Хочу продолжить тему портретов царствующих особ. А всё дело в том, что в последнее время портреты Петра Великого и Екатерины I попали в разряд аргументов давней любви к свастике на Руси-матушке. Сразу спешу успокоить желающих проголосовать за свастику руками и ногами:
С этими портретами, похоже, всё чисто. Единственные портреты с меандровыми рамами. (Если кто-то обнаружит ещё аналогичные украшения, прошу привести ссылочки).
О самих портретах.
Оба портрета были писаны одним живописцем - Моором в 1717 году. С них были сделаны гравюры одним автором - Хоубракеном.
Что в художественном изполнении объединяет эти два портрета царствующей четы, кроме имени автора и года изготовления? Правильно, подобные рамки. На этих самых рамках вдруг обнаружились свастики. И это утверждение неправомочно, ибо это обыкновенный меандровый орнамент, к свастике никакого отношения не имеющий.
На этом можно было бы поставить точку и закончилась бы статья. Однако, тема оказалась интереснее и шире. Ибо она продолжает ещё одну мою давнишнюю публикацию о похожести Петра и его портретов.
Поговорим об истории этих двух портретов.
В помощь нам будет книга Ровинского Д.А. "Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 2. Е - О ".
Жан Марк Натье Портрет Екатерины I
Если по поводу того, какой была гравюра под № 18, вопросов не возникает, то они напрашиваются к следующему описанию:
Из текста ясно, что с гравировальных досок было сделано множество оттисков - "обе они были выпечатаны до нельзя".
На этом экземпляре, который хранится в Британском музее "кругом лица, шеи и волос подтушована тень"
Под первое описание подходит гравюра Зубова, которую, почему-то обозначают 1721 годом?
Далее снова имеем ясность
Такая же гравюра под номером 28
Похоже, что автор описывает все известные ему имеющиеся изображения.
И это ещё не все портреты Екатерины сделанные тогда с самого первого портрета работы Натье.
И, если уж все, сделанные с одного портрета, изображения отличаются друг от друга, то что говорить об оригинальных портретах, написанных художниками независимо друг от друга?
А ведь ещё есть миниатюры :о)
Портреты Петра Великого из другого тома Ровинского:
Всё можно было бы разписать также подробно, как это было сделано в разсказе выше. Но предоставлю всем счастливую возможность первооткрывательства :о) Приведу лишь несколько портретов.
Готфрид Кнеллер (цветная справа)
Очень отличные от оригинала
Ян Купецкий
"... портрет Петра I происходит из Ганноверского королевского дома из дворца Мариенбург. Портрет был написан Яном Купецким осенью 1711 года, во время поездки Петра в Европу в связи с планируемой свадьбой царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой-Христиной-Софией. Этот портрет, а также профильный портрет Петра работы Купецкого (ныне собрание Ганноверского дома), возможно, были подарены отцу невесты Людвигу Рудольфу или ее деду, герцогу Антону Ульриху Брауншвайг-Вольфенбютттельскому. В тот же период был написан и более известный портрет Петра в леопардовой шкуре и с жезлом, опирающимся на пушечный лафет (1711, Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвайг). Этот портрет вскоре после написания был гравирован Б.Фогелем, А.Зубовым и другими мастерами, что принесло ему широкую известность как «тип Купецкого», в отличие от двух предыдущих изображений русского царя кисти художника. Вся группа портретов Петра I, связанных с именем Купецкого, имеет непростую иерархию в связи с неясностью этапов их бытования, известными фактами авторских повторений (Купецкий с мастерской – профильный портрет Петра I, собрание фон Фюрстенберг), первенством работ друг перед другом."
Пока, я думаю, про Петра и Екатерину Первых достаточно. Ни на одном портрете (а я их просмотрела во множестве) свастик не обнаружено. Может быть это случайно?
Ещё экскурс во глубь веков.
Достоверные портреты московских государей Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного и посольства их времени
Смотрите, разглядывайте, какие такие солярные знаки повсюду на Руси...