"Zattieri, плоты и ... Венеция."

"У мессира Грегорио во владении были обширные лесные массивы в горах, поросших елями, соснами, дубом, буком и другими ценными древесными породами. В конце сентября наступала пора лесоповала. Обычно вся округа от мала до велика спускалась к полноводной реке Пьяве поглазеть на впечатляющее зрелище. Там лесорубы сооружали из очищенных от сучьев стволов мощные плоты и спускали их на воду. Река сопротивлялась такому вторжению, рычала, выталкивая плоты на каменистый берег и стараясь сокрушить любое препятствие на своем пути к Адриатике." Александр Махов. Жизнь и творчество Тициана

Сведения об Альпах появились в античное время. А само название горной страны - «Альпы»  в географии появилось с лёгкой руки Полибия - греческого ученого (198-120 гг. до н. э.), который ради изучения пути Ганнибала, предпринял путешествие по его маршруту в Западные Альпы. После этого путешествия и стало встречаться название "Альпы" в других описаниях. Прежде же, упоминались названия Herkynien - «Херкиниен» и Огкутеп - «Оркиниен».

Легендарная река Пьяве берёт свой исток в Доломитах, на горе Перальба, в провинции Беллуно. Спускается Пьяве с Альп, поначалу бурлящим потоком в долину Кадоре, затем в долину между Беллуно и Фельтре, где уже спокойно течёт в провинции Тревизо до равнины у подножий предгорья Венето .

В альпийских горах встречается множество мест вполне пригодных для жизни людей. И потому Альпы были заселены. И полным полно было феодальных владений, как крупных, так и маленьких. Поэтому, невозможно сказать, что те, кто жил в Кадорах или других местах, откуда лес поступал в Венецию, были с самого начала в составе Венецианской республики. Леса у них было много, потому он стал очень достойным товаром, которым интересовалась лагуна.Первое упоминание в документах о торговле лесом с Венецией встречается в 1181 году. А уж когда лес понадобился в огромных количествах венецианскому арсеналу, то древесина с гор потекла "рекой".

«… главное место округа итальянской провинции Беллуно, в долине д’Ансеио, в Кадорских Альпах, через которую течёт Пиаве; в Ауронцо. считалось 4501 ж. (1887) (большая часть из них горные рабочие), из этого числа на деревню Виллагранде приходится 3225 ж. В окрестности находятся свинцовые и цинковые рудники, также большой сосновый лес С.-Марко, доставляющий для торгового венецианского флота превосходный корабельный лес и стволы в 50 м высоты и 1,6 в диаметре.» Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Массовая доставка древесины с мест вырубки к потребителю потребовала упорядочения и организованности, потому породила своеобразную гильдию сплавщиков - "Аrs radarollorum". В 1223 году Большой Веницианский совет выносит постановление о создании кооперации под этим названием, которая будет отныне заниматься маркировкой древесины, сплавкой и доставкой её, сбиранием различных пошлин и  разбирательством споров, выбором и созданием новых маршрутов, наймом рабочей силы, пассажирскими и грузовыми перевозками (попутно), экономической помощью больным заттери и... проводами умерших...  Кроме транспортировки древесины гильдия занималась перевозкой пассажиров и различных грузов. Поскольку Венеция - специалисты в торговом деле, то и с ведением всевозможных записей у них дело налажено. Так что всё, что касается перевозок (и леса в том числе) у них заархивировано. Ну а я порекомендую статью, где приводятся различные данные по древесине, источникам, подрядчикам и прочее... на сайте http://venezia555.myblog.it/20...

На протяжение всего периода господства Венеции навигация на Пьяве была очень активной, перевозилась древесина и товары различных стран, на территории которых протекала река. Навигация не прекращалась и во времена оккупаций этих территорий Наполеоном, Австрией и Королевством Италии. Объёмы перевозок постепенно снижаются и заканчиваются в следствие развития автомобильного и железнодорожного транспорта в этом регионе. Организованный сплав закончился в 1927 году, частный продолжался до 30-го года. По документам последняя менада состоялась в 1942 году. С тех пор функция Пьяве, как замечательного средства связи между горами и равниной закончилась. К сожалению, искусство заттери исчезло. Память о нём сохранилась только благодаря свидетельствам и материалам, собранным организаторами музея Codissago.

В Венеции есть набережная, куда доставлялись и выгружались грузы древесины

Перехожу к описанию всей цепочки, которая обеспечивала Венецию деревом, начиная с вырубки деревьев в Альпах.

Лучшая древесина получалась в том случае, если дерево срубалось осенью, когда ток соков замедлялся. Начиная с сентября в лес устремлялись дровосеки. Валили деревья при помощи топоров, стараясь уложить стволы так, чтобы не повредить деревья растущие рядом (подрастут и пригодятся).

 Инструменты выставленные в музее.
Инструменты выставленные в музее.

Обычно выбирали деревья размером 12 унций, то есть стволы 34,8 см диаметром (без учёта коры) или 45 см с корой на высоте 1.3 метра от земли (на высоте груди). Деревья других размеров относили к другому классу. Для измерения ствола применялся специальный инструмент - тиски.

Деревья обычно отбирались заранее, на них ставили метки. Инструменты вальщикам поставляли заказчики древесины. Поначалу для вывалки леса пользовались топорами. Позже, систему вырубки только при помощи топора приказом Марии Терезии 1752 г. пытались заменить вывалкой с использованием поперечной пилы, потому что по теории этим достигается едва ли не 20% экономии в утратах древесины. Вальщиков настойчиво переводили на новую систему, которая в конце концов была отвергнута в пользу топора в конце XIX  века.

После срубки дерева обрубались сучья и ветви, затем специальным шпателем ствол очищался от коры (что снижало поражение древесины короедами в последующем), в результате дерево начинало быстрее сохнуть и облегчалась транспортировка волоком. После этого, ствол распиливали на куски определённого размера. Стандартной была рабочая длина - 12 венецианских стоп, или 4.17 метра. К ней добавлялась с двух сторон длина "головы" - участка округляемого для удобства транспортировки и избежания во время неё сколов и помех.

головы хорошо видны
головы хорошо видны

Затем брёвна маркировались - наносился знак (принадлежность заказчику и типоразмер). Этот знак ещё назывался брендом. Знак наносился обычно, специальным инструментом

Бренд был нужен во избежание путаницы, краж и для удобства сборки партий леса по типоразмеру, и наносился на двух концах бревна. После этого брёвна складывали в ожидании времени начала отправки.

Когда выпадал снег, стволы было легко спускать с верху вниз. Для этого, обычно выбирали овражки или специально устраивали направляющие из камней. Кое-где, сооружали специальные ризины - Risina, - составные желоба из стволов, прикреплённые к земле.

В музее
В музее

В действительности:

Хорошо, что на том участке в видео, брёвна с жёлоба попадали непосредственно в воду. Но так было лишь в некоторых местах. В основном было иначе.

По желобам стволы спускали до места, где их можно было уже перемещать по воде. Весь этот спуск был очень хлопотливым делом, ибо, когда начинали спускать стволы, их нужно было сопровождать на протяжение всего пути, чтобы они не разогнались до большой скорости и не вылетели из жёлоба. Поэтому  трассы были разбиты на участки, вдоль которых работали люди двигаясь сверху вниз и снизу вверх. Партии были большими, потому ходить приходилось много. Работали день и ночь.

Там, где такой спуск был невозможен, использовали силу животных. Брёвна скрепляли друг с другом особым образом и делались составы, подобные поездам.

За зиму успевали спустить к воде заготовленные брёвна. Где они и дожидались начала весны и большой воды. Когда вода поднималась, стволы спускали на воду. Начиналась стадия транспортировки, которая называется Menada. Она также требовала участия большого количества людей на всём протяжении сплава, чтобы не создавались заторы. Работа была исключительно трудной. И делать её приходилось невзирая на погоду. Хотя иногда она и не давала возможности сплавлять лес (засухи или наводнения).

(продолжение следует)

Предыдущие статьи о Венеции:

Потоп, как много в этом слове для сердца тартарийского услады :о)

Потоп в Венеции (продолжение) (о гостях города на воде)

Питьевая вода для Венеции (как венецианцы добывают питьевую воду)

На чём зиждется Веннеция (о фунаментах и видах деревьев для них)