Русские знамёна. История

08.11.2017

Мы привыкли, что маленькие флажки можно устанавливать в стаканчики на рабочих столах, носить на демонстрациях и тому подобное. Но раньше, к знамёнам было совсем другое отношение, которое не плохо было бы вспомнить и вернуть в культуру.

Продолжаю начатую в этом году тему с упоминания того, что слово "стяги" вышло из употребления и  заменилось словом "знамя".

Иногда слово "знамя" применялось, понимаемое, как "доказательство". Вполне возможно, что это была проекция библейского "знамения".

В середине шестнадцатого века знамёна уже вышивались золотом, серебром и шелками, а священные изображения писались красками иконописными приёмами.

В это время войска получали знамёна в основном от государя. При Борисе Годунове каждый воевода имел своё знамя, на котором было изображение святого. Это изображение обычно получало "благословение" патриархами также, как освящались иконы.

Знамёна были связаны с историей страны. Но и каждое знамя имеет свою историю. Вот, какая история знамени Дмитрия Михайловича Пожарского и Нижегородского ополчения 1611-1612  и 1812 годов.

"Знамя Нижегородского Ополчения — важная историческая реликвия, символизирующая спасение России и восстановлении прав ее центральной власти силами регионов." http://www.nnov.ec/

Это знамя появилось во времена второго Нижегородского ополчения. История первого ополчения вкратце:

"Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения Московских бояр призвать на российский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибояровщины и нижегородцы. В январе 1611 года, утвердившись крестным целованием (клятвой) с балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.

Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Первое Нижегородское ополчение под руководством нижегородского воеводы князя Репнина выступило на Москву в феврале 1611 года численностью около 1200 человек. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородское ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Жители Москвы, узнав о приходе ополченцев, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. 19 мая началось всеобщее восстание. Улицы были забаррикадированы санями с дровами, с крыш, из домов и и-за заборов в поляков стреляли. Поляки устроили резню на улицах, но в конце концов оказались осаждёнными со всех сторон. Выход был найден в поджоге города. Москва была сожжена практически дотла. Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Д. М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую отчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там Пожарский продолжил своё лечение до возглавления им в октябре 1611 года второго народного ополчения, организация которого началась в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина.

Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой."

Второе ополчение завершилось победой 1612 г.:

"26 октября поляки сдались и покинули Кремль. Будило и его полк попали в стан Пожарского, и все остались живы. Позднее они были высланы в Нижний Новгород. Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили. 27 октября был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков."  http://www.nnov.ec/

Знамя князя Пожарского сохранилось до нашего времени. Оно ветхо и подклеено для сохранности на марлю. Хранится в Оружейной Палате. Существует и точная копия этого знамени, сделанная, вероятно, в первой половине XVII столетия.

 До 1827 года знамя, снятое с древка, хранилось в церкви бывшей вотчины Пожарского - селе Пурех вместе с иконой Владимирской Божьей Матери, которая сопровождала воеводу в походах.

"Пурех, или Макарий-Пурех... в XVII столетии было небольшое селение, и назывался Макарьева Полуслободка, село Пурех было пожаловано Пожарскому еще в 1610 году царем Василием Шуйским, наряду с другими селами.
Василий Шуйский умер, начался сбор второго ополчения и сражение с поляками, и ему было не до Пуреха. Лишь в 1621 году Пожарский получает жалованную грамоту от царя Михаила Феодоровича Романова, которая подтвердила его права на Пурех. В «Записке о древностях Спасо-Преображенской церкви в селе Пурехе» архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) (†1850) приводится документ из вотчинного Пуреховского правления, где отмечено, «что боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский на своей вотчинной земле поставил монастырь»...

Спасо-Преображенский храм, а вначале Макарьевский монастырь заложен и возведен был на средства князя Дмитрия Пожарского в знак благодарности Богу за освобождение Отечества. Поэтому не случайно знамя ополчения находилось в храме села Пурех более 2-х веков. Знамя ополчения оставалось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех до 1827 года. По Высочайшему повелению императора Николая I подлинное знамя (стяг) и хоругви Пожарского были переданы в Оружейную палату Московского кремля."  Източник

В 1812 году с этого знамени была сделана точная копия, с которой Нижегородское ополчение проделало весь свой поход. Эта копия, по возвращении ополчения из похода, была поставлена при гробнице Кузьмы Минина в Нижегородском кафедральном соборе.

"Известие о начале Отечественной войны достигло Нижнего Новгорода 17 июля. В этот день в городе был оглашен манифест императора Александра I «О сборе внутри государства земского ополчения». Этот документ достиг Нижнего Новгорода 17 июля. В нем звучал призыв к представителям самых разных сословий российского государства объединиться против общего врага, чтобы тот увидел в каждом дворянине князя Пожарского, в каждом горожанине Кузьму Минина, в каждом лице духовного звания монаха Авраамия Палицына. Как указывалось в документе, «Полагаем мы за необходимо-нужное собрать внутри государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех»

...На нижегородских ополченских знаменах были изображены красного цвета олень, крест и корона, императорский вензель, вышиты надписи «За Веру и Царя», буквы «Н» и «О». Каждый полк имел собственную икону своего небесного покровителя. После возвращения ополчения из заграничного похода в 1815 году иконы были переданы в нижегородские храмы." Източник

Знамёна войск в этой войне можно посмотреть здесь.

Копию знамени Пожарского выполнили и для выставки «Д.М. Пожарский - национальный герой России» в Благовещенской надвратной церкви Спасо-Евфимиева монастыря.

"Выполнение копии было связано с решением разных проблем. В эту работу включены люди различных специальностей. Первый этап состоял в том, чтобы переснять копию на кальку и бумагу. Большую помощь в этом оказали дирекция музеев Московского Кремля и хранитель фонда тканей И.И. Вишневская.
Для копии необходима была шелковая ткань, по фактуре напоминающая старинную тафту. Выяснилось, что современный шелк туаль, который вырабатывается на московском шелковом комбинате «Красная роза», наиболее сходен с тафтой. Директор комбината «Красная роза» А.М. Дубинин нашел возможность выделить музею необходимую ткань.
Особую сложность вызвал вопрос о цвете ткани. Хранящееся сейчас подлинное знамя выцвело. С целью выявления подлинного цвета был произведен анализ ткани в Центральном научно-исследовательском институте реставрации и консервации под руководством научного сотрудника В.П. Голикова.
Анализ показал, что ткань была выкрашена естественным красителем кошенилью и имела темно-малиновый цвет. Белый шелк туаль окрашен в Москве в специальной научно-реставрационной мастерской Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством мастера А.А. Фейгиной. Все живописные работы по знамени выполнил реставратор первой категории Владимиро-Суздальского музея А.А. Осетров." Източник

Оказывается, именно в этом монастыре находится могила князя.

Надгоробие, установленное 1 ноября 2008 года над могилой Д.Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)

В 1826 году император Николай Павлович приказал генералу Бахметьеву снестись с тогдашней владелицей села Пурех, предложив ей передать знамя в Московскую Оружейную Палату. Согласие было получено, и знамя было передано в 1827 году. В том же году было сделано несколько снимков со знамени. Один, работы иконописца Николая Питенкова, был отправлен в Арсенал царскосельского дворца. Два снимка были отправлены в село Пурех, один - в Нижний Новгород. Были сделаны ещё несколько десятков снимков меньшего размера в 1813 году. О знамёнах