Спасова рука

08.11.2017

Хочу предложить вам совсем не новую историю.

Новгородская София, подобно своему киевскому прототипу, была парадным княжеским сооружением. Подчеркнутая величественная монументальность главного собора города была характерна для древнейшего периода русского зодчества.

План Церкви Святой Софии

Разсказ о руке Пантократора.из  Третьей Новгородской летописи:

«В год 6553 (1045). Великий князь Владимир Ярославич, внук великого князя Владимира Киевского и всея России, крестившего Русскую землю, заложил в Великом Новгороде церковь каменную в честь святой Софии при втором епископе Луке. А строили ее семь лет, и построили необыкновенно красивой и большой… И, построив церковь, пригласили иконописцев из Царьграда, и начали они писать в куполе, и написали образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с благословляющей рукой. На следующий день епископ Лука пришел и увидел, что образ Господень написан без благословляющей руки. Тогда иконописцы три утра снова писали благословляющую руку, а на четвертое утро раздался от образа Господня голос, обращенный к иконописцам: “Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукою, а напишите меня со сжатою рукою, так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец”».

Итак, вкратце суть легенды такова. Сразу после завершения строительства Софии Новгородской (на самом деле это произошло спустя 56 лет и уже не при Луке Жидяте) греческие иконописцы расписали собор фресками. Согласно церковной традиции в главном куполе был изображен «Спас Пантократор» или «Вседержитель». Однако все попытки написать его с благословляющей рукой ни к чему не привели, а затем раздался голос, произнесший роковое предсказание.

Легенда возникла, вероятно, в XV—XVI веках. В ней отразились трагические предчувствия этого драматического для новгородцев времени. Но был и конкретный повод — необычное для последних столетий изображение благословляющей руки Христа. Согласно византийской традиции, считающейся на Руси канонической, благословляющая рука Господа изображалась в трех вариантах: 1) средний и указательный пальцы приподняты, а остальные пригнуты к ладони, 2) средний, указательный и мизинец подняты, а остальные два согнуты, 3) все пальцы приподняты и не касаются ладони.

Именно третий вариант и был изображен в новгородской Софии в XI веке. Но в Средние века, когда установилась единообразная традиция изображать благословляющую руку с поднятыми средним, указательным и мизинцем и согнутыми остальными пальцами, положение руки Спасителя в куполе Софии казалось новгородцам уже непривычным. Загадка породила легенду. С тех пор многие поколения верующих, входя в собор, первым делом устремляли взгляды в купол: не разжал ли свою десницу Пантократор?"[1]

Спас Вседержитель. Роспись купола собора Св. Софии в Новгороде Великом

Кстати, эта и подобные ей истории очень интересовали пропагандистов новой власти после октябрьской революции.[см.2]

Конечно же, стали искать объяснение такому факту.

«Явление Христа святым женам» . От первоначальной фрески уцелело очень мало — не полностью сохранившиеся фигуры Христа и левой мироносицы и силуэты скал. При реставрации и здесь допустили явную c. ошибку: справа были написаны две мироносицы, что не находит себе аналогий в памятниках IX–XII вв., в которых по сторонам от фигуры воскресшего Христа изображается по одной мироносице, либо же обе мироносицы располагаются по одну сторону.

Ещё выяснилось, как закономерно изменяется со временем сюжет легенды. Позднее появились версии, что голос изходил не от изображения Пантократора, а от княжеской гробницы...

…В августе 1941 года ударная группировка фашистского вермахта вплотную приблизилась к Новгороду. Один из первых снарядов угодил в купол Софийского собора, уничтожив фреску Пантократора со сжатой десницей. Во время войны Новгород был полностью стерт с лица земли. Разрушения были таковы, что в 1944 году правительственная комиссия поначалу приняла решения не восстанавливать город, а строить его заново в другом месте. Получается, что древнее предсказание сбылось…[1]

Източники:

1) Г. Коваленков. В. Смирнов. "Легенды и загадки земли Новгородской"

2) http://нэб.рф/catalog/

Датой основания Новгорода считается 859 г., но очевидно, что город сложился и существовал задолго до этого.

А вот интересно мне следующее. Софийский собор был заложен в Новгороде в 1045 году и, по свидетельству III Новгородской летописи,  строился  в течение семи лет.  Может ли кто-нибудь представить себе, что за короткое время народ научится не только строить избушки и копать огороды, но и строить большие общественные сооружения, такие, как Софийский собор?

Так кто говорит о дикости и грязнулести русского народа в давние времена? Историки, или те, кто это приписывает историкам?