Почти тысячу лет назад

13.11.2017

Думаю, что немного разнообразить прогулки в прошлое совсем не будет лишним, а потому предлагаю посетить деревню, название которой на ретороманском языке  звучит как Ziràn. Ретророманский - это (по-нынешнему) романшский — древний язык, на котором и сейчас разговаривают швейцарцы, правда, таковых менее 1%. Но этот язык - один из четырёх государственных языков Швейцарии, и на этом языке издаются книги, а ещё на нём ведётся преподавание в школах кантона Граубюндена. Что касается местоположения Ziran, то это - места верхнего Рейна - Хинтеррайн. Мы можем об этой деревне узнать по другому её названию - Циллес (Zilles). Эта деревня, оказывается, судя по артефактам - (старинным монетам) и находкам в пещере существовала здесь ещё в позапрошлом тысячелетии.

Старинная церковь Святого Мартина в Циллисе (кантон Граубюнден) — одна из четырех самых древних церквей мира, сохранивших свои аутентичные расписные деревянные потолки.

От II-IV столетий новой эры на территории принадлежащей церкви Святого Мартина остались культурные слои римского поселения. Примерно V-VI века можно уже считать временем строительства церкви, ибо частично нынешнее здание построено с изпользованием римских стен. В документах собственности Рейха  831 года эта церковь именуется "Ecclesia plebeia в Ciranes". Так что церковь, украшающая собой деревню Циллес, имеет историю почти столь же почтенную, как и сама деревня. В 1989 году при помощи дендрохронологического анализа определили возраст римского деревянного потолка церкви - 1114 год н.э. После установки деревянный потолок был мастерски разписан. Вот и подошла я к самому интересному, ради чего пишется эта статья.

 Этому потолку чуть более 900 лет.
Этому потолку чуть более 900 лет.

Церковь св.Мартина – Мартинскирхе  известна благодаря расписному своду. Потолочный плафон, составленный из 153 квадратных элементов, уникален тем, что он  - единственный в мире, сохранившийся до наших дней практически полностью. И при этом краски его не поблекли: изображения сохраняют свой цвет. Квадраты панелей размером 90 х 90 см разположены по 9 панелей в 17 рядов. При этом сюжеты изображений построены в продуманном порядке Они изображают прошлое человечества и вся композиция плафона связана со средневековыми картами.

На четырёх угловых панелях, как на древней карте, изображены четыре ветра в образе ангелов. Кстати, посмотрите на эту старинную карту мира для сравнения

  Внешние панели (окраина или край мира, море) посвящены мифическим существам, а внутренние – жизни Христа. Мифические существа в те времена и гораздо позже часто изображались на картах, и, вполне возможно, что поначалу они применялись с целью обозначения конкретных понятий, как то мы наблюдаем в знаках зодиака. Но постепенно эта функция утрачивалась.

Итак,  панели внешнего периметра украшены чудовищами:

Специально привожу несколько изображений разных чудищ, в надежде на то, что кое-какие из них будут опознаны любителями оных на различных флагах и гербах :о)

Повторяю, церковь старинная, римская. На изображениях мы видим любимые древними римлянами орнаменты (с местными особенностями). У меня возник вопрос:

где меандр?

И что вы думаете? Он нашёлся!

Обратите внимание на кайму под самым потолком. Очень красивый, по-моему, меандр!

Совершенно по-римски написанный :о) Есть ещё меандр в другой римской (романской) церкви св. Павла  - Kirche Sogn Paul в той же Швейцарии в укромном месте на лесистом холме над Хинтеррайн.

Посмотрите, церкви-то, одного "покроя" в одной местности, возможно, что одного времени. Ещё одна загадка. Сюжеты фресок этой церкви очень даже напоминают

...правильно - Святого Георгия и дракона.

Возникает вопрос: где Рим, Швейцария и верхний Рейн, и где - Тартария...

Церковь, как место, призванная соединять человека с Высшим, обязательно была связана с космогоническими представлениями и о месте человека в мироздании. Оказывается, это отображено в построении сюжета единой картины потолка. Сюжеты охватывают ряд тем: мифические фигуры окружающего мира, библейские события, жизнь святого покровителя церкви и деревни - Мартина Турского. Картины отражают не только картину европейского мира одиннадцатого века, но и место Zillis в этом мире.

Мартин Турский в переводе на русский - Мартин Путешественник.

Также обратите внимание на орнаменты, обрамляющие отдельные панели. Деревянные полосы, которые является также и частью фиксирующих конструкций, способствуют визуальному разрыву между территориями зла и добра. Этими узорами формируется большой христианский крест, разделяющий с дьяволом, который пытается на перекрёстке искушать Христа всеми богатствами мира.

Мифические числа романского потолка в Zillis.

Мифические фигуры в церкви St Martin насчитывают - 48 картин, образующих внешнее кольцо потолка: на этих панелях в основном изображены мифические персонажи. Они символизируют зло и создаются эти фигуры из соединения частей различных животных воды и земли, или животных и людей, или просто отдельных диковинных фигур.

В четырёх углах  разположены ангелы, символизирующие четыре направления ветра. Они также предупреждают прихожан об апокалипсисе и последнем суде - своего рода средневековый заместитель предвестника конца света.

Библейские сюжеты на романском потолке в Zillis

Внутренние 105 панелей содержат сюжеты библейских сцен и жизни Мартина Турского. Сцены включают предков Христа, таких, как  Давид и Соломон, рождение Христа, бегство в Египет, некоторые поступки и Страсти Христовы. Сюжетная история довольно резко заканчивается сценой с терновым венцом и не показывает распятие, и, что более важно,  -

воскресение.

Изображение Тайной вечери на двух панелях

В противоположность этому, путешествие Трех Царей широко освещается на 15 отдельных панелях с подношением даров на двух панелях. Это особое отношение к путешествию, вероятно, отражает важность этого процесса для жителей Zillis , трудное пересечение ими Via Mala и Сан-Бернардино (Альп в Италии). Картина святого Христофора - покровителя путешественников, является так же подтверждением того, что торговцы прошли сюда, совершив тяжёлое и опасное путешествие.

В последнем ряду панелей в задней части церкви изображается соглашение между селом и святым Мартином Турским, покровителем церкви и села. Оно включает в себя известные сцены из его жизни, в том числе разрезание Мартином своего плаща на две части, чтобы поделиться с дрожащим нищим; и где он увидел попытки дьявола предстать  в облике Христа.

Святой Мартин Путешественник был выбран в качестве  покровителя королевской линии  Меровингов, начиная с короля Хлодвига (481-514) и традиция продолжалась затем франкскими и французскими королями. В результате, St Martin до сих пор широко почитаем во Франции, Германии и многих других частях Европы.

Городской флаг Циллис-Райшен. Обратите внимание на флаг местного города: он имеет изображение святого Мартина, разрезающего свой плащ на две части, чтобы поделиться с дрожащим нищим. Две красные звезды означают Zillis и Reischen - две деревни, объединенные в единую коммуну в 1875 г..

и ещё раз:

Под потолком, верхние части стен нефа украшены геометрическим бордюром. Эти узоры и цвета напоминают те, что находятся в других ранних христианских церквях , например, в Равенне (Италия), Müstair (Швейцария) , а также повторяется в исторических мозаиках в Императорском соборе в Аахене (Германия).

Равенна

Georgskirche in Reichenau-Oberzell

Надеюсь, что теперь понятно, как римские старинные меандры попали в Швейцарские Альпы, в Германию и т.д.

Выставка Zillis Kirche

Меандры, свастики...

Красота от античности - 1 (о свастиках и стиле ампир)

Красота от античности – 2 (о Наполеоне)

Красота от античности – 3 (русские особенности ампира)

Красота от античности – 4 (полы во дворцах)

Красота от античности – 5

Подписывайтесь на мой канал, вас ожидает ещё много интересного :о)