Тезянские шлюзы

Начало: Ещё одна канальная история (тезянские шлюзы)

Торговля недаром раньше называлась промышленностью, ибо именно торговля позволяла людям снабжать друг друга всем необходимым, произведённым в самых разных местах огромной страны.

Для существования торговли очень важно наличие "кровеносной системы" - дорог самого различного рода, от сухопутных до водных, а нынче и до воздушных трасс.

Увидеть состояние промышленных процессов прошлого помогают статистические сборники. А потому, именно там я и нашла о водных путях России 1827 года следующее

Нет в этой книге упоминания о Тезе, ибо статистика эта 1827 года. Зато есть много интересного, что можно присовокупить к сведениям и о торговле на Тезе.

Източник 

Оказывается, история может быть очень увлекательным делом :о) В том числе увлекательны и туристические маршруты по историческим местам. В Ивановской области существует множество таких мест. Там и Палех с его разписными шкатулками, и Холуй с его давней традицией иконописи, и родовое имение родителей Константина Бальмонта... 

Со своими пятью шлюзами река Теза для Ивановской области может сравниваться с почти тёзкой своею - с Темзой. На Темзе когда-то тоже строились шлюзы, а туристы, вроде "Троих в лодке, не считая собаки" путешествуя по Темзе дивовались и её шлюзам. Темзинские шлюзы имеют свою нишу в английской литературе :о)

 Кукемский шлюз. Рисунок из книги "Королевская река", 1885
Кукемский шлюз. Рисунок из книги "Королевская река", 1885
Маулзийский шлюз с домиком смотрителя шлюза. Фотограф Генри Тонт, 1883.
Маулзийский шлюз с домиком смотрителя шлюза. Фотограф Генри Тонт, 1883.

И, если на шлюзах Темзы можно видеть корзины для ловли угрей, то на шлюзах Тезы, такой чудовинки, конечно не было. Только Теза нисколько от этого не проигрывает потому, что для прохождения по Тезе были созданы специальные суда!

И путешественники, ныне называемые ещё словом "туристы" тоже любят речку Теза и памятники старины на её берегах.

Шлюз № 1

Но я вернусь к истории шлюзов.

"...только 100 лет спустя мельницы были сломаны фабричным капиталом и судоходство по Тезе было возобновлено. Этому способствовало быстрое развитие текстильной промышленности в г. Шуе, которое требовало путей сбыта, а самым дешевым из них был речной. Для Шуйских купцов невыгодно было гужем (на лошадях) возить от Плеса (с Волги) до Шуи бумажную пряжу, которая выписывалась из Англии. Это побудило Шуйских купцов хлопотать перед Петербургом о разрешении судоходства по р. Теза, которое было получено в 1830 г. Долго хлопотали купцы, но в конце концов разрешение получили. Однако Теза для судоходства не годилась – обмелела и без поднятия уровня воды в реке о судоходстве не могло быть и речи.. Теза в то время настолько обмелела, что Император Александр Первый, посетивший Шую, способствовал ходатайству шуйских фабрикантов и купцов о строительстве шлюзовой системы на Тезе за счет государственной казны. В 1834г. были начаты работы по шлюзованию реки (от устья до города Шуя).В 1834г. на реке, было начато строительство пяти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами, гатей, бичевых мостов и служебных зданий с затратой 80609 рублей 77 коп. При шлюзах №1,3 и 4 оставлены были мельничные плотины и действие мельниц было сохранено. Шлюзы были построены деревянные, размером 10 сажень Х 2 сажени с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз № 2, где глубина в 1 аршин соблюдена не была.10 июля 1837 года на р. Тезе была открыта навигация по шлюзованной системе, построенной на участке длиной 89 км - от г. Шуи до устья. Схема расположения гидроузлов Тезянской шлюзованной системы на территории Ивановской области

В состав каждого гидроузла входили судоходный шлюз и водоподъемная плотина. По конструкции и габаритам судоходные шлюзы на всех пяти гидроузлах были одинаковые, плотины - разнотипные.

До 1923 года шлюзы и плотины оставались первоначальной конструкции. Плотины гидроузлов №№ 1,3,4 имеющие сельскохозяйственный тип конструкции затрудняли развитие судоходства, так как не обеспечивали держания напорного горизонта воды, долго ремонтировались весной, были подвержены частым авариям. В период 1923-1931 г.г. плотины были перестроены и усовершенствованы:

Плотина г/у №1 – в 1924 г. перестроен водоспуск и в 1927-28 г.г. построен еще один новый водоспуск.

Плотина г/у №2 – в 1929-30 г.г. заново перестроена с понижением порога на 35 см.

Плотина г/у №3 – в 1927 г. построена новая, типа русской разборчатой, на повышенный напор с 300 на 330 м.

Плотина г/у №4 – в 1928-29 г.г. построена новая, системы «Поаре».

Плотина г/у №5 – в 1937-38 г.г. произведен капитальный ремонт.

В период 1923 -1931 г.г. проведены лишь некоторые конструктивные изменения шлюзов (но в основном шлюзовые камеры оставались первоначальной конструкции):

Ворота применены другого типа, с ригелями трапециодального сечения, с диагональной досчатой обшивкой.

Так называемые «Караси» (ряжевые устройства на верхних головах) заменены простыми шандарными стенками.

Надводные лицевые стены шлюза, ранее бывшие легкой конструкции (пластинные) и часто служившие причинами аварий, заменены бревенчатыми.

Кроме того в необходимых местах проведены мостовые и облицовочные работы и опояски берегов.

Необходимо отметить, что в 1929 году проведено спрямление кривого колена реки Теза путем устройства искусственного канала (на бъефе шлюз №2 – шлюз №3) с затратой 1500 рублей. Из эксплуатации было выкинуто 11,2 км кривого неудобного пути. Других работ по спрямлению реки Теза после 1929 г. не проводилось."

Източник 

 Петровский шлюз
Петровский шлюз
Шлюз № 2 деревня Ломки
Шлюз № 2 деревня Ломки

Хорошая статья про шлюзы Тезы здесь

Статьи по этой теме:

Непростая судьба инженера, или проект не доведённый до конца (Перри и канал Волга-Дон)

Непроходимая дремучесть, или необходимы ли преобразования? (заметки Перри о России и о Петре I)

Михаил Сердюков – гидротехник Петра I

Как Пётр Алексеевич и Михаил Иванович шлюзы строили

Ладожский канал – ещё один проект Великого Петра

Железный граф. Глава первая. Путь наверх (Бурхард Христофор Миних – строитель Ладожского канала)

Камень в объёмах, сопоставимых с пирамидными

Ещё одна канальная история (тезянские шлюзы)