«Куда они денутся, все равно в Севастополь приедут»

По словам главы Управления культуры Севастополя Ирины Демидовой, «уровень гостеприимности в Севастополе не соответствует стратегии развития России». Позиция большинства работников, задействованных в сфере туризма здесь: «понаехали, куда они денутся все равно приедут». Губернатору ее доклад не понравился.

Сегодня на совещании в правительстве Ирина Демидова рассказала об итогах летнего турсезона в Севастополе. По ее словам, туристов городу хватает, но им здесь не очень рады, сертифицированных пляжей нет, а цены на номера в гостиницах и отелях зашкаливают.

Демидова отметила, что пляжи города пока не классифицированы вообще (нет рейтингов), эту работу начнут проводить после того, как департамент городского хозяйства определит операторов пляжей.

В целом турсезон в городе прошел не хуже, чем в 2016 году, уверяет она. Судя по презентации Демидовой, ¼ доходов с легального гостиничного бизнеса и общепита по всему полуострову приходится именно на Севастополь, несмотря на его негостеприимность. При этом налогов в Севастополе этот бизнес принес почему-то в девять раз меньше, чем в соседней Республике Крым.

Доклад главы управления культуры привел в недоумение губернатора Дмитрия Овсянникова.

«Я ничего не услышал о количественных показателях, которые ставились, и которые либо достигнуты, либо нет: посещение 35-й батареи, Херсонеса, музея Героической обороны, — заметил он. — Или количественные показатели по посещению гостиниц».

По словам губернатора, о событийном туризме Демидова говорила общими фразами, не указав, сколько людей он привлекает в Севастополь, какие события запланированы на следующий год, какова посещаемость фестивалей в прошлом и нынешнем году.

«Может, их [фестивали] не нужно проводить, может, они никак не влияют?» — задался вопросом Овсянников. Губернатор посетовал, что ему не ясны цели и задачи, которые ставит перед собой Управление культуры в сфере туризма. Больше всего его интересует, сколько денег тратится на развитие этой сферы из бюджета города и какой результат они дают. В качестве примера он привел подведомственное культуре ГАО «Центр развития туризма»: «Сколько в этом году — 60 млн на Центр развития туризма? Это привело к увеличению турпотока на 100 тысяч человек, на 50, на 20? Может, в следующем году «ноль» поставить? Если центр ни на что не влияет, зачем тогда деньги тратить? Вы хоть на один вопрос дали ответ в своем докладе?»

Однако интересные факты в докладе главы управления культуры все же прозвучали.

Увеличилось число туристов, предпочитающих снимать жилье в частном секторе, сообщила Демидова. Причем гости чаще выбирают пляжный и активный отдых, чем культурно-патриотическую программу.

Это был разрыв постукраинского шаблона. Принято считать, что поведение туристов в Севастополе с 2014 года изменилось. Если украинский отдыхающий предпочитал услаждать тело на пляжах, то россиянин врачует душу в музеях и старается посмотреть как можно больше. Отчасти это подтверждается: если в прошлом году было 31 туристически значимое событие, то в этом году — 87. Однако, говорит Демидова, посещение Херсонеса и Музея героической обороны Севастополя (Панорама, Диорама, Малахов курган) в этом сезоне снизилось.