обороны генерал-майора Зернова, давая ему очередное важнейшее государственное задание. Согласно постановлению №5027 от 25.01.1944 года управление военно-восстановительных работ, которым командовал Павел Михайлович, должно было в кратчайшие сроки построить мост. Задание для нашего земляка было наитруднейшим, ведь он не был мостостроителем. Тем более, что построить мост надо было за 100 дней.

В Керчи еще покупали хлеб на оккупационные марки, а две бригады проектировщиков и изыскателей приступили к поиску оптимального варианта возведения мостового перехода. Работали под непрекращающимися бомбежками, но изыскания провели раньше намеченных сроков. На стол комиссии легли два проекта моста. Один от косы Тузла до Камыш-Буруна на крымском берегу, а другой северный вариант от косы Чушка до побережья между поселками Опасный и Жуковка. Выбор пал на северный вариант, который был кратчайший, всего 4452 метра. Трасса проходила на минимальных глубинах, но здесь было сильное течение.

Первую деревянную сваю вбили в песчаное дно косы Чушка 24 апреля 1944 года. Всего под пролеты моста было заложено 22341 металлическая и 2000 деревянных свай. Полную длину мостового перехода образовали 115 однотипных 27-метровых пролетов, а один был уникальный 110-метровый, поворачивающийся на средней опоре. Он предназначался для пропуска по фарватеру судов.

Это была грандиозная по своим масштабам стройка. В ней участвовали свыше 15 тысяч человек. Потребовался целый флот малых судов, чтобы доставлять людей к месту установки опор. Мост прирастал в дину по 30 метров каждые сутки. Когда была проложена последняя клеть рельсов и скреплены стыки, то с крымского берега еще задолго до испытаний и открытия прошла первая дрезина. Почти пятикилометровый мост был возведен за 100 дней и в канун 7 ноября был открыт, по нему со стороны Кавказа прошел первый состав с горючим.

Генерал-майор Павел Михайлович Зернов доложил Государственному комитету о выполнении задания и даже приложил наградные документы на наиболее отличившихся строителей. Однако заслуженных наград никто не успел получить. Случилось непредвиденное.

Зима этого года была суровой, а весна ранняя. Мощные поля толстого льда двинулись со стороны Азовского моря, и под их напором рухнули сначала четыре пролета моста. Ледяные поля подвергли бомбардировке с воздуха, артобстрелу, закладывали фугасы. Не помогло, пали еще 10 опор, а с ними и пролеты моста. Всего льдом было разрушено 42 опоры. Вот так, прослужив всего четыре месяца, был разрушен льдом мост.

К счастью, никто из людей не пострадал. Никого не арестовали, не судили. Вот только никто не получил наград. А Павел Михайлович, которому в этот победный год исполнилось всего 40 лет, уже выполнял новое государственное задание. Ему он посвятил почти 19 лет: участвовал в составе конструкторского бюро по созданию атомной бомбы, руководил испытанием первой бомбы, затем водородной, создавал ракетно-ядерный щит страны. Можно сказать, что главным памятником ему является город Арзамас-17, который он строил, и где до сих пор работают ученые-атомщики. А неудача с Керченским мостом явилась результатом ошибки проектировщиков, сам Павел Михайлович построил его всего за сто дней.

В. РЕБРОВ (Отсюда)

Източник

A-media - автор журнала Здравомыслие

Предлагаю прочитать:

Мосты – это нечто, а Цезарь неподражаем

фальшивый мрамор Зимнего дворца

Великий мост Новгорода (свидетельские рисунки и т.д.)

Великий мост Новгорода – 2

Акведук Понт дю Гард и камень. Что возможно

Дороги и мосты древней Шри-Ланки

Настало время офиги..., тьфу, "НЕВЕРОЯТНЫХ" историй. Маленький ликбезик от Злого Гоблина.

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Стратегическое развертывание сил.

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Стратегическое развертывание сил.(часть 2)

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Кто виноват? Доверчивый параноик Сталин, предатели-генералы или кто то еще?

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Протоколы допроса генерала армии Д.Г.Павлова.

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Протоколы допроса генерала армии Д.Г.Павлова.(часть вторая)

22 июня 1941 года. Причины катастрофы. Протоколы допроса генерала армии Д.Г.Павлова. Суд и приговор

Цифровая история: 5 мифов, оправдывающих Гитлера

"Немец - наш враг". Об отношении советских людей к немцам и солдатам вермахта в годы войны по мемуарам Г. Метельмана. КАМАС

Как американские генералы берегли солдат во Вторую мировую войну.