Поначалу его называли островом Мутова или Матоуса

В 1769 г. не ранее сентября 25 1. – «Журнал, или записка, учиненная казацким сотником Иваном Черным, бывшему на Курильских островах, даже до 19-го острова, путеследованию и усмотренным на оных примечаниях в разстоянии тех островов и живущих на оных народах и о прочем»

12-й остров Мутова – крутый, длиною верст 30. На нем сопка (Сарычева до 3 тыс. ф. вышиною, в ш. 48°6', д. 206°42'), коя, по объявлению курильцов, в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными убивало; на подножии сопки горы и каменья. Лесу, кроме кедроваго сланца, ольховника и рябинника небольшаго, нет; коренье, кое там, как видно было, все выгорело и заметано камнем, и ныне хотя тех кореньев и сланца несколько имеется, но весьма мало; из зверей изредка попадаются лисицы красныя дикошерстыя, бобров и нерп тоже бывает малое число; озер и речек, кроме некоторых источин из падей, не имеется; по обеим сторонам острова пристани байдарныя – бухты песчаныя, небольшия. По утесам водится птица разная: ары, курукуры, топорки, по-курильски этупирка. На острове имеется особая пучка, какой в Камчатке нет, наподобие сладкой травы, но лист на ней круглый, более, чем на сладкой траве, а ствол с одной стороны раздвоился. Пучку жители [136] употребляют в пищу и, по объявлению курильцов, ея довольно по всем островам, обитаемым мохнатыми.

(До 1770 г. на 12-м острове оставались на постоянном жительстве до 200 человек обоего пола сошлых со 2-го острова).

Източник 

В 1791 г. увидела свет книга о странствованиях купца Григория Шелихова.

"Касательно же обстоятельного описания морских и воздушных явлений в продолжении нашего плавания и на местах, где останавливались жительствами, то особые ведены были тому каждодневные записки, и по прибытии моем в Охотск удержаны тамошним областным начальником господином Козловым-Угрениным, которые, думаю, он от себя не оставит представить куда следует, ежели они содержат что-нибудь достойного примечания.

Историческое и географическое описание Курильских, Алеутских, Андреяновских и Лисьевских островов, простирающихся от Камчатки к Америке на Восточном океане

Острова Курильские

МУТОВА, или МАТОУСА-остров, отстоит от вышеописанного на 45 верст; длины и ширины имеет на 30 верст. На полуденной его стороне есть превысокая дымящаяся сопка, которая часто выметает горячие каменья; а к северному концу увалы и ровные места, на которых, равно как и в полях, растут травы: сладкая, шеломайник, кутагарник, кислица, щавельная и других родов, и как на других островах, разные сараны. Сверх сего на этом острове растет трава выше человека, дудка у нее толстая, наверху лист круглый и широкий наподобие шляпы, так что человека, в оной находящегося, никакой дождь не может промочить. Лес на острове мелкий ольховник, кедровник и рябинник; из зверей водятся одни лисицы; песчаные берега сего острова изобилуют бухтами и байдарными пристанями. Около острова водятся бобры и нерпы, и для промысла их приезжают те же курильцы, которые промышляют на описанных островах. По утесам сего острова плодится довольно всяких птиц. Рек рыбных совсем нет. Возле острова сего лежит другой, низменный, без хребтов, на котором растет всякая трава и птиц морских немалое число, а гуси линяют на месте сем, курильцы их промышляют и сушат. На этом острове ясачных 3 человека, жен 85, детей мужеского пола 14, женского 28.

thelib.ru

О десантной операции на Курилах

Я не случайно выбрала для второй статьи о подземных сооружениях именно остров Матуа. Остров и его история привлекают внимание не только учёных историков или краеведов, но и журналистов, "первооткрывателей" и, даже, военных. Потому, дабы никого не обидеть, постараюсь разсказать о видении проблемы Матуа всеми заинтересованными :о)

Сначала, "первооткрывательское" видение:

"После окончание войны с Японией к Сталину обратился президент Трумен с необычной просьбой: предоставить США остров Матуа, находящийся в самом центре Курильской гряды, занятый советскими войсками. По окончании войны с Японией на острове Матуа (размером 20 х 10 км ) находился японский гарнизон военных из 3 811 человек, который без сопротивления сдался нашим пограничникам численностью в 40 человек... 

Однако военной технике на острове не оказалось. Её тщательные поиски с 1945 года и до сих пор результатов не дали. При попытке восстановления разрушенных коммуникаций неожиданно произошло «извержение вулкана» в центре острова. Обращает на себя внимания загадочная гибель на острове наших военных исследователей. Густая сеть подземелий острова-крепости таит в себе много загадочного.

Посредством приборных исследований на острове Матуа удалось составить план-схему основных подземных тоннелей, коммуникаций и ряда других объектов. Складывается впечатление, что в глубинах острова велась добыча полезных ископаемых, а также их плавка. Для этого на острове имелись энергоисточники и сеть передачи электроэнергии. Подземелья имели также систему воздухообеспечения, где возвышенности 446 м и 829 м имели центральное шахтное стволы, один из которых использовался в качестве приточной, а другой – вытяжной вентиляции. Имеются основания считать, что эти шахтные стволы, а также входы-выходы из подземелий были заминированы мощными зарядами. Поэтому при неосторожном обращении исследователей заряд внутри шахтного ствола сработал и осуществил выброс энергии и земли (как из орудийного ствола) подобно извержению вулкана. Было выявлено, что некоторые тоннели и подземные выработки затоплены воды, а военная и производственная техника с острова вывезены далеко в море и затоплены. Их координаты возможно установить, если этот металл ещё кого-то интересует..." И так далее, так далее тому подобное :о)

taynikrus.ru

Краеведы:

Из Дневника 20-й Камчатско-Курильской экспедиции на о. Матуа.

"Сначала короткая предыстория этой экспедиции. Очевидно, она началась раньше, несколько лет назад, когда все-таки обратили внимание на о. Матуа и наши экспедиции. Думаю, что сначала заговорили некоторые структуры Сахалинской области, - в 2011 году начались первые жалобы на наши «незаконные» действия по нахождению на острове без ведома Министерства культуры Сахалинской области, установку поклонных крестов, возведение Часовни. Хотя незнание о наших действиях – это только неинформированность некоторых структур (законодательное собрание неоднократно приглашалось, Сахалинская епархия дала благословение на установку крестов и Часовни, в 2010 г. на строительство Часовни мы получили благословение Патриарха), несогласованность, и самое главное ревность и собственнические настроения – НАША территория.

Учитывая, что действия и результаты наших экспедиций доступны в регулярных публикациях, на нашем сайте www.kuristour.ru; прозрачны – все СМИ и структуры имеют сведения о наших действиях, результаты экспедиций стали известны и высшим эшелонам. Поэтому возник проект МО РФ и РГО об изучении острова Матуа (с упором в освоении его МО), что в феврале 2016 г. было озвучено Министром Обороны и Президентом РГО С.К. Шойгу. В результате - с выставкой из предметов о. Матуа и с кратким отчетом о самых интересных моментах истории и инфраструктуры острова Е.М. Верещага и И.В. Витер выступили на Коллегии МО РФ в марте 2016 г. В апреле 2016 г. они были приглашены на заседание попечительского совета РГО в штаб-квартиру Санкт Петербурга, где также был краткий рассказ о Матуа с показом ролика по острову (подробная информация об этих событиях также есть на сайте экспедиций).

Но вопреки нашим рекомендациям было принято решение проводить экспедицию в мае-июне 2016 г. Мы по объективным обстоятельствам не смогли присоединиться к этой экспедиции. И поэтому, наша запланированная экспедиция проходила в ранее намеченное время – в августе 2016 г. И думаем, что она явилась достойным и очень результативным завершением совместной экспедиции МО и РГО...

...Экспедиция получилась короткая, рассчитывали с 5 до 31, но получилось с 15 августа. Но результаты неплохие, не совсем по плану. Но сложности в координации с результатами предыдущей экспедиции МО и РГО, тем более даже в середине сентября мы не видели их отчета. Получилось, что мы хотя и продолжение, но в основном самостоятельно работали и уже через неделю, 6 августа отправлен краткий отчет в РГО.

В этот раз немного затянулось печатание дневника, так что посмотрела еще один фильм по России-24 об экспедиции МО и РГО на Матуа в мае-июне 2016 г. Судя по тому, что в него включены эпизоды из предыдущих репортажей, это был итоговый фильм. Жаль, но повторяются некоторые нелепости типа – в кратер сбрасывали орудия, между островами лежит Иваки-Мару, пепел затруднял подъем на вулкан и т.д.

К сожалению, наше предположение, что делали открытия (для себя), подтвердилось. Исходя из показанного материала, надо отметить, что для себя мы ничего нового не увидели. Подтвердились те выводы, которые мы ранее сделали - входы в склоны все коммуникационные, вспомогательные. А основные подземные сооружения в других местах, что и показывает наша находка бетонного подземного помещения. И можно с уверенностью сказать, что взрывчатка совсем не нужна в исследовательских работах.

foto.kurilstour.ru

Отчёт об экспедиции 2016 года здесь 

"Флора и фауна о. Матуа (средние Курильские о-ва)

С 15 по 29 августа 2016 года в рамках 20-ой Курило-Камчатской экспедиции Российского географического общества на о. Матуа (средние Курильские о-ва), при содействии Министерства обороны, двое сотрудников КФ ТИГ ДВО РАН сделали наземные, литоральные и сублиторальные сборы флоры и фауны.... 

Рис. 8. Полихета (виден только веер) и новый вид эхиуриды (синий хоботок) на дне у о. Матуа.
Рис. 8. Полихета (виден только веер) и новый вид эхиуриды (синий хоботок) на дне у о. Матуа.

Несколько проб с полихетами (несколько видов) и эхиуриды (один вид, несколько экземпляров) будут переданы Морозову Т.Б. для определения. По предварительным данным собранная эхиурида является новым для науки видом.

Рис. 9. Мшанка и альционария (мягкий коралл) на дне у о. Матуа.
Рис. 9. Мшанка и альционария (мягкий коралл) на дне у о. Матуа.

Отчёт гидробиологов здесь: foto.kurilstour.ru

Историк:

"Матуа: подземные «секреты» старого корейца"

(из статьи о результатах совместной экспедиции Мин.обороны и Русского географического общества)

 Вот что говорит в интервью  Игорь Анатольевич Самарин - старший научный сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея (на Матуа он руководил экспедиционной «секцией» русского географического общества):

"- Игорь Анатольевич, вы излазили Курилы вдоль и поперек. Матуа вас чем-нибудь зацепил?

- Он прежде всего интересен тем, что здесь на сравнительно небольшой территории сконцентрировано очень много различного рода фортификационных сооружений, объектов военной инфраструктуры. Отличие его от других островов Курильской гряды в том, что здесь практически не было гражданского населения. Несколько человек, обслуживавших метеостанцию и станцию наблюдения за морским зверем, были выселены в 1943 году, когда сюда началось массовое перебазирование сухопутных и военно-морских сил Японии. Фортификация, изучению которой я уделил основное время, отличается от всего того, что я видел и на Северных Курилах, и на Южных. Максимальная толщина стенок составляет полтора метра, что позволяет относить эти сооружения к тяжелым...

- С чем было связано такое внимание японского командования к этому острову?

- Японская доктрина ведения войны на рубеже 30-х — 40-х годов предполагала активное использование морской авиации. Японцы на всех оккупированных островах в первую очередь начинали строительство аэродромов, их были сотни по всему Тихому океану. Матуа очень выгодно отличается географически — он находится практически в центре Курильской гряды и мог принимать эстафету от патрульных самолетов, базировавшихся на Итурупе и передавать ее на Шумшу. То есть, осуществлять полный контроль над всеми курильскими островами. Строительство аэродрома здесь началось еще в конце 30-х годов. К августу 43-го уже были готовы обе ВПП, рулежные дорожки, ремонтные ангары и комплекс зданий, необходимых для обслуживания с множеством аппаратуры. Сейчас, конечно, уцелели только бетонные коробки.

- Почему японцы не сопротивлялись здесь до последнего? Какой-то надлом произошел, или были иные объективные причины?

- Мне удалось установить, что уже 2 августа, за две недели до указа императора Хирохито и присоединении Японии к Потсдамской декларации, командир Второго курильского гарнизона полковник Уэда получил приказ об эвакуации. В первую очередь острова перестали играть свою роль – сдерживание американского вторжения. Весна 45-го года показала, что основные бои войны на Тихом океане проходят не на Севере, а на Юге. Японцы постепенно начали перебрасывать с Курил на юг авиацию, артиллерию и ВМФ. Гарнизон на Матуа стал ненужен, части начали перевозить на Хоккайдо – остров, который должны были атаковать США. Все это подтверждают японские документы. В мае 1945 отсюда была снята танковая часть и перевезена на Хоккайдо. А второго августа началась эвакуация гарнизона. Причем есть сведения, что сам полковник Уэда съездил на Хоккайдо, вернулся и встретил советские войска. К тому моменту уже было известно о речи императора Хирохито. Никакого желания воевать у японцев уже не было.

- Что-то интересного удалось найти за полтора месяца?

- Одной из загадок Матуа на протяжение последних лет была легенда, что остров представляет из себя тщательно законсервированную базу. Японцы, уходя, якобы, не теряли надежды использовать ее в будущем, поэтому все вооружение они спрятали. Советские архивные данные, к сожалению, не говорят, сколько артиллерии тут было обнаружено. Несомненным успехом нашей экспедиции является обнаружение останков нескольких артиллерийских систем — двух 150-мм орудий, морской 120-мм пушки, фрагменты 75-мм горного орудия. Эти находки позволяют говорить о том, что основная часть артиллерии здесь оставалась вплоть до 70-х годов и была утилизирована советскими войсками, которые тут дислоцировались. Помимо этого мы собрали коллекцию бытового и военного инвентаря, смогли понять, как жили тут японцы, чем питались, лечились. Военные здесь ничем не отличались от гарнизонов на других островах. Те же водяные фильтры системы Сиро Иси фрагментами мы находили везде, в том числе на Сахалине. Но здесь они сохранились полностью, это, по нынешним меркам, сверхъестественные находки. Было найдено и большое количество различных механизмов от автомобильного парка, катки для укладки асфальта, снегоочистительные машины. А также много непонятных изделий и агрегатов, о назначении которых еще предстоит подумать."

www.spb.kp.ru

Военные:

"Подземный японский город на краю света: какие еще тайны прячут в себе сопки острова Матуа"

Матуа — это островок Большой Курильской гряды, на котором до сих пор не проводились серьезные научные исследования. В годы Второй мировой войны японцы буквально изрыли остров тоннелями, фортификационными сооружениями. Они создали там целый подземный город со складами, госпиталями и даже железной дорогой. Сейчас на острове работает экспедиция Минобороны России, которая должна дать ответ, можно ли построить на острове российскую военную базу.

Остров Матуа с высоты птичьего полета кажется небольшим пятном — 11 километров в длину и шесть с половиной в ширину, две трети площади острова занимает действующий вулкан — пик Сарычева... Этот вулкан славен тем, что он один из самых активных действующих вулканов региона.Норов у пика Сарычева крут — спящим его не назовешь. Извержения хоть и кратковременны, но часты и сильны. Несмотря на все природные катаклизмы, японцы в годы Второй мировой войны превратили остров в неприступную крепость, где были и подземные тоннели, и аэродром, и даже железная дорога. Гарнизон на острове превышал три тысячи человек. Вообще, Курильские острова использовались японцами как стратегический барьер для выхода из Охотского моря в Тихий океан. Здесь возвели целую сеть различных военных оборонительных фортификаций. 

 При подлете к острову видно, что он изрыт береговыми укреплениями. Окопы, берущие начало у самой кромки воды. ДОТы и ДЗОТы, выдолбленные в многочисленных сопках острова, глядят пустыми бойницами в сторону моря.

...Здесь с мая работает экспедиция Минобороны России, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством замкомандующего ТОФ вице-адмирала Андрея Владимировича Рябухина.

...Перед исследователями поставлены три основные задачи: изучить военно-историческую составляющую острова, изучить вулканическую деятельность Матуа и понять, как на острове развить военную инфраструктуру. Научная группа РГО занимается на острове рутинной, но очень нужной работой, составляет карты острова: ландшафтные, геологические и почвенные.

Отбирают образцы пород почв и растений. Вторая группа ищет артефакты, которые остались от японцев... Члены экспедиции даже совершили восхождение на пик Сарычева, где были водружены два флага — Российской Федерации и Андреевский флаг ВМФ. Подъем на вулкан — это не просто водружение флагов, участники экспедиции пытались понять, на какие стороны идет извержение со шлейфом.

С высоты четко видно, где остров поменял свою структуру, географию, где появились новые пляжи. Выясняли, как японские заграждения, в том числе противоселевые оттоки, преграждали путь грязи, шедшей в сторону японских казарм. Интересуюсь у одного из руководителей экспедиции — действительного члена РГО Андрея Иванова, правда ли Матуа является островом-загадкой, где хранятся секреты императорской Японии, или это досужие домыслы журналистов?

— Про загадки журналисты любят вопросы задавать, — улыбается ученый. — Конечно, пока сложно досконально изучить то, что осталось от японцев, понять, где мифы, а где реальность. Нам удалось выяснить, что легенды о том, что на Матуа существует подземный город, сооруженный ими в конце Второй мировой войны, имеют под собой почву. Нами обнаружено довольно много входов, которые ведут под землю, все они взорваны или завалены. Один такой вход мы раскопали и обнаружили за ним многочисленные подземные ходы, складские помещения, которые были соединены с надземной системой траншей и окопов специальными ходами.

Это не легенда, это действительно есть на самом деле. Вместе с тем основная цель экспедиции - не отгадывать японские ребусы, а сделать комплексную оценку территории, чтобы понять, насколько она пригодна для освоения, не смоют ли сели и цунами новую инфраструктуру острова. Также экспедицию интересует вопрос, как японский гарнизон решал вопросы жизнеобеспечения, ведь, как выяснилось, источники воды на острове отсутствуют.

Руководитель экспедиции — замкомандующего ТОФ Андрей Рябухин, рассказал «Армейскому стандарту», что японцы пользовались исключительно талой водой, которая образуется за счет таяния снегов на вулкане. Поэтому на Матуа находят множество старых японских фильтров для очистки воды, которые изобрел начальник 731-го отряда в Маньчжурии Сиро Исии (японский врач, проводивший нечеловеческие эксперименты над людьми и разрабатывавший бактериологическое оружие). Они предполагали два вида очистки, грубую и тонкую. Грубая при помощи щеток удаляла из воды всю грязь и мусор.

Во время тонкой через керамические фильтры под давлением прогоняли воду, затем она шла по траншеям в специальные емкости. Часть системы была проведена в районе горной системы, а часть японцы устроили возле озер, которые образовывались в период таяния снега. Рядом с ними были установлены насосные станции. Кстати, из-за того что на острове было много крыс, которые также пользовались водой, здесь нашли сильные антибиотики, которыми были буквально завалены подземные госпитали. Таблетки предотвращали поражение личного состава. Вместе с тем участники экспедиции утверждают, что самого производства бактериологического оружия на острове не было. Ведь если бы что-то пошло не так, то японские гарнизоны на Курилах погибли бы сами.

Остров был нужен в первую очередь как огромная база хранения и база обеспечения безопасности протяженной линии коммуникации, которая проходила от «большой» Японии до островов Парамушир и Шумшу, где стояли большие гарнизоны. Угрозу безопасности этого маршрута представляли только подводные лодки и надводные корабли американцев. Так как авиация союзников не могла активно бомбить острова из-за дальности перелета, основной упор был сделан на защите от флота. Поэтому на острове построили большой аэродром с двумя полосами, где базировалась истребительная авиация и бомбардировщики. Также на острове могло находиться до десяти тысяч человек, чтобы при необходимости усилить японские гарнизоны на северных островах Шумшу и Парамушир.

Спрашиваю у Рябухина: удалось ли экспедиции понять, как была построена оборона острова?

— Мы выяснили систему коммуникаций и фортификации японцев, поняли, как была выстроена структура обороны Матуа, — рассказывает он. — Особенностью строения острова является большое количество распадков — длинных ущелий, в которых они концентрировали свои склады. На острове была развита дорожная система. Она была серпантинного типа и вела туда, где стояли отдельные гарнизоны. Рядом с гарнизоном был оборудован склад и казармы, а также позиции для обороны — траншеи, доты. Пока мы только можем предполагать, как осуществлялся подвоз на позиции продуктов и боеприпасов.

Уже понятно, что на Матуа был развит автомобильный транспорт и железная дорога. Конечно, саму железную дорогу поисковики пока не нашли, встречаются только ее следы. Можно только догадываться, где она проходила, — это тоннели, пробитые под землей и как артерии пересекающие остров. О том, что она действовала, свидетельствуют и многочисленные находки: проржавевшие от времени вагонетки, фрагменты рельсов. Кроме того, по всему острову были проложены латунные или бронзовые трубопроводы для подачи топлива. Поисковики находят характерную арматуру и насосные части, однако емкости, где хранилось топливо, пока также не найдены. Кроме того, экспедиция выяснила, как японцы строили свои казармы.

Они были сборно-разборными и состояли из металлического каркаса и дерева. Деревом также были обшиты все доты на острове. Аэродром японцев сейчас находится в довольно плачевном состоянии, он сильно пострадал от налетов авиации и от природных катаклизмов. Сейчас там оборудовано несколько вертолетных площадок. Однако в перспективе его восстановление возможно. Конечно, главный вопрос: нужен ли нам этот клочок земли, абсолютно непригодный для нормальной жизни? 

... Пока планируется, что на острове расположатся подразделения ТОФ, которые будут обеспечивать защиту государственных интересов. Вместе с тем вице-адмирал считает, что восстанавливать японскую инфраструктуру на острове не имеет никакого смысла. — Сейчас, в современных условиях, углубляться под землю, выстраивать там города и железные дороги дорого и нецелесообразно. Опять же все подземные коммуникации, которые мы вскрываем, очень ветхие.

Они осыпаются, полуразвалившиеся. Строение грунта здесь своеобразное, в том числе скальные породы очень непрочные. То, что японцы тут нарыли, для того времени было очень актуально, сейчас уже нет. Экспедиция будет работать на острове до июля, затем по ее итогам будет подготовлен доклад. Выводы, нужен ли Матуа Вооруженным Силам, появится ли там база, будут сделаны уже в этом году. И есть большая вероятность, что на Матуа все же расположатся наши войска.

Автор: Александр Степанов «Армейский стандарт»

Фото: Минобороны РФ

tvzvezda.ru

Как были открыты Курильские острова

Карты в истории российско-китайской границы и карта Китая для Петра I

Страсти по закрытому китайскому музею, или о двусторонней пропаганде