Свет мой, зеркальце, скажи… часть 3.

Эпизод третий, венецианский.

Начало:

Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи.... часть 1. От неолита до Рима.

Средневековые холявщики, их стеклянная холява и папоротник как папа фужера.

Поднявший меч от меча погибнет. Знал, наверняка знал дож Венеции Энрико Дандоло эту фразу. Не мог не знать, в те времена церковь и её проповеди заменяли и телевидение и радио и театры и дискотеки. Вот только не он первый почему то решил, что не для них эти заповеди писаны. Ну и не на них первых справедливость поговорки «нескоры Божьи суды, да неотвратимы» оправдалась.

А начиналось всё гордо так. Победительно.

Венеция, удачно лежащая на одном из северных ответвлений торгового шёлкового пути, быстро, уже с 9 века, научилась пользоваться преимуществами своего положения.

Будучи людьми практичными. Венецианцы быстро сообразили, что делать на месте те товары, которые им везли издалека и продавать далее в Европу много выгоднее, чем быть перевалочной базой.

Стекло в Венеции поначалу варили как и во всей остальной Европе. Не особо качественное. Однако уже в 10 веке монахи бенедектинцы, озабоченные хранением вина и тарой для него начали стекольное производство. Сперва с бутылок. Потом дело пошло, начались исследования, эксперименты с составом. Словом, не прогадали дальновидные отцы города, предоставившие отцам-бенедектинцам место. Вдобавок и беглые ремесленники из Византии иногда интересное рассказывали и показывали. Не брезговали венецианцы и промышленным шпионажем, свозя секреты стеклоделия из Александрии, Сирии, мусульманских стран, Индии, Китая. Словом отовсюду где торговали.

Вот только секреты мастерства в те времена охранялись не менее крепко, чем теперь. Поскольку конкуренция никому не интересна, кроме покупателя. А главным конкурентом Венеции была Византия.

«В Византии торговля и ремесла считались делом государства, как, например, международные отношения. Как и в Риме, государство в лице эпарха строго регулировало две эти основные ветви экономики страны. Оно отвечало за строительство мастерских и контроль над ними, устанавливало монополии, занималось импортом и экспортом, назначало жалованье, закупочные и отпускные цены всех товаров, таможенные пошлины и прочие сборы. Государство также выступало в роли надзирателя над частными мастерскими, варьируя качество товаров, которые они производили или перепродавали, как и их цены.

Продажа предметов роскоши всегда считалась монополией государства. Важные мастерские, производившие дорогие товары, особенно шелк и предметы из металла, находились на территории Большого дворца в Константинополе. Их гильдии назывались императорскими и стояли выше всех остальных. Их членам, как членам фракций, надлежало в случае необходимости защищать определенную часть городских стен, а также разрешалось принимать участие в церемониальных шествиях.» https://ru.wikipedia.org/wiki/...История Константинополя.

Ну, вот и как тут купишь мастера и его секрет? Тем более, что ортодоксальные православные христиане приравнивали отъезд к католикам к погибели души и предательству истинной веры.

Но видимо, многим в Венеции чужие знания и деньги спать спокойно мешали.

И вот случай подвернулся.

В Европе был объявлен 4 крестовый поход. На сарацин разумеется, на магометан неверных. Но…. Везти крестоносцев должны были Венецианцы на своих кораблях. Ибо в те времена самый большой флот был у них.

Дож Венеции Энрико Дандоло потребовал за перевозку огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебра.

Таких денег, у рвавшихся пограбить и заодно душу спасти (совместить приятное с полезным так сказать) крестоносцев не было.

И тогда дож предложил им в качестве оплаты взять Константинополь. С которым Венеция боролась как с главным конкурентом.

«В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели Костантинополем. … В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили и храм Агиа Софии, Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.»

Жан де Курси Мировая хроника. Взятие Константинополя крестоносцами.
Жан де Курси Мировая хроника. Взятие Константинополя крестоносцами.

Венецианцы своего никогда упускали. Не упустили и теперь, кроме огромных материальных ценностей, они вывезли мастеров, книги, мастерские.

Вот с тех то пор и началось победное шествие Муранского стекла.

Почему Муранского?

Нет, наши российские Муранки к Венецианскому стеклу отношения не имеют.

Просто в Венеции был такой остров - Мурано. На него и выселили Веницианцы своих стеклоделов. Подальше от пожаров и любопытных.

Венеция ревниво оберегала секреты стеклянного производства. С 1275 года под угрозой конфискации (изъятия всего имущества!) запрещался вывоз из Венеции стекла незаконченной обработки, сырых материалов, входящих в состав стекла, и даже разбитой стеклянной посуды, чтобы не давать возможности анализировать ее состав.

Мастерам и их семьям грозили немыслимыми бедами, тюрьмой, смертью за попытки покинуть Венецию.

В 1490 году Сенат ставит стеклянное производство под особую охрану Совета Десяти. Что бы удержать мастеров им даются привилегии совершенно исключительные, в Венеции, где сословное неравенство имело почти непреодолимую форму, в 1376 году Сенат издаёт указ, согласно которому патрицию разрешается жениться на дочери стекольщика, и дети его признаются благородными патрициями. Равным образом и мастеру стекольщику можно становится патрицием и дворянином. В случае особых его успехов в ремесле.

В случае совершения преступления и суда мастер мог рассчитывать на снисхождение. Но… покидать остров он не мог. И менять профессию тоже. Даже дети стеклодела не имели права покидать остров, что б не унести семейные секреты. Случалось, кому то из мастеров удавалось сбежать и открыть мастерскую в иной стране. Таких искала и убивала тайная полиция Венеции.

За два столетия освоив секреты производства Византийских мастеров и как водится, добавив своего, стеклоделы Венеции заняли среди мастеров Европы примерно такое же положение как «Apple» в наше время.

И стоимость этих изделий была ооооочень крупной.

«Славу муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить (филигрань) . При отделке стеклянной витью на изделие навиваются тонкие белые нити из опалового стекла. Скрученные спирально нити составляют бесконечно разнообразные сплетения. Отличала муранские изделия и техника миллефиори (тысячи цветов) , когда мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавлялись в наружную поверхность стекла.» «Венецианские мастера изготовляли разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды и другие художественные стеклянные изделия, расписанные эмалями, покрытые позолотой, украшенные узором из трещинок (кракле) и стеклянными нитями». «Венецианским изобретением являются "сосуды в сетке", вазы-диатрета, "венецианское стекло" обычно декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками ("мошкой"). Основной специальностью стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла - бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее сложные в исполнении.»

Стал знаменитым итальянский витраж. Популярным он стал позже чем в северное европе, зато создавался не стеклоделами, а художниками. По их рисунками и под их руководством.

«Великие итальянские мастера, такие как Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Антонио да Пиза, работали, передавая ощущение объема и перспективы. Великолепный пример тому – роза Сиенского собора, выполненная Дуччо Буонинсенья в 1289 г. В 1300 г. Антонио да Пиза представил своим современникам «Записки по искусству изготовления окон из стекла». Этот трактат - настоящее практическое пособие для создателей витражей. В нем автор обращает внимание на выбор стекла для витража; дает советы, как разрезать стекло по желаемому контуру и соединять стеклянные детали с помощью свинцового профиля.»

 Витраж Воскресение Христа во Флоренции 1444 год.
Витраж Воскресение Христа во Флоренции 1444 год.

В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи и мозаики из цветной смальты для украшения комнат.

Распространилась техника изготовления фальшивых драгоценных камней или поделочных из стекла. Причём никто не скрывал этого и считал это низким. Напротив люди восхищались мастерством человека сумевшим повторить природу и Бога. «Древняя техника витража – мозаичный набор из фигурных кусочков стекла – стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов – ламп и светильников самых причудливых форм.»

А зеркала?

В 1279 году Джон Пекам монах-францисканец из Италии пишет трактат про изготовление зеркал способом вливания в стеклянный пузырь расплавленного олова. Так, что технология была известна. Но… не итальянцы тут держали пальму первенства.

Фландрские (Нидерланды, Бельгия) и Нюрнбергские (Германия) мастера изготавливали зеркала в маленьких личных мастерских, кустарным способом.

Именно в Нюрнберге в 1373 году открылся первый цех зеркал.

Самая распространённая версия гласит, что братья венецианцы Донзало дель Галло сумели приобрести в Нюрнберге патент на производство зеркал и открыли цех в Мурано. Благо Муранцы к тому времени наловчились варить особо чистое стекло и создавать бокалы с тоненькой стенкой, напоминавшие мыльный пузырь.

Купили или выкрали теперь сложно сказать.

А если вспомнить историю воровства технологии масляной живописи, и другие подобные истории, не факт, что всё было так радужно, поскольку в архивах Нюрнберга никаких документов о продаже патента не осталось. А в Мурано…

Ну, сказано же было – поднявший меч…. Но каждый раз думают, а! ерунда это. А зря…

Сперва, Наполеон, захватив Италию, пошёл по тому же пути, что и сами Венецианские отцы некогда.

Как и дож Дадндело в своё время, Бонапарт просто уничтожил производства конкурентов, защищая своих, французских стекольщиков. Мастерские в Мурано были сожжены и разрушены.

Полностью.

Отдельные документы и технологии, а так же нужные мастера, как водится, вывезены. Какой там старинный патент. Кому он нужен был. Если, конечно, он вообще был.

Потом, Италия досталась Австро-Венгрии, а у неё своё производство имелось, Богемское стекло, потому Австрия всеми мерами ей доступными давила любые попытки реанимировать стеклянную промышленность Венеции. Так, что к 19 веку не осталось никого, кто помнил бы старые технологии и рецепты.

Интересно, что бы сказал на это дож Дандело, если б мог увидеть? Что посеешь, то и пожнёшь?

То стекло, что нынче изготавливают в Мурано, - плод реконструкторской деятельности по восстановлению старинных технологий. Насколько они успешны, и действительно ли так старинны, никто собственно и не проверял.

Однако до этих событий было ещё далеко, а пока в Венеции научились изготавливать плоское зеркало, покрытое оловянно-ртутной амальгамой, с добавками золота и бронзы. В таком зеркале всё отражающееся не только было ясно видно, но и выглядело красивее, чем в реальности.

 Тициан. Венера с зеркалом.
Тициан. Венера с зеркалом.

Хотя тут так же не всё ясно. Злые языки говорят, что секрет амальгамы был вывезен венецианцами из Китая, где в 500 году нашей эры его придумали китайские мастера. И вроде даже использовали для изготовления зеркал, но как то с доказательствами данной теории не густо.

Венецианские мастера изготавливали круглые и плоские зеркала (последние холявным методом) , а затем шлифовали неровности песком, добиваясь устранения волнистости. Получалось матовое стекло более ровное по толщине чем обычное, тогда его начинали полировать специальным пастами до идеальной прозрачности и блеска. Так получали зеркальные стёкла. А после на них наносили амальгаму.

И был маленький секрет, без знания которого зеркало не получалось. Амальгама не желала приставать к стеклу ровно. Надо было дохнуть на стекло. На такое, чуть припотевшее стекло, амальгама садилась равномерно и без брака.

Мода на зеркала была огромной, а купить их могли немногие. По страшной их дороговизне. За небольшое зеркало можно было выкупить небольшой корабль или поместье. Знатные люди носили одежду расшитую маленькими кусочками зеркал, вроде нынешних одежд артистов сцены.

Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I. Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

 Джованни Беллини. Обнажённая с зеркалами.
Джованни Беллини. Обнажённая с зеркалами.
 Venus with a Mirror, Titian.
Venus with a Mirror, Titian.
 Голицинское зеркало царицы Софьи.
Голицинское зеркало царицы Софьи.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

Когда у впавшего в опалу князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), то зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Примерно полтора столетия, 15-16 век, венецианцы лидировали на рынке стекла. Слава их стала поистине мировой.

Зеркала изготовленные ими украшались поистине драгоценной рамой и стоили безумные деньги.

Это зеркало, к примеру, было подарено венецианцами королеве Франции, итальянке Марии Медичи, бывшей замужем за Генрихом IV Наваррским. В качестве премии за крупный заказ. Поддавшись моде, она решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

А это Генриху IV показывают портрет невесты. Наверное, так она выглядела, глядясь в это зеркало.

Однако не всех устраивало Венецианская исключительность. Разные правители иных держав пытались перехватить такое выгодное дело.

Кто то развивал своё производство, искал новые составы и рецептуру пользуясь достижениями науки того времени, к примеру, рубиновое стекло, было изобретено во второй половине 17 века известным немецким алхимиком Иоганом Кунгелем. Алхимики вообще много работали со стеклом. Они сами изготавливали для себя реторты, колбы и прочую посуду для опытов, дело было денежным и в XVI в. стекольное производство стало развиваться в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии, Германии.

А другие…

Воровали технологии.

Как сами венецианцы, когда то сманивавшие мастеров из Византии, Сирии. Александрии.

 Жан Батист Кольбер. Министр финансов Франции.
Жан Батист Кольбер. Министр финансов Франции.

Французский министр финансов Кольбер, был крайне озабочен состоянием казны государства. Королева очень любила зеркала.  И не она одна их любила. Из Франции утекало так много денег! так много, что министр пустился на шпионаж. Найдя желающих покинуть остров Мурано и вырваться из этой почётной тюрьмы, заверив их в государственной охране и защите от мстительного правосудия Венеции, он пообещал им огромное жалованье и отсутствие учеников. Однако, хотя с жалованием Кольбер и не обманул, и даже в случае женитьбы на француженке давал огромное приданое в 25 тысяч экю, но по приезду на место он сумел заставить венецианцев взять французских учеников и учить их.

Постепенно, несмотря на все кары Венецианской тайной полиции, венецианские мастера и их знания распространились по Европе. Именно благодаря стеклоделам-эмигрантам появилась мода на façon de Venise – венецианский стиль – в стекольных мастерских нескольких городов в Европе и даже одной мастерской в Аргентине, упоминаемой в 1592.

Вдобавок, химия стала наукой, её серьёзно изучали и развивали в разных университетах, что повлияло на промышленное развитие самым решительным образом. Многие изобретения мгновенно становились дорого стоящими технологиями сразу после открытия.

Да и в моду стало входить Богемское стекло.

Век Венецианского стекла прошёл. Слишком дорогое и хрупкое оно проигрывало боле массивному, но долговечному богемскому стеклу.

Вдобавок правительство Венеции, блюдя традицию, не позволяло вводить новшества в производство.

Наполеон же поставил в этой истории последнюю точку.

Венеция, из города уникальных технологий и передовой промышленности превратилась в заповедник архитектуры для туристов.

Дальнейшая история уже относится к эпохе промышленной революции 17-19 веков.

Източник

Annelise - автор журнала Здравомыслие

Другие статьи Аннелизе:

Монголы пахари и сеятели

Происхождение и состояние раннесредневековых городов Европы и России времён князя Владимира.

Происхождение и состояние раннесредневековых городов Европы и России времён князя Владимира. 2

О картах Тартарий замолвите слово или несуществующие страны и острова на старинных картах.

О картах Тартарий замолвите слово, или несуществующие страны и острова на старинных картах

Миф об оккупации Казани

О Жданове и пирожных в блокадном Ленинграде

Как из преступника стать жертвой, а из потерпевшего сделать обвиняемого.

Дом, который построил …чужой?

Дом, который построил …чужой 2

Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи.... часть 1. От неолита до Рима.

Средневековые холявщики, их стеклянная холява и папоротник как папа фужера.

Как кони по горам ходить не могут