Shinkansen - скоростные линии Китая

22.10.2017

Cинкансен (Shinkansen) (新幹線, новая магистральная линия) - это сеть высокоскоростных железнодорожных дорог в Японии, управляемая группой японских компаний (о них в другой статье напишу). Началось все с Tōkaidō Shinkansen (515.4 км) в 1964, сейчас протяженность сети составляет 2615.7 км линий с максимальными скоростями 240-320 км/ч , 283.5 км линий Мини - синкансена с максимальной скоростью 130 км/ч и 10.3 км вспомогательных линий. Сеть в настоящее время связывает большинство крупнейших городов на островах Хонсю и Кюсю. Так же начнут строить линии и на острове Хоккайдо с марта 2016 года.

Максимальная операционная скорость составляет 320 км/ч (на 387.5-километровом участке линии Tōhoku). На испытательных заездах была достигнута скорость 443 км/ч в 1996 году.

Слово «Синкансен» буквально означает «новая магистральная линия». Имя «Суперэкспресс» (超特急 chō-tokkyū), первоначально используемое для поездов Hikari, было отменено в 1972 году, но все еще используется в англоязычных объявлениях и обозначениях.

Tōkaidō Shinkansen соединяет города Токио и Осаку и является самой загруженной линией высокоскоростной железнодорожной магистрали в мире. При перевозке 151 миллиона пассажиров в год (март 2008), и в целом перевезя более 5 миллиардов пассажиров, эта линия перевезла больше всего в мире пассажиров в сети высокоскоростных дорог. В пиковое время на линии может быть до тринадцати поездов в час в каждом направлении с шестнадцатью вагонами каждый (с 1323 сидениями и иногда дополнительные пассажиры, путешествующие стоя) с минимальным интервалом в 3 минуты между поездами. Хотя в основном данная транспортная система служит жителям пригородной зоны, которые ездят на работу в города.

История создания линий Shinkansen

Япония была первой страной, которая построила скоростные железнодорожные линии. Из-за гористого ландшафта существовала сеть 1,067 мм узкоколейных линий, которые не могли обеспечить необходимую скорость. Следовательно, у Японии была большая потребность в новых быстродействующих линиях.

Среди ключевых людей, которым приписывают строительство первой линии Синкансена, Hideo Shima - главный инженер, и Shinji Sogō, первый президент Japanese National Railways (JNR), которому удалось убедить политиков поддержать план. Другими значительными людьми, ответственными за его техническое развитие, был Tadanao Miki, Таdashi Matsudaira и Hajime Kawanabe, находившиеся в Railway Technology Research Institute (RTRI), части JNR. Они были ответственны за большую часть технического развития первой линии Tōkaidō Shinkansen.

Название «Shinkansen» сначала формально использовалось в 1940 для обозначения стандартной грузопассажирской линии между Токио и Симоносеки (город), которая использовала пар и электрические локомотивы с предельной скоростью 200 км/ч.

Карта японских железных дорог 1964 года
Карта японских железных дорог 1964 года

После конца Второй мировой войны о высокоскоростной железнодорожной магистрали забыли на несколько лет, в то время как движение пассажиров и груза постоянно увеличивалось на обычной линии Tōkaidō наряду с реконструкцией японской промышленности и экономики. К середине 1950-х Линия Tōkaidō работала на полную мощность, и Министерство Железных дорог решило пересмотреть проект Синкансена. В 1957 Odakyu Electric Railway вводила свои поезда «3000 series SE Romancecar», установивших мировой рекорд скорости 145 км/ч для узкоколейных поездов. Этот поезд вселял проектировщикам веру в то, что они смогут безопасно строить еще более быстрые поезда классических линий. Таким образом первый поезд Синкансена, 0-вая серия, была основана на успехе Romancecar.

В 1950-х сильно верили, что железные дороги скоро устареют и будут заменены путешествиями по воздуху и по шоссе, как в Америке и многих странах в Европе. Однако Shinji Sogō, президент японских Национальных Железных дорог, сильно настаивал на возможностях высокоскоростных железнодорожных магистралей и проект Синкансена был осуществлен.

Правительственное одобрение было получено в декабре 1958, и строительство первого сегмента Tōkaidō Shinkansen между Токио и Осакой началось в апреле 1959 года. Затраты на строительство Синкансена были сначала оценены почти в 200 миллиардах иен, которые были поданы в форме правительственной ссуды, железнодорожных облигаций и низкопроцентной ссуды в 80 миллионов долларов США от Всемирного банка. Начальные сметы, однако, были сознательно преуменьшены, и реальные цифры были почти в 2 раза больше.

Tōkaidō Shinkansen начал работать 1 октября 1964, как раз к первым Олимпийским играм в Токио. На стандартных линиях переезд между Токио и Осакой был 6 часов и 40 минут, но Синкансен сократил время поездки до 4 часов, сокращенных до 3 часов и 10 минут к 1965 году. Это позволило однодневные поездки между Токио и Осакой, двумя самыми большими городами в Японии, изменило стиль бизнеса и жизнь японцев значительно, и повысило транспортные требования. Синкансен увенчался успехом, достигнув 100 миллионов перевезенных пассажиров меньше чем через три года и один миллиард пассажиров в 1976 году. Поезда с 16 вагонами были показаны на Экспо '70 в Осаке. Со средним числом 23000 пассажиров в час в каждом направлении в 1992, Tōkaidō Shinkansen - самая занятая линия высокоскоростной железнодорожной магистрали в мире.

Первые поезда Синкансена, серия 0 , ездили со скоростью до 210 км/ч в час, позже увеличенных до 220 км/ч. 30 ноября 2008 выведены из эксплуатации последние из этих поездов, с их классической внешностью с носом в виде пули. Ведущий вагон от одного из этих поездов был пожертвован Национальному Железнодорожному Музею в Йорке, Англия в 2001 году.

Быстрый успех Tōkaidō Shinkansen привел к расширению линии на запад в Окаяму, Хиросиму и Фукуоку (Sanyō Shinkansen), который был закончен в 1975 году. Премьер-министр Кэкуеи Танака был горячим сторонником Синкансена, и его правительство предложило обширную сеть. Две новых линии, Tōhoku Shinkansen и Jōetsu Shinkansen, были построены после создания этого плана. Много других запланированных линий были отсрочены или пересмотрены полностью, поскольку JNR существовала в долг в течение конца 1970-х, в основном из-за высокой стоимости постройки сети Shinkansen. К началу 1980-х компания была практически неплатежеспособна, приведшая к ее приватизации в 1987 году.

Вместе с французскими TGV и немецкими ICE Синкансен считается самой быстрой серией поездов в мире.

С 1970 года также была в стадии разработки и реализации линия Chūō Shinkansen,которая будет использовать поезда технологии «maglev» между городами Токио и Осака. 21 апреля 2015 пробная серия L0 с семью вагонами установила мировой рекорд скорости - 603 км/ч.

Технологии линий Синкансена

Чтобы давать возможность быстро перемещаться, на линиях Синкансена используются передовые, по сравнению с обычными линиями, технологии, и благодаря этому удалось достичь не только высокой скорости, но также и высокого стандарта безопасности и комфорта. Успех Синкансена повлиял на другие железные дороги в мире, и преимущество высокоскоростной железнодорожной магистрали было переоценено.

Маршруты. Маршруты Синкансена отдельны от обычных железных дорог (кроме Минипассажирского экспресса, который проходит через обычные линии). Следовательно, на Синкансен не влияют более медленные поезда местного сообщения и грузовые, благодаря этому поезда всегда приезжают точно по графику. Линии построены без дорожных железнодорожных переездов. По линиям строго запрещено ходить. На линиях используются тоннели и виадуки, чтобы избавляться от разных препятствий, и с кривыми с минимальным радиусом 4000 метров (2,500 метров на самом старом Tōkaidō Sninkansen).

Полотно. На линиях Синкансена используется колея 1435 мм, в отличие от 1,067 мм узкой колеи более старых линий. Непрерывный сварной рельс и «swingnose» стрелки используются для устранения промежутков между рельсами. Используют длинные рельсы, используются специальные приспособления и датчики, для того, чтобы минимизировать колебания рельс под воздействием тепла и вибраций.