Новый Эрмитаж Лео фон Кленце и Исаакиевский собор Монферрана - сделано по-русски!

Российской империи стиль ампир стал известен в начале XIX века, благодаря императору Александру I, который довольно часто приглашал в Россию архитекторов-иностранцев. Но, как это в России водится, приняв что-либо в свою культуру со стороны, Россия это переделывает на свой лад. В результате появляются вещи, удивляющие и возхищающие мир. Хочу показать несколько образцов архитектурных построек стиля ампир, которые признаны лучшими во Франции и в России.

Церковь Мадлен в Париже – самый яркий пример стиля ампир не только во Франции, но и во всей Европе. Античные формы были излюбленным приемом для мастеров эпохи Наполеона.

Лучшие ампирные традиции можно найти и в сооружении Мальмезон, которое служило резиденцией для Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне. http://domosedi.ru

К примечательным архитектурным памятникам того времени стоит отнести Триумфальную арку на площади Карузель в Париже, над возведением которой работали архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Все архитектурные элементы в стиле ампир располагались упорядочено, с соблюдением симметрии и равновесия.

Образцы ампира в России:

Надеюсь, что читавшие мои предыдущие статьи про ампир в архитектуре, помнят имя отца-основателя неогреческого стиля немецкого архитектора, художника и писателя Лео фон Кленце.

"Неогрек" (архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира, в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века).

Как обрусевал неогреческий стиль

"После пожара в Зимнем дворце 1837 года было решено построить специализированное музейное здание. Естественно, что место для него было выбрано рядом с комплексом Малого и Большого Эрмитажа. Автором проекта нового здания стал известный немецкий архитектор Лео фон Кленце. По приглашению Николая I он прибыл в Санкт-Петербург в мае 1839 года и привёз с собой два черновых варианта планировки будущего музея. 23 июля император утвердил "Предложение об устройстве Музеума в Шепелевском доме и Эрмитажном здании с перестройкой оных". Была создана Особая комиссия по возведению Музеума.

Главный архитектор не жил в России, приезжал на стройку только при крайней необходимости. На месте работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Лео фон Кленце и его помощник Гальбиг создали более 800 чертежей, на которых были изображены залы в мельчайших деталях, вплоть до планов размещения экспозиции.

Первоначально планировали устроить главный фасад Нового Эрмитажа со стороны Зимнего дворца. Однако уже во время строительства появилось распоряжение об устройстве главного входа со стороны Миллионной улицы. Готовые оконные проёмы со стороны Зимнего дворца заложили кирпичом и оставили для размещения в них статуй. Тогда же был создан парадный портик с атлантами, который 1930-х годов был главным входом в Эрмитаж.

 Прототипами этих фигур послужили  статуи атлантов, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в  Акраганте (на Сицилии), построенного в V веке до н.э.
Прототипами этих фигур послужили статуи атлантов, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (на Сицилии), построенного в V веке до н.э.

Автор проекта архитектор Лео фон Кленце в 1840 году представил два проекта портика. В отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг прислал из Мюнхена уменьшенную модель атланта в виде фараона. Но В. П. Стасов предложил использовать для фигур серый сердобольский гранит, а скульптор Александр Иванович Теребенёв в 1846 году значительно переработал первоначальный замысел. Этот вариант и был принят к исполнению. Главным помощником Теребенёва был каменотёс Г. А. Балушкин. В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая и была принята.

«Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже.» Л. Кленце

Източник http://library.pgups.ru

Небольшая впечатляющая прогулка по залам Нового Эрмитажа. Классицистический стиль здесь чередуется с неогреческим. Подборка с меандрами.

Итак, основатель неогреческого стиля в Петербурге был хорошо известен.

Одним из основных образцов русского ампира является Исаакиевский кафедральный собор, для возведения которого Александр I пригласил Огюста Монферана, ставшего  одним из основоположников этого стиля.

Внутреннее убранство Исаакия. Комиссия по рассмотрению проектов отделки

Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. Но прежде чем проект Монферрана получил окончательное одобрение, архитектору пришлось пережить немало огорчений.

Николай I пожелал заказать проект декоративного убранства архитектору Л. Кленце, приехавшему в Россию в 1839 году. Два года потребовалось ему на то, чтобы подготовить и представить свой «мемориал». Его особенностью было то, что автор решил приспособить здание к своему проекту и предложил переделать его: для усиления освещенности пробить в сводах отверстия, сбить часть карнизов, заделать ниши. Некоторые живописные работы Кленце предложил выполнить немецкому художнику Шрандорфу в технике энкаустики на медных вызолоченных досках. Лепной декор и скульптурное убранство по замыслу Кленце отличались измельченностью и пестротой.

«Мемориал» поступил на рассмотрение Комиссии по строению Исаакиевского собора. Монферран дал о нем отрицательный отзыв, а также указал на недопустимость поломки частей готового здания. Архитектор отметил, что проект не отвечает главным задачам внутреннего убранства — «великолепию, благородству и богатству». И предложил свой вариант декоративно-художественного убранства.

Чтобы оградить себя от подозрений в пристрастном отношении к конкуренту, Монферран просил назначить особую комиссию для рассмотрения обоих проектов. Такая комиссия была создана, и в нее вошли известные архитекторы — В. П. Стасов, К. А. Тон, А. П. Брюллов, К. И. Росси.

Комиссия отметила, что проект Кленце содержит много неприемлемых предложений, нарушающих монументальность здания. Проект Монферрана получил полное одобрение.

Начался очередной этап строительства. Вместе с архитектором К. А. Тоном Монферран едет за границу. В отчете Академии художеств отмечалось: «Им поручено было вновь осмотреть знаменитейшие или известные уже храмы в Европе, дабы воспользоваться великими и изящными изделиями для достойного довершения и украшения возводимых ими храмов».

По возвращении из Европы Монферран приступил к завершению работ по созданию проекта внутреннего убранства собора. По окончательному плану, разработанному Монферраном в 1842 году, расположение декоративной скульптуры в главном куполе выдержано в традициях классицизма, убранство сводов — в стиле барокко, а в оформлении внутренних дверей сказалось влияние искусства итальянского Возрождения.

В целом интерьер собора заметно перегружен декором: пышные золоченые капители и сложные фигурные базы колонн и пилястр, сверкающие ленты балюстрад, ажурные решетки со сложным и прихотливым узором, в который входят и мотив меандра, и элементы извивающегося растительного орнамента; многоярусное украшение арочных сводов и проемов в соединении с золочеными орнаментами и сложными деталями царских врат алтарей — все это с трудом воспринимается как единое целое. Однако при ближайшем рассмотрении каждая деталь поражает совершенством формы и исполнения, а многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветных камней и позолоты создают богатейшую цветовую гамму.

В арках боковых приделов иконостаса также из пластинок лазурита выложен излюбленный древнегреческий орнамент – меандр, или бордюр “A la grecque”.

Източник: http://www.ilovepetersburg.ru

И на сей раз я тоже подобрала несколько снимков. С меандром! :о) И не только!

Икона «Богоматерь Тихвинская». Она является списком XVIII века с древней иконы.
Икона «Богоматерь Тихвинская». Она является списком XVIII века с древней иконы.
Александр Невский. Скульптура ниши южных дверей
Александр Невский. Скульптура ниши южных дверей

Смотрите сами. Я выбрала несколько фотографий: на некоторых из них присутствует меандр. Самый разный. Удивительно, но на него не обращают внимания любители выискивать свастику.

Ещё одно великолепие - мозаики Исаакиевского собора!

Всё самое замечательное, самое прекрасное, самое изысканное в этом здании находится перед человеком и над его головой: стены, иконы, мозаики, купоны, иконостас...

Пол же, хотя и поддерживает композицию внутреннего помещения, но не отвлекает на себя внимание посетителей. Он здесь - просто пол.

Предыдущие статьи на эту тему:

Красота от античности - 1 (о свастиках и стиле ампир)

Красота от античности – 2 (о Наполеоне)

Красота от античности – 3 (русские особенности ампира)

Красота от античности – 4 (полы во дворцах)

Красота от античности – 5

Почти тысячу лет назад (древнейшая церковь с удивительной росписью)