Законодатели моды - монголы :о)

Так-с, говорите, что у монголов не было империи? Что в Европе не были?

А откуда тогда монгольские захоронения взялись? А мода?

Сегодня у нас экскурс по старинному текстилю :о)

Знакомьтесь:

"...древние одеяния – предмет изучения, которым занимается целое направление в археологии и истории. И один из самых известных его представителей – это Звездана Доде, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, член Международного центра изучения древних тканей."

в 1993 году в Институте востоковедения РАН Она защитила кандидатскую диссертацию по средневековому костюму в Институте востоковедения РАН в 1993 г., а уже в 2007 году стала доктором наук. Ее приглашали в ведущие музеи планеты – от Метрополитен до Китайского музея шелка, как эксперта.

"Звездана Доде занимается реставрацией костюма народов, в древности населявших Северный Кавказ, – от алан до золотоордынцев. Благодаря ей в Ставрополе и появилась научная лаборатория, где исследуют древние ткани.

Реставратор Оксана Степанова работает с золотоордынским боктагом – головным убором, найденным в древнем захоронении.

Именно сюда, в мастерскую, поступают самые разрушенные, казалось бы, обреченные на гибель произведения ткацкого искусства. Текстиль, который извлекают из древних захоронений, признается Звездана Доде, зачастую напоминает опавшие осенние листья – тонкие, готовые от одного прикосновения рассыпаться в прах. Поэтому процесс реставрации текстиля трудоемкий, долгий и кропотливый." Източник

Работа Звезданы "Бестиарий на "монгольских" шелках. Стиль и семантика дизайна"

Почему слово "монгльских" взято в кавычки, вам будет понятно при ознакомлении с содержимым статьи. Дело в том, что монголы, после того, как прихватизировали и власть в Китае (припоминаем Хубилая и его попытку прихватизировать заодно и Японию),  распространили моду на китайские шелка и символику по всей Монгольской империи. А свободная торговля шёлком приносила монгольской знати большие прибыли, ибо, как сообщал ещё Марко Поло, описывая доход хана с одного только города Кинсай упоминает и шёлк: "Словом сказать, с шёлка взымается десять процентов. Много денег от него.".

Изображения драконов и гусей на шёлке нижнего кафтана из могильника Джухта. Фото фрагментов ткани и реконструкция орнамента.

Думаю, что от научной работы Звезданы Доде нам лучше сразу перейти к сведениям, которыми она поделилась во время различных интервью и в статьях. Помните ли вы, что нас интересуют монголы?

"Ростовские археологи нашли тогда вблизи Волгодонска захоронение XIII-XIV веков. Когда при расчистке погребения женщины, жившей много столетий назад, стала открываться хорошо сохранившаяся сшитая из шелков одежда (такая удача, говорят специалисты, выпадает не чаще чем раз в пятьдесят лет), руководители экспедиции обратились в Ставрополь. Во-первых, потому что на Юге России только в «Наследии» имеется реставрационная лаборатория, а, во-вторых, потому что на ее базе занималась научными исследованиями эксперт по средневековому костюму, в то время еще докторант Института востоковедения Российской академии наук Звездана Доде.

Погребение не стали до конца раскрывать в поле, а передали ставропольским коллегам, как выражаются ученые, «монолитом». Я, можно сказать, стала свидетельницей работы Звезданы Владимировны в лаборатории.

Но самой интересной в этом процессе мне показалась цепочка выводов, которые она сделала. Например, кто была дама из средневекового могильника? До тех пор все погребения на Северном Кавказе связывались с жившими здесь тюркскими племенами. Сенсационность находки состояла в том, что это оказалось захоронение женщины из племени монголов-завоевателей. Выводы Доде сделала, анализируя покрой платья, и это было похоже на идентификацию личности в детективе. Халат на женщине не был подпоясан – именно монголки поясов обычно не носили, надевая халат на шелковое узорное нижнее платье, которое было раскинуто перед нами на столе в лаборатории. Имелась еще одна уникальная «улика»: одежда запахнута на левую сторону, в то время как при жизни владелица запахивала ее на правую, о чем говорила нарядно изукрашенная «наружная» левая пола. Этот погребальный обычай монголы заимствовали в Китае. Символизировал он, как принято считать, уход человека в мир иной, потусторонний, где все «наоборот», как в зеркале…

Ткани содержат ценную информацию, особенно о тех цивилизациях, которые не оставили о себе письменных источников. Например, образы на шелках порой говорят о космогонических идеях, связанных с представлениями народа о мироздании. На китайских шелках встречаются изображения дракона, птицы Феникс. Дракон здесь и символ императорской власти, и мужской силы, и связи с небом. А вот в монгольской культуре дракон читался как знак принадлежности к управлению империей.

Шелков было много, они использовались как валюта, плата солдатам и наемникам. Шелка посылались в Европу с дипломатическими миссиями. Шелк составлял основу монгольской культуры. З. Доде задумала научный проект, посвященный тканям монгольского периода на Северном Кавказе, под названием «Шелковая орда».

...Одно из последних по времени событий в ее профессиональной жизни – выход в свет под эгидой РАН ее книги «Кубачинские рельефы. Новый взгляд на древние камни». Археолог собирала для нее материалы в экспедициях в Дагестане, музеях Махачкалы, в Эрмитаже, в США.Казалось бы, совсем иная область исследования: рассматриваемые автором рельефы – это древние памятники камнерезного искусства из дагестанского аула Кубачи. Однако Звездана Доде осталась верна себе: она предлагает новое культурное и хронологическое прочтение древних памятников на основе идентификации одежды персонажей, изображенных на рельефах. Основываясь на этом, З. Доде отвечает на весьма важные вопросы: кто и что изображены на кубачинских камнях, кто мог быть заказчиком этих произведений искусства, в каком историческом контексте они создавались и в каком аспекте их следует рассматривать (узко региональном или более широком).

В частности, ей удалось доказать, что время создания рельефов не конец XIV – начало XV века, как считалось до сих пор, а следует перенести его почти на век назад и датировать периодом между 1270-1319 годами. Такая точная датировка – в пределах полусотни лет – в археологии уникальна. А сюжетно «раскрутив» сцены, изображенные на рельефах, она смогла убедительно показать, что селение Кубачи входило в культурный и политический ареал влияния Монгольской империи. Это новый взгляд на обстоятельства исследуемой эпохи, вводящий аул Кубачи в контекст общемировой истории." Източник

Мне также на многих ресурсах примелькалась статья следующего содержания:

"Золотая Орда, группа монголов, завоевавшая большую часть Восточной Европы в тринадцатом веке, была классно терпима к иностранным религиям. В последнее время, однако, археолог Звездана Дод Южного научного центра Российской академии наук завершил исследование редких тканей, в которых монгольское отношение к христианству иногда было более сложным, чем простое безразличие. Она исследовала куски тканей, найденные в монгольских погребениях, которые представляют христианские предметы, но были переделаны как одежда, например, шляпа, изображающая перевернутый Иисус, окруженный двумя архангелами. Она предполагает, что эти ткани, вероятно, захваченные из русских церквей, были не просто трофеями войны. «Монголы смогли наблюдать за использованием значков и значков с христианскими символами российскими военными», - говорит Дод. «Возможно, они интерпретировали эти символы как устройства для сверхъестественной войны». Надев перевернутый христианский мотив в битву, монгольский воин, возможно, подумал, что он нейтрализует эту угрозу."

Один и тот же текст, и ни одной дополнительной детали мне кроме него не попадалось, пока я не выяснила, что Звездана Доде - наша учёная :о). И вот, как эту историю разсказывает сама Звездана:

"Приведу еще один пример. В монгольском захоронении в Калмыкии была найдена ткань с христианской вышивкой, которую также направили мне на исследование. Это был трофей, захваченный монголами в результате ограбления одной из христианских церквей на территории Восточной Европы.

Монголы зачастую грабили христианские храмы и присваивали церковные ткани, предназначавшиеся для алтарных и литургических облачений (например, как завесы для икон или рак).

В данном случае, скорее всего, это был антапендиум – церковная завеса, на которой изображена сцена вознесения Христа. На ней можно прочитать имена апостолов: частично читаются имена Луки, Фомы и Филиппа и последние буквы имени Андрей или Матфей. А имя святого Варфоломея сохранилось полностью.

Покрывало изготовлено мастерски. Вероятнее всего, в Византии или в одном из русских монастырей, которые находились под сильным византийским влиянием.

Итак, монголы украли из храма это красивое, драгоценное покрывало, а затем разрезали его на куски, которые беспорядочно сшили между собой, нарушив первоначальную композицию вышивки. И только потом использовали для украшения сапог или штанов.

– Но зачем было его перешивать?!

– Вот и мы задались этим вопросом, когда шелка попали к нам на исследование. И у меня родилась такая гипотеза.

Монголы верили в то, что вместе с кровью по организму человека циркулирует субстанция бессмертия – сюльде. Поэтому монголов, приговоренных к смерти, казнили без пролития крови – топили, душили, забивали камнями глотку. Чтобы вместе с пролитой кровью из их организма не ушла и бессмертная душа, способная к перерождению в новом теле.

В то же время не монголов казнили с кровопролитием. Например, князь Роман Рязанский был казнен особо жестоким, с позиции современного человека, способом: его тело расчленили по суставам.

– То есть это не только физическая, но и символическая казнь…

– Верованиями монголов, видимо, и можно объяснить, зачем они разрезали, а затем беспорядочно сшили куски украденной в христианском храме шелковой ткани с изображениями христианских святых.

То есть они захватили чужой сакральный символ и разрушили его, чтобы потом использовать шитую золотом ткань уже в утилитарных целях, не опасаясь ее магической силы. Но опять-таки, это лишь гипотеза…

Мы пытаемся лишь восстановить картину того мира, который существовал сотни и тысячи лет до нас. Но понять абсолютно достоверно тонкости жизни в далекие времена, увы, уже невозможно."

Ради интереса можете сравнить то, как подали новость журналисты, и то, как разсказывает представитель РАН :о)

Заинтересовались? Вот и я. А потому мне встретилось ещё и это:

Про книгу "Средневековый костюм народов Северного Кавказа" Звезданы Владимировны Доде (Разведдопрос с Климом Жуковым)

На сегодня всё :о) Дальше вы можете многое найти самостоятельно :о)

Реконструкция костюма знатной монголки, выполненная по материалам Новопавловского могильника (находки Н.А. Охонько). Распашной халат из красного китайского шелка с золотой набойкой, подпоясанный зеленым шелковым поясом. На правом рукаве халата нашита золотая лунница и полоска фольги, на левом солнечный диск, очевидно знак монгольской пространственной ориентации. Головной убор - бокка выполнен из берестяного каркаса, обтянутого шелком с печатным орнаментом в виде стилизованных цветов. На шелк нашиты четырехлепестковые серебряные с позолотой украшения Подробнее

Читайте также:

Потерянный и найденный флот Хубилай-хана

Венецианский купец о Танаис и татарах

Венецианский купец о Танаис и татарах - 2

Венецианский купец о Танаис и татарах - 3

Венецианский путешественник о Танаис и татарах - 4

О монголах, кочевниках и археологии

«Как скрыли целый континент»

Что привело к распаду Великой Тартарии

Что привело к распаду Великой Тартарии 2 (торговля)

Что привело к распаду Великой Тартарии 3

Что привело к распаду Великой Тартарии 4

Что привело к распаду Великой Тартарии 5

Как Европа познакомилась с тартарами

Об иконе Сергия Радонежского и татаро-монголах