Бизнес-миссия выполнима

06.04.2018

Приход в социальную сферу частного бизнеса — это возможность экономии бюджетных средств и улучшения качества обслуживания

Правительство согласилось пустить коммерческие организации в соцсферу. Ставка сделана на то, что возникнет конкуренция, а следовательно, повысится уровень услуг. Двух лет, прошедших с момента вступления в силу федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», оказалось объективно недостаточно для того, чтобы на этом рынке появилось большое количество предпринимателей. Власть и бизнес пока только пытаются разработать правила игры, устраивающие обе стороны. Но уже первые успешно реализованные проекты подтвердили правильность выбранного курса.

Сегодня, по данным Минтруда РФ, в России работает чуть более 7 тыс. организаций, оказывающих социальные услуги населению, при этом 98,8% из них — государственные и только 1,2% — частные. Для сравнения: в Германии и США 98% домов престарелых находятся под опекой частных компаний. Количество россиян, ежегодно нуждающихся в социальной помощи в стационарных условиях и на дому, составляет 19 млн человек. Демографические прогнозы говорят о том, что в дальнейшем численность пожилых граждан будет неуклонно расти. Самостоятельно государство уже не может справиться с таким объемом работы.

«Для того чтобы построить стационар, требуются серьезные инвестиции. Возможности государства ограничены, поэтому привлекать инвесторов для создания таких объектов выгодно. С точки зрения администрирования, это тоже намного проще. Государство контролирует качество оказываемых коммерческим сектором услуг и компенсирует расходы на их оказание. Кроме того, мы считаем, что вовлечение бизнеса поможет сформировать здоровую конкуренцию на этом рынке, ведь теперь у самого гражданина появляется выбор. Раньше он мог пользоваться только теми услугами, которые предоставляет государство, а теперь у него есть возможность сравнить качество услуг государственной и коммерческой организаций и сделать выбор в пользу оптимального варианта», — поделился в одном из интервью заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.

В 2016 году Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ в рамках международного проекта ICSEM провел исследование, цель которого — идентификация моделей социального бизнеса для создания его типологии. В исследовании приняли участие 210 предприятий из разных городов России. Эта выборка недостаточна для описания полной картины, однако позволяет сделать некоторые выводы.

«Социальные предприятия из нашего списка достаточно широко представлены в 44 субъектах Федерации. С учетом почти полной неизвестности социального предпринимательства в 2007 году, когда мы реализовали по данной теме первый проект, это говорит о существенном пути, пройденном за восемь лет», — прокомментировала один из авторов исследования Виктория Силаева.

Читайте полностью по ссылке.