Спусковой крючок для ЗОЖ

Спусковой крючок для ЗОЖ

Пандемия побудила российские компании уделять больше внимания здоровью сотрудников.

Второй год разгула пандемии вынудил россиян больше внимания уделять здоровому образу жизни. Особенно в этом заинтересованы работодатели, которые несут значительные потери от вымывания рабочей силы. И владельцам компаний приходится стимулировать своих сотрудников к активизации ЗОЖ.

Миллиард желаний. В начале нулевых судьба занесла меня, не очень юного корреспондента газеты «Коммерсантъ», в главный офис этого издательского дома, который находился тогда на улице Врубеля в Москве. В отдельно стоящее тихое историческое здание в тени деревьев, рядом с бурлящим Ленинградским проспектом.

Удивило, что журналисты начинали рабочий день отнюдь не с планерки, а с похода сначала в расположенный в здании ИД спортзал, а затем в находящуюся там же сауну. По себе тогда понял, что задумка для работоспособности при ненормированном графике прекрасная. Ориентирована как раз на здоровый образ жизни каждого «коммерсантовца» и его эффективный последующий труд. Это было почти 20 лет назад, когда о предпоследней пандемии уже забыли, а в наступающую даже не верили. Ныне, в «эпоху жареного петуха», забота о собственных сотрудниках в крупных компаниях стала насущной необходимостью.

Собственно, ковид лишь стал спусковым крючком для резкого интереса к ЗОЖ со стороны бизнеса. По данным профильных аналитиков, с 2015 года мировой рынок ЗОЖ ежегодно рос по 5–6 %, совокупно нарастив 4,2 млрд долларов. Ожидается, что к 2026 году глобальный рынок корпоративного здоровья достигнет 62,5 млрд долларов.

По подсчетам Центра по контролю и профилактике заболеваний США, забота о здоровом образе жизни позволяет сократить потери от больничных от 16 до 268 долларов в год из-за невыходов одного сотрудника на работу, что в масштабах страны дает экономию в 2 млрд долларов в год.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что работа в офисе несет сотрудникам, ведущим сидячий образ жизни, 37 % всех случаев боли в спине, 16 % потери слуха, 13 % хронических обструктивных легочных заболеваний и 8 % диагностированной депрессии связаны с неблагоприятными факторами профессиональной деятельности.

В России после опроса 100 отечественных компаний с ежегодным оборотом от 100 млн рублей эта ситуация выглядит таким образом: треть респондентов испытывает проблемы со сном из-за полученного во время работы стресса. Каждый четвертый страдает от болезней позвоночника, 12 % поставлен диагноз «варикозное расширение вен» — это вызывается долгим пребыванием в сидячем положении. Рекордное же число респондентов — 52 % — жаловались на проблемы со зрением из-за работы за компьютером, чаще всего на близорукость и синдром «сухого глаза».

Иными словами, моральные и материальные проблемы работодателям приносят отнюдь не вредные производства и опасные условия труда, а банальная офисная деятельность. Плюс к этому год назад добавилась известная всемирная зараза.

Концептуальная задача. Понятно, что позволить себе масштабную заботу о ЗОЖ своих сотрудников могут в первую очередь крупные игроки. Так, в прошлом году руководство ОАО «РЖД» утвердило Концепцию здорового образа жизни на 2020–2025 годы. Документ предусматривает укрепление здоровья работников, отказ от вредных привычек, повышение физической активности и избавление от стресса.

«Здоровый образ жизни — необходимое условие хорошей работы. Человек, который ему привержен, более стрессо­устойчив, способен сильнее вкладываться в порученное ему дело, в конце концов, он меньше болеет. Поэтому то, о чем мы говорим, — это не только вопрос социальной ответственности, но и важное условие для развития любого предприятия», — подчеркнул генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Концепция включает девять основных направлений: профилактика потребления табака; снижение потребления алкоголя; здоровое питание на рабочем месте; повышение физической активности; сохранение психологического здоровья и благополучия; профилактическая медицина; условия труда; просветительская работа; мотивация.

«Мы надеемся наглядно продемонстрировать, что активное участие работодателя в улучшении здоровья своих работников окажется выгодным экономически. Некоторые решения этой концепции носят нестандартный характер, и мы надеемся на хорошие результаты и возможность дальнейшего распространения их по нашим каналам, прежде всего среди наших партнеров по хартии в поддержку общероссийского общественного движения по сохранению профессионального здоровья человека «Здоровье-360», — отметила начальник Центральной дирекции здравоохранения РЖД Елена Жидкова. Упор на физкультуру делают такие гиганты, как Mail.Ru Group и «Яндекс», в офисах которых смонтированы тренажерные залы и комнаты для занятий йогой. Их владельцы арендуют площадки для групповых видов спорта (футбол, хоккей, керлинг, волейбол и т. д.), помогают желающим стать участниками марафонских забегов или соревнований по триатлону, создают спортивные сообщества и ведут публичный учет спортивных побед. В офисах Ozon и Ozon.Travel отдают предпочтение восточным практикам, организовав у себя медитации для сотрудников. НК «Роснефть» организует среди своих работников соревнования по триатлону (250 человек из 20 предприятий холдинга), участвует в Московском марафоне, организует Весенний семейный фестиваль по легкой атлетике. В 2019 году компания даже выиграла в конкурсе Минэнерго России, проводимом среди предприятий нефтегазовой отрасли, по направлению «Развитие культуры здорового образа жизни, распространение стандартов здорового образа жизни сотрудников».

Своя культура ЗОЖ у их коллег из «Газпрома». «Корпоративный спорт — это универсальное средство, позволяющее сохранить здоровье и необходимый уровень активности, сплотить и психологически разгрузить коллектив, отработать принципы командной работы и взаимодействия, — уверен генеральный директор компании «Газпром трансгаз Саратов» Леонид Чернощеков. — На нашем предприятии мы стараемся создать для работников все условия для занятий физической культурой и спортом. Есть для этих целей и своя круглогодичная спортивная база. В спортивно-оздоровительном комплексе «Родничок», расположенном на Кумысной поляне, для сотрудников, членов их семей и всех желающих работают закрытый плавательный бассейн, детские секции по настольному теннису, мини-футболу, баскетболу, взрослые могут заняться фитнесом и йогой. Профессиональные тренеры-преподаватели и инструкторы по спорту обеспечивают безопасность и продуктивность тренировок. Зимой открыт прокат лыж, снегокатов, санок».

Спусковой крючок для ЗОЖ

Что в человека входит. ЗОЖ — это не только спорт, но и здоровое питание для своих сотрудников. Те же Ozon и Wildberries уже отрапортовали о трехкратном росте продаж «зеленой» продукции после начала пандемии. В первую очередь экологическими продуктами снабжаются корпоративные столовые Москвы, Петербурга и городов-миллионников. Онлайн-магазины отмечают повышение спроса на бобовые, альтернативное молоко, заменители мяса, суперфуды. В 11 раз выросли продажи сухофруктов, сушеных водорослей, гранолы. Спрос на чечевицу и овес подскочил в 180 и 62 раза соответственно. В российском ретейл-пространстве активно формируется сегмент магазинов, которые в противоположность конкурентам предлагают фермерские и экологически чистые продукты. Наиболее успешно в этом сегменте представлены сеть «ВкусВилл», «Азбука вкуса», «Ашан», «Глобус». Недавно появившийся на рынке сервис доставки «СберМаркет» отметил рост спроса в регионах на альтернативное молоко, семена чиа, брокколи, энергетические батончики. «Сегодняшний рост мирового и российского рынков здорового питания — следствие изменений потребительского поведения в последние несколько лет, — считает Елена Пономарева, эксперт по рыночным трендам, управляющий партнер консалтинговой компании «Форсайт 24». — Исследование Deloitte (2017) выявило, что традиционные критерии выбора зарубежных потребителей на рынках продуктов питания — цена, качество и вкус — уже нельзя отделить от новой группы индикаторов здорового образа жизни — безопасности и прозрачности. Покупатели хотят знать, что именно они едят и пьют. ЗОЖ становится не просто трендом, а стилем жизни во всем мире».

Автор: Сергей Кисин.