Славянское язычество - 3

18.01.2018

Продолжение. Предыдущая статья: Славянское язычество - 2

Жрецы. Представление о славянских жрецах у нас сложились во много под влиянием работ Б. А. Рыбакова. Он писал даже о сословии языческих жрецов, о существовании жреческой иерархии и огромной роли жрецов в славянском обществе. Жрецы у Рыбакова создали языческий календарь, систему письменных знаков, составляли первые летописи и сочиняли языческие мифы-кощюны. Эти представления перекачивали в жанр славянского фэнтези и учения неоязычников.

Волхв и вещий Олег
Волхв и вещий Олег

Всё было бы прекрасно, но этот образ мудрого жреческого сословия существовал только в фантазиях академика. Хотя бы потому что в условиях родового строя сословий у славян не было. Только с появлением государства славянское общество начало делиться на сословия. Славяне не делись на варны и касты, как индийские арии - для этого нужно было завоевать и подчинить местное население, а славяне не завоевывали, а расселялись, постепенно ассимилируя местные племена. Трехчленное сословно-культовое деление на знать, жрецов и простолюдинов не было общим индоевропейским явлением, даже среди у иранских племен оно встречается не у всех. Оно было у кельтов, но не было у славян и германцев. Поэтому сравнивать славянских жрецов с кельтскими друидами не возможно в силу самого отсутствия сословного деления у славян. Жреческое сословие появилось только у полабских славян, но только потому что у тех сложилось государство и жрецы стали частью верхушки раннефеодальных государств. Наших предкам история не дала шанса появлению жреческого сословия - христианизация произошла в 10 в., до того как жречество успело укрепиться в обществе Руси как сословие.

Кем же были славянские жрецы? Б. А. Рыбаков для создания массовости "жреческого сословия" произвольно присоединил к ним колдунов, знахарей, ворожей, которые никак к жрецам не относились.

Жрецом был уважаемый человек, который следил за храмом божества и руководил обрядами, в том числе жертвоприношениями. Жрец наизусть молитвы и заклинания, знал порядок проведения ритуала. Колдуном он был в последнюю очередь, а иногда не был вообще. Само слово "жрец" происходить от др.-русского "жрѣти" - приносить жертвоприношение, т. е. "жрец" - это тот, кто совершает жертвоприношение. А вот волхвы жрецами, или служителями богов, не были, это были специалисты по заклинаниям, т. е. колдуны.

 Очень достоверное изображение славянского жреца. Старец, убеленный сединами. Так сказать, на пенсии.
Очень достоверное изображение славянского жреца. Старец, убеленный сединами. Так сказать, на пенсии.

Древнерусские источники о жрецах крайне скудны. Мы фактически ничего о них не знаем. Но можно провести аналогии из античной истории, где религия застыла в развитии. В Греции и Италии было много храмов и еще больше священных мест. Некоторые культы были государственными и содержались за счет государства, некоторые культы поддерживались отдельными общинами, а некоторые просто группой людей. Жрецами в храмы назначались государством или общинами люди из собственного коллектива. Так же, скорее всего, обстояло дело у славян. Храмы сооружались сообща, но вот поддерживать порядок в храме, охранять и принимать верующих должен был жрец или жрецы. На эту должность славяне назначали кого-то из своей общины. Естественно, за века сложились целые жреческие династии, которые воспринимали избрание членов своего рода жрецами как вполне естественное дело.

Это не значит, что жрец целые дни проводил при храме. Славянская земледельческая община не могла позволить себе содержать штат бездельников. Поэтому на роль жрецов назначали седобородых старцев, которые работать уже не могли. Платы за свою работу они не получали, храмовых земель славянские храмы не имели, "церковную десятину" никто не платил для содержания храмов и штата жрецов. Жрец получал уважение общины, обильное угощение за проведение обряда, часть жертвенного животного и, вероятно, особо благочестивые язычники угощали жрецов чем могли при посещении храма или священного места. Так же жрецы забирали всё съестное, которое могли за день принести почитатели своему богу. Так еда не пропадала, а почитатели думали, что еду съел бог. Быть жрецом было выгодно.

  Воины Олега приносят клятву Перуну. Радзивилловская летопись.
Воины Олега приносят клятву Перуну. Радзивилловская летопись.

Археологи не нашли при славянских языческих храмах жилых помещений, то есть жрецы жили поблизости. Немецкий хронист Гельмольд так описывает священную рощу славян: "И случилось, что по дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. ... Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд". В этот день храм был закрыт и жреца не было, поэтому немцы успели уничтожить храм. Так и у наших предков храмы были открыты не каждый день. Видимо, были особые священные дни, когда приходил жрец и открывал храм. Население было редкое, все вокруг друг друга знали, чужаков замечали издалека, поэтому воровать из храма охотников не находилось, да и не чего было. Источники нам не донесли ничего о богатстве древнерусских языческих храмов, в отличии от храмов полабских славян. Жрец мог даже не появляться в храме целый день. Он мог прийти вечером, подмести двор, забрать пищу, принесенную богам почитателями, и запереть ворота. Жертвы животными приносились только по праздникам или в крайних обстоятельствах (в таком случае почитатель договаривался со жрецом заранее). Для проведения обряда присутствие жреца не было обязательным. Обряд мог провести например князь или глава рода.

Поэтому с приходом христианства вера в древних богов быстро угасла. Совершать жертвоприношения уже не было нужды, боги сменились одним христианским Богом. Сословия жрецов не существовало, их назначала община, а с приходом христианства нужда в этом отпала. Священных текстов и гимнов у славян не было, а ритуальные песни и так все знали, потому что пели их каждый год.  До нас не дошло ни одной языческой славянской надписи. Поэтому жрецы ничего не записали для потомков. Впрочем, записывать особо было не чего - древняя мифология к 10 в. умерла, отойдя в область волшебной сказки, а имена богов и их функции были известны всем. Поэтому борьбы языческой религии с христианством не было. Христианство медленно поглотило и трансформировало языческие традиции.

Культ предков. Славяне до принятия христианства жили родовым строем, то есть основу общества составлял род. Род - это группа людей, объединенных общим предком, иногда мифическим. Все люди в роде были родственниками, связанными теми или иными родственными связями. От тех времен до нас дошла богатая родственная терминология: кум, деверь, золовка, шурин и много других. Человеку приходилось помнить, кто кому и кем является. В отсутствии государства и полиции род был той силой, которая поддерживала и защищала каждого отдельного своего человека. Я еще успел застать родовые порядки, которые сохранялись в деревне до конца 20 века, сейчас они умерли окончательно. И могу сказать, что род - это была сила. Мои родственники, разбросанные по стране после войны, тем не менее составляли сплоченный коллектив, переписывались, приезжали в гости и при случае поддерживали друг друга. В родной деревне моего деда место где стоял дом моего прадеда долгое время не застраивался, на тот случай, если дед вдруг вернется. Моя бабушка, переехавшая на Дальний Восток была немедленно взята под защиту родственниками и даже выдана замуж за моего деда - они были из соседних деревень, поэтому это считалось правильным, а вот жениться молодым людям из одной деревни было уже табу. Ученые называют явление экзогамией.

 Крестьянская семья- основа рода.
Крестьянская семья- основа рода.

Родовая структура была очень древней. Она восходила к палеолиту. И разумеется она не могла не быть обожествленной. Психология язычника не расчленяла мир на частные категории, язычник воспринимал мир в целом, соединяя в одно даже разнородные элементы. Поэтому территорию своего проживания, сам коллектив, место своего жительства и всех людей своего коллектива он мыслил как единое целое, которое невозможно было разорвать. Живые люди и люди умершие, составляли одно целое, одну неразрывную связь поколений. Умерший член коллектива так и оставался членом коллектива, несмотря на свою смерть. Поэтому наши предки считали, что родичи, несмотря на смерть, продолжали жить в этом и в другом мире одновременно. Вот как это отобразил Юрий Кузнецов, поэт 20 века, в своих стихах, во многом отображающих языческое представления о мире:

Оборона гуляет в полях.

Волжский выступ висит на соплях,

На молочных костях новобранцев...

Этот август донес до меня

Зло и звон двадцать третьего дня,

Это вздрогнула матушка-Волга.

Враг загнал в нее танковый клин,

Он коснулся народных глубин.

Эту боль мы запомним надолго.

Но в земле шевельнулись отцы,

Из могил поднялись мертвецы

По неполной причине ухода.

Тень за тенью, за сыном отец,

За отцом обнажился конец,

Уходящий к началу народа...

 Романтическое представление о погребении русского языческого князя. На самом деле всё было страшнее, с кровью жертв.
Романтическое представление о погребении русского языческого князя. На самом деле всё было страшнее, с кровью жертв.

Жить мертвец продолжал буквально. Мертвец по мнению наших предков жил своей жизнью в могиле, как при жизни в своем доме. Поэтому мертвеца необходимо было снабдить обустроенной могилой (гроб так и назывался "домовиной"), необходимыми в быту вещами, оружием, конем, а иногда и женой, убивая рабыню (в Индии до сих пор сжигают жен покойников против их воли - так языческие боги требуют). Вот описание из "Саги о Греттире", где главный герой решил ограбить курган и повстречался с хозяином: "Спустился Греттир в курган. Там было темно и запах не из приятных. Он старается разведать, что там такое. Ему попались конские кости. Потом он ударился о столбы седалища, и оказалось, что на седалище сидит человек. Там было сложена груда сокровищ - золото и серебро, а под ноги ему поставлен ларец, полный серебра. Греттир взял все эти сокровища и понес к веревкам, но в то время, как он шел к выходу из кургана, кто-то крепко его схватил. Он бросил сокровища, и они кинулись друг на друга и стали биться ожесточенно. Все разлеталось у них на пути. Могильный житель нападал свирепо. Греттир все пытался ускользнуть. Но видит, что от того не уйдешь. Теперь оба бьются нещадно. Отходят они туда, где лежат конские кости. Здесь они долго бьются, то один упадет на колени, то другой. Все же кончилось тем, что могильный житель упал навзничь со страшным грохотом".

Умерших предков необходимо было кормить, поить и в бане парить. Во-первых, из уважения к старшим. Во-вторых, если умерших предков не кормить, то оголодавшие мертвецы могли вылезать из могил в виде упырей начать пожирать живых людей. Вот этого наши предки боялись больше всего. Славяне боялись мертвецов и этот страх уже на генетическом уровне передался нам. Сам обычай кремации покойников и насыпания курганов произошел из этого страха. Этнографы не нашли у русского народа никаких признаков в культе предков того, что умершие предки помогали своим потомкам. Этого нет. Перед умершими предками было почтение и страх.

 Радуница.
Радуница.

День поминовения своих умерших предков у славян назывался Радуница. В скандинавской мифологии радуга была мостом, которая связывала мир людей с миром богов и миром мертвых. Такое же представление о радуге было и у наших предков, отчего праздник и получил такое название. Православная церковь очень бережно отнеслась к культу предков у славян, сохранив его в виде христианских памятных дней. Но христианство удалило страх перед мертвецами, оставив только почтение.

Я понимаю, что нам, ныне живущим, сложно понять наших языческих предков. То что вы прочитали покажется разбитым на части, фрагментарным, но наши предки воспринимали выше описанное в целом, как часть своей жизни. Язычество - религия родового строя, где отдельная личность значения не имеет. Главное - выживание рода, а значит и народа. А это зависело от урожая, от соседей, от погоды, от эпидемий. повлиять на это наши предки не могли. Поэтому они молились ради урожая, ради спасения детей, ради победы над врагами. Но никак не ради духовного роста. Язычество - чисто утилитарная религия. Она дает результат в этой жизни, но никак в посмертной. Поэтому язычник совершает в этой жизни и подвиги и страшные преступления, потому что ему не важно что случится с ним в том мире. Это язычник всегда можно исправить жертвоприношениями. Поэтому язычник безразличен к чужому горю, если это не горе его рода.

Поэтому христианство принесло нашему народу не просто спасение. Оно принесло ему смысл существования.

Източник

KAMAS - автор журнала Здравомыслие

Предлагается к прочтению:

О магах, волхвах и прочих славяно-монголо-персидских чаромутах

Откуда пошли и стали быть крокодилы на Волге

Народные восстания в Суздальской земле и в Новгороде в XI веке и волхвы. Кем были волхвы не самом деле?

Как попасть в библиотеку Ватикана Выдумки альтернативщиков о Хансе Нильзере и Ватиканской библиотеке. Краткий ликбез.

Неоязыческие фантазии о победе князя Святослава над Хазарским каганатом.

Ведийцы - лайт

«Арктическая прародина». Кому верить?

«Арктическая прародина». Замечание по существу: локализация.

Пользовались ли славяне письменностью до появления Кирилла и Мефодия?

Неправильные арийцы?

Гетика о славянах

Комментарии к Гетике

О склавенах и антах, о Мурсианском озере и городе Новиетауне

Как образовался русский народ

Как образовался русский народ 2

Как образовался русский народ - 3

Реконструкция праславянской мифологии

К национальному вопросу

Происхождение славян или как историки сговорились

Варяги-русы - славяне!!! Или не славяне???

Пять тысяч лет на нашей земле