КАКУЮ РОЛЬ ЛИДЕРА НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ: 5 ПРИМЕРОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.Денис НЕЖДАНОВ

Если вы умеете обходиться лишь с молотком, то все задачи вокруг  будут напоминать гвозди. Эта поговорка справедлива и для управления людьми. В зависимости от такого какой формат лидерства и управления вы выбираете вы будете способны как побуждать коллективы, так и дискредитировать у подчинённых желание действовать. На данной неделе я познакомлю вас с пятью стилями лидерства, каждый из которых имеет свои возможности для развития продуктивности подчиненных равно как и свои ограничения.

ЛИДЕР-ХАРИЗМА - это только одна из 5 ролей фаворита. Ключ к силе харизматического вождя в его вере в себя и личное предназначение. Ярким образцом харизматического лидерства является поведение Бориса Ельцина. Примеры его лидерского влияния нашли отображение в книге времен пор не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Джон Максвелл иллюстрирует харизматическое лидерство Ельцина на следующем примере - при попытке свершить переворот, произошёл любопытный инцидент. Танки вооруженных сил окружили правительственное сооружение, в котором находился президент РСФСР Борис Ельцин и остальные сторонники демократии. Военные чины верховного уровня приказали дать залп по зданию, дать залп по зданию в котором укрылся Ельцин. Пока танковый отряд разворачивался, чтоб занять подходящую позицию, Ельцин широким шагом вышел из строения, взобрался на один из танков, поглядел в глаза командиру и поблагодарил за переход на сторону демократии. Позднее этот командир признался, что совсем не намеревался принимать сторону демократов. Просто Ельцин вёл себя чрезвычайно уверено и вполне обладал собой, что подействовало гипнотически на военных, привыкших следовать приказам.

Ключевые компетенции " Лидера - " Харизма " это:

дерзость в постановке целей.

вера в себя и свои способности " без якорей ".

способность к заражению верой в успех.

Лидера ХАРИЗМА в том же ключе склонен к популизму. Поэтому основная рекомендация для управляющего с ярко-выраженными харизматическими компетенциями такая: ЕСЛИ ВЫ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР - ТРИЖДЫ ПОДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ, СОЗЫВАТЬ НОВОЕ СОВЕЩАНИЕ.

ЛИДЕР-БОСС - это следующая из 5 ролей лидерства.

Ключ к силе лидера-босса в его вере ответственности, результативности и целеустремленности. Ярким образцом такового лидерства является поведение Стива Джобса. В первые годы становления Apple - Стив Джобс являлся генератором идей и это были на самом деле умнейшие идеи. Никто при этом не мог заявить, что та или иная мысль босса нехороша или недоработанна, так как такого человека тут же выгоняли из фирмы. Это определило судьбу компании на многие годы вперед. Джобс не консультировался практически ни с кем, если был убежден в собственном решении. Идея принадлежала Джобсу, а исполняли это уже остальные и в этом была их главная задача. Джобс только время от времени вникал в сущность процесса. Он иногда не думал о том, как выполнить проект, он элементарно знал, что проект обязан быть осуществлен, а разработка уже дело тружеников. Джобс просто заявлял мне необходимо это, вот это и все! Работники ломали голову как же угодить Стиву. Его стиль характеризовали так: Босс - произнес, босс - сделал.

Есть и иные образцы ЛИДЕРОВ -БОССОВ. В компаниях с русскими корнями Русал и Базэл под управлением Олега Дерипаски топы в присутствии шефа постоянно сидят с диктофонами, потому, что БОСС НЕ ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬ ДВАЖДЫ.

Дональд Трамп на заре собственной карьеры девелопера мог поднять служащих с утра в выходной и представить, что один из балконов 1-го из этажей более чем 30 этажного строения находиться на 1, 5 см ниже, чем это положено по проекту. Босс вынуждал немедленно приступать к исправлению этих огрехов.

Главная рекомендация для управляющего с ярко-выраженными компетенциями ЛИДЕРА-БОССА такая: ТРИЖДЫ ПОДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ОТКЛОНИТЬ ИДЕЮ СВОЕГО ПОДЧИНЕННОГО ИЛИ ГРУППЫ ПОДЧИНЕННЫХ, ЕСЛИ ОНА СПОСОБНА ОБЕСПЕЧИТЬ НУЖНЫЙ ВАМ РЕЗУЛЬТАТ.

ЛИДЕР-ПРИМЕР - это третья из 5 ключевых ролей руководителя. Ключ к силе лидера-примера в его целостности, самоотдаче и энтузиазме, гибкости и открытости, и приверженности целям. На мой взор, яркий пример такого лидерства это Ричард Бренсон - богатейший человек Британии. Сильные стороны Ричарда — способность своим примером воодушевлять людей и ломать статус кво, сохраняя верность своим целям, ценностям и приоритетам и в мыслях и в словах и в делах. Это дорогого стоит особенно в сравнении с харизматическими лидерами способными менять вектор своего поведения несколько раз в день. В собственных компаниях Бренсон держится принципа дарить людям свободу делать интересные вещи и обращаться с ними с почтением и заботой. Если некто из его служащих приходит с идеей новейшего бизнеса, Брэнсон поддерживает его и делает начальником этого направления. Именно благодаря выраженной склонности быть примером сам Ричард Бренсон готов на спор надеть костюм стюардессы и сам обслуживать пассажиров своей авиакомпании, показывая образчик того, как необходимо ставить покупателей во голову угла собственного бизнеса.

Главная рекомендация для ЛИДЕРА-ПРИМЕРА звучит так: ТРИЖДЫ ПОДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ПОКАЗЫВАТЬ ТОЛКОВЫМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ НА ВАС, НАСКОЛЬКО ВЫ УМНЕЕ ИХ.

ЛИДЕР-ИНТЕГРАТОР - это четвертая из 5 ролей списка.

Ключ к силе лидера-интегратора в его способности к безусловному партнёрству, в коллегиальном целеполагании и способности "быть вкладом" в творение командного результата.

Яркий ЛИДЕР-ИНТЕГРАТОР - Джека Ма. Он образчик китайского бизнесмена, основоположник и председателя совета диреторров фирмы Alibaba group. Джек Ма - первый предприниматель с материкового Китая, чьё фото было опубликовано на обложке журнала Forbes в качестве долларового миллиардера. Джек Ма заявляет, что важный принцип, которыму он следует таков: «Ты не можешь вынудить всех мыслить одинаково, но ты можешь наделить всех верой в одну общую цель».

Самый преуспевающий бизнесмен Китая и один из крупнейших интернет-торговцев в мире рекомендует «не старайтесь вынудить собственных служащих мыслить одинаково, это нереально. Треть людей, какие на вас работают, не верят вам. Не позволяйте им зацикливаться на вашей личности". Вместо этого, сплотите их вокруг одной общей цели. Гораздо проще обединить людей общей идеей, чем вокруг одного лидера, каким бы невероятным он ни был…».

Джек Ма убежден, что хозяин фирмы никогда не обязан ассоциировать свои технические навыки с умениями служащих. «Технические навыки служащих постоянно обязаны быть лучше, чем ваши. Иначе вы нанимаете не тех людей» – говорит он.

Главная рекомендация для ЛИДЕРА-ИНТЕГРАТОРА звучит так: ТРИЖДЫ ПОДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ЧРЕЗМЕРНО ЗАХВАЛИВАТЬ НАИБОЛЕЕ ИНИЦИАТИВНЫХ ПОДЧИНЕННЫХ И ИХ КОЛЛЕКТИВЫ.

ЛИДЕР-НАСТАВНИК - это заключительная из 5 ролей нашего списка лидерских проявлений.

Ключ к силе лидера-наставника в его умении «мыслить за рамками собственных амбиций», в умении держать слово и совершенствовать остальных.

Ярким образцом ЛИДЕРА-НАСТАВНИКА, на мой взляд, выступает Джон Максвелл, американский писатель и проповедник, один из более авторитетных церковных лидеров авторитетной конфессии, основоположник ресурсного центра "Injoy». Джон постоянно стремиться  к постоянному развитию собственных подшефных. Ярким образцом его созидательного наставничества является пример, который Максвелл приводит в собственной работе "Создай команду лидеров". Подшефный Джона - Ден концентрировался на задачах и работе, которая была конкретно у него под рукою. а не на людях, задействованных в обеспечении необходимых результатов. Он был достойным исполнителем, но устанавливал акценты на задачи, а людей всегда ставил на 2-ой план. "Я вспоминаю, мы говорили в приемной кабинета, а Дэн прошел мимо, не сказав нам ни одного слова... (позднее) я сел вблизи с Дэном и выложил ему свои замечания о его навыках общения с людьми. Он знал, что я верю в него и готов выразить заботу. Выяснилось, что Дэн чрезвычайно обожал людей и в глубине души был готов к контакту. Но эта его внутренняя готовность, не проявлялась в его деяниях. Работавшие с ним люди не имели ни малейшего представления о том, что они для него означают. Я начал проводить с Дэном дополнительное время, тренируя его навыки взаимодействия с людьми. Джон наставлял собственного подшефного, что "медленно двигаясь через массу людей и вступая в диалог с окружающими, он быстрее добьется желаемого итога, в сравнении с подходом, когда не говоря ни слова проходит мимо. Максвел констатирует, что после такой работы с Дэном - одной из самых мощных сторон подшевного стала его способность входить в контакт с людьми и в данный момент он неоценим для управления в качестве лидера собственного коллектива.

Главная рекомендация для ЛИДЕРА-НАСТАВНИКА звучит так: ТРИЖДЫ ПОДУМАЙТЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ, УДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИКОВ, КОТОРЫЕ ОТВЕРГАЮТ НАСТАВНИЧЕСТВО И НЕ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ.

Лидерство в наше время это не одноцветный флаг, скорее лидер в управлении людьми в современном бизнесе обязан быть способен выступать в роли хамелеона, который принимает окраску в зависимости от контекста наружной среды и поставленных целей. В связи с этим высший уровень лидерского мастерства это роль ЛИДЕРА-УНИВЕРСАЛА, способного действовать не столько целеустремленно, но всегда целесообразно. В наше время лучший лидер тот, кто каждого направит в нужную сторону и сумеет во время остановиться сам!

А какие роли нужно тренировать членам вашей управленческой команды?