Русские в татаро-монгольском плену.

Те, кто утверждает, что татаро-монгольского нашествия не было, а, значит, не было и ига, старательно избегают ещё одной стороны этого явления - угона русского населения и продажа его в рабство.

Предлагаю ознакомиться с научной работой по этому вопросу М. Д. Полубояриновой "Русские люди в Золотой Орде". Она написана на основе письменных източников и археологических находок. Я привожу только начало. Всё остальное желающие могут прочитать сами здесь Хочу подчеркнуть, что речь в этой работе идёт только о рабах в Золотой Орде. Но, рабов ордынцы продавали и туркам и другим покупателям. Так что, явление это ещё более тягостное.

***

"Путешественники, побывавшие в разное время в Золотой Орде, в своих рассказах упоминают о русских, встреченных ими в татарских городах и кочевьях. Летописи пестрят горестными рассказами об угоне тысяч русских пленников татаро-монгольскими завоевателями. Известия о вернувшихся из Орды, о выкупленных или отбитых в бою пленниках единичны.

Имеется много сведений о регулярных поездках к ханам русских кня­зей с боярами, духовенства, о дипломатических посольствах, о купцах, отправлявшихся в Среднее и Нижнее Поволжье и далее с торговыми целями. Многие из них, как и пленники, жили в Орде годами. Для всех них Орда оставалась чужой и опасной страной, возвращение откуда на родину было счастливым событием.

Специально тема о русских людях в Золотой Орде никем до сих пор не разрабатывалась. Это можно объяснить недостаточностью именно археологических материалов, которые накопились лишь за последние 15 лет в ре­зультате раскопок на территории Золотой Орды. Археологические наблю­дения дополняют и делают более достоверными и конкретными сведения, почерпнутые из письменных памятников.

Письменные источники по интересующему нас периоду очень разнообразны. Это русские летописи, записки путешественников, католических миссионеров, сочинения арабских и персидских авторов, ярлыки (охранные грамоты) ханов русскому духовенству, духовные и договорные грамоты русских князей, жития святых и т. д. Во многих из них содержатся сведе­ния о русских людях, попавших в Орду.

Археологи еще в прошлом веке при обследовании руин золотоордынских городов находили русские вещи. В основном это были крестики, иконки и другие предметы православного культа или вещи с русскими надписями. При невнимании к рядовым находкам, свойственном археологам того вре­мени, только эти вещи и могли быть безошибочно отнесены к русским. На­до сказать, что подобные находки, свидетельствующие о пребывании рус­ских в золотоордынских городах, волновали исследователей. А. В. Терещен­ко, чиновник Министерства внутренних дел, проводивший раскопки Царевского городища (Новый Сарай) в 1843—1851 гг., писал в своих рапортах перед началом работ: «Среди заволжских степей могут открываться драгоценные памятники для русского сердца: храм и домы князей, духовенства и живших в Орде русских»...

Рабы

Большая часть русских, оказавшихся в Золотой Орде, принадлежала к несвободному населению — рабам. В результате татаро-монгольских завоеваний и притока даровой рабочей силы роль рабского труда на покоренных территориях значительно возросла. Это явление (более широкое, чем в предыдущий период, использование рабского труда) отмечается исследователями и в Иране, попавшем под власть Ильханов. После каждого похода и набега в золотоордынские города вливалась новая партия рабов. Плано Карпини сообщает о расправе с населением городов, которые татары уговорили сдаться: «А когда же выйдут к ним, то татары спрашивают, кто у них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором». Татары требовали, чтобы покоренные народы «давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно, они отсчитывают десять отроков и берут одного, и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов». С этим сообщением можно сопоставить известие русских летописей под 1237 г. о том, что татары потребовали с рязанского князя «во всемъ десятины, в князихъ, и в людехъ, и въ коних и в скотехъ». Десятина от скота и другого имущества семьи — копчур традиционный для татаро-монгольской державы размер дани. Об обзанности же поставлять победителям десятую часть населения, отмеченно у Плано Карпини и нашими летописями, другие источники молчат. Вероятнее всего, это требование выдвигалось на Руси завоевателями лишь самые первые годы ига. После переписи русского населения в 1257 г. с целью установить точные размеры дани с дома, с семьи, эта форма захвата рабов, по-видимому, уже не имела места. Слова «в князихъ», возможно, надо понимать как требование десятой части имущества князей.

Говоря о притеснениях, которые терпели черкесы, русские, ясы в царствование Узбека, Эломари сообщает: «...сколько раз он убивал их мужчин, забирал в плен женщин и детей, уводил их рабами в разные страны».

Надо сказать, что из рабов особенно высоко ценились русские женщины. Автор «Продолжения сборника летописей», перечисляя богатую добычу, доставшуюся Тимуру после разгрома Москвы и окрестных земель, при упоминании о русских женщинах переходит па стихи: «Что я скажу о подобных пери — как будто розы, набитые в русский холст».

Иосафат Барбаро, путешествовавший в 1436 г. по Нижнему Подолью, упоминает родственника хана Эдельмира, который подарил ему в Тане восемь русских, говоря, что это часть добычи, приобретенной им в России.

Многие русские попадали в раоство как неисправные плательщики дани и долгов. Указание на это имеется в летописях под 1262 г., где говорится о произволе откупщиков дани в русских городах: «Окупахуть бо н оканьніи бесурмене дани и отъ того велику пагубу людемъ творяхуть, роботяще резы и многы души раздно ведоша».

Резъ —рост, процент. Конец фразы «многы души раздно ведоша» . М. Щербатов, Н. М. Карамзин и А. Н. Насонов трактуют как увод недоимщиков в рабство. На этот счет есть и свидетельство Плано Карпини. Описывая приезд на Русь ханского чиновника-сарацина (по-видимому, баскака), Карпини сообщает, что население, оставшееся после угона в рабство всех холостых мужчин и женщин, каждого из трех сыновей в семье, также нищих, было обложено данью в виде мехов. «И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба». Сход­ное свидетельство находим и у Гильома Рубрука: «Когда Русские не моут дать больше золота или серебра, Татары уводят их и их малюток, как стада, чтобы караулить их животных». Эломари сообщает, что «во время голода и засухи они (русские и тюрки Дешт-Кипчака. — М. П.) продают своих сыновей».

Попадали русские в татарское рабство и в результате княжеских междоусобиц и разбойничьих набегов ушкуйников. В летописи под 1375 г. приводится рассказ о походе 2 тыс. ушкуйников (по Тверской летописи — 1,5 тыс.) на 70 судах под предводительством воевод Прокофия и Смо­лянина. Они захватили Кострому, разграбили город, подожгли его «многих христіан въ полонъ поведоша съ женами и з детми». Та же участь постигла Нижний Новгород. Потом ушкуйники прошли по Каме, грабя по дороге, и повернули в Болгары, «и тамо полонъ весь христіаньскый и продаша... Бесерменом»". Отсюда отряд пошел к Астрахани, грабя христиан и убивая купцов, где снова продал полон, после чего по приказу астраханского хана Салчея был весь перебит.

Родившиеся в Орде дети пленников также составляли источник пополнения рабской силы. Многие из захваченных рабов были ремесленниками, что особенно ценили завоеватели. «В земле Сарраципов и других,— сообщает Плано Карпини, — в среде которых они (татаро-монголы. — М. П.) являются как бы господами, они забирают всех лучших ремесленников и приставляют ко всем своим делам. Другие же ремесленники им платят дань от своего занятия». Согнанные из разных стран, эти ремесленники и создали пеструю и яркую материальную культуру, которая характерна для золотоордынских городов. Особый интерес представляет наблюдение Плано Карпини относительно расслоения в среде рабов. Говоря о юношах, принадлежащих «к числу Татар, а вернее к числу пленных» (т. е., по-видимому о каких-то азиатских пленниках в Орде), Плано Карпини так описывает их тяжелое положение: «И, говоря кратко, они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь, если они не украдут для себя времени, когда, может быть должны были отдыхать или спать, но это могут делать те, кому позволено иметь жен и собственную ставку (дом. — М. П.). Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости».

В этих описаниях ясно выделяются две категории рабов — одни живут с семьей в собственном жилище (вероятно, более квалифицированные ремесленники), другие ничего не имеют и находятся в наиболее жалком положении. По-видимому, первая категория рабов получала какую-то еду от хозяина: «...другим же каждому они дают на день хлеба на вес, но очень немного, а также но уделяют им ничего другого как небольшую порцию мяса трижды в неделю. И делают это только для тех ремесленников, которые пребывают в городах».

Особо искусные ремесленники с течением времени выходили из рабского состояния, превращаясь, вероятно, в полузависимых или в вольпоотпущенников. Этот процесс расслоения рабов находит отражение в археологических данных.

При раскопках Нового Сарая (Царевского городища) Поволжской экспедицией в 1959 — 1964 гг. на южной окраине города был открыт район, занятый в ранний период (конец XIII в.) в основном землянками. Зем­лянки одного типа представляли собой небольшие (до 8 кв. м) сооружения с очагом. В таких землянках могли жить семьи полузависимых ремеслен­ников. О такой категории населения и говорит Плано Карпини.

Землянки другого типа — большие помещения (до 18 кв. м), со стенами укрепленными сырцовым кирпичом. Никаких отопительных сооруже­нии нет. На полу, однако, отмечен слой золы — вероятно, помещение отап­ливалось жаровнями. На полу обнаружены П-образные земляные суфы — скамьи метровой ширины. Можно считать, что такие землянки служили общежитиями рабов. В холодное время года для обогрева помещения ра­бам давали жаровни. Землянки эти, вероятно, охранялись. Среди землянок обоих типов обнаружены и паземные дома, от владель­це в которых зависели, по всей вероятности, обитатели окружающих зем­лянок. Землянки относятся к нижнему строительному горизонту, они не связаны с более поздней уличной планировкой и с системой арыков, кото­рая возникла, когда жители этого района уже отказались от землянок и перешли к наземным домам. Можно связать этот переход с превращением части рабов в феодально-зависимую городскую бедноту.

Некоторые из искуснейших ремесленников достигли довольно прочно­го положения еще в начальный период ига. Плано Карпини рассказывает о русском ювелире Козьме, любимце хана Гуюка, работавшем в Кара-Коруме и сделавшем ханский трон и печать. Рубрук говорит о другом рус­ском мастере, женатом на француженке Пакетте: «...муж ее умел строить дома, что считается у них выгодным занятием» Труд их, несмотря на привилегированное положение, был подневоль­ным. Мнение Л. Н. Гумилева о том, что при хане Мупке «русские мастера ездили в Кара-Корум на заработки»°, не подтверждается источниками. Рубрук прямо называет рабом матери Менгу-хана французского мастера Вильгельма Буше из Парижа, взятого в плен в Венгрии и работавшего при дворе великого каана. Руками рабов возводились города, украшались дворцы и мечети, ковалось оружие, изготавливалась прекрасная поливная и неполивная посуда, создавались ювелирные изделия. Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский считали, что корабли для развивающегося на Волге в XIV—XV вв. судоходства строили русские мастера, так как сами тата­ры не знали столярного и плотничьего ремесла.

У нас мало данных, археологических и письменных, для того, чтобы судить о земледелии на территории Золотой Орды. Основной хлеб татары получали с покоренных русских земель. Ипатьевская летопись под 1241 г. говорит о болоховских князьях, перешедших от Даниила галицкого на сторону завоевателей и обязавшихся сеять для них пшеницу и просо: «...оставили бо их Татаром да им орють пшенищо и проса» . Плано Карпини так говорит о земледелии в покоренных землях: «Все посевы они убирают в житницы своих господ; однако те отпускают им семян, а также столько хлеба, сколько им вполне достаточно для продовольствия». Судя по этим словам очевидца, татаро-монголы покровительствовали земледелию, так как сильно нуждались в продовольствии. «Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли»,— сообщает монах-миссионер Юлиан в письме к епископу Перуджии.

Тяжелое положение рабов в Орде вызывало у русского населения ужас перед татарской неволей. Из плена всячески старались освободиться. Еще под 1259 г. в Ипатьевской летописи упоминается о русских ремесленниках, бежавших к Даниилу галицкому из татарского плена: «...и мастер" всяции бежахоу ис Татаръ седелници И лоучници и тоулници и коузниц желъзоу и меди и среброу». При описании победы Михаила тверского над Юрием московским и его татарскими союзниками в 1317 г. в Повести о Михаиле тверском в летописном своде 1479 г. сообщается такая подроб­ность о Михаиле: «...избави из плена множество душа, бывшая во сквернихъ рукахъ поганьскихъ». В договоре 1402 г. между московским князем Василием Дмитриевичем и рязанским князем Федором Ольговичем имеется статья о пленных, которые были задержаны в Рязани при бегстве из Орды или были проданы сюда татарами: «А тоб тако ж наш полон,' что у татарские рати ушолъ, а будет в твоей отчин техъ людей з Дону, которые шли, и тех ти всех отпустити». В договорной грамоте (1483 г.) великого князя Ивана Васильевича с великим князем рязанским повторя­ется это условие: «А которой полон побежит из Татаръ в нашу землю, « великое кн(я)ж(е)н(ь)е, опроч твоей земли полону... тот полон вел ти отпущати в нашу землю доброволно со всемъ, с чем будут выбежали».

***

Как видите, население Руси было, как минимум, уполовинено во время захвата и последующими поборами. Русские рабы работали на экономику Золотой Орды.

Неужто русские не знали, что было татаро-монгольское иго?

Предлагаю также прочитать:

Во времена того самого "ига" русские даже не знали о нём. Да-а-а???

О монголах, межзвездных вратах, и том, что бывает, когда девушка берется рассуждать о военном искусстве.

Блиц-криг по-монгольски. Про то, как «Монголы совершали походы молниеносно по меркам того времени»...

Три пишем, два - в уме. Считаем монголо-татаров (Монголы и численность армии Монгольской империи)

Историческое значение монгольского нашествия для России.

Монголы и перепись населения

Железо и монголы

От Калки до нашествия: Натиск монголов за Запад.

Как сибирские реки помешали монгольскому нашествию

Хан Батый и русская зима

Почему британцы под Севастополем в 1854 году умирали от голода, а монголы в 1237 под Рязанью нет. Размышлизмы Злого гоблина о логистике.

Падение Великой Тартарии: День победы или все на майдан? Парочка недоуменных вопросов от Злого Гоблина....

Русо-тартарии, прошу минуточку внимания. Стариннейшее письмо русо-тартариев

Как монголы брали реки

Монголы и военные походы

Монгольское нашествие. "Откуда у них столько железа?" А у других?