«Мистер Мерседес» Стивена Кинга: начало пути

10.02.2018

Встречаемся под синим зонтом

Уходишь вот на пенсию (хотя, тут мало кто знает что об этом точно, но всё впереди), проводы отличные, коллеги по спине похлопали, короче, всё, как в кино, почести-шмочести, но – такое точно многим знакомо, – как будто камешек в ботинке, который не вытряхнул, ну или там соринка в глазу, вроде бы моргаешь, а никак не вытащишь. Или вот ещё, когда лёг спать, а посуду не вымыл и заснуть не можешь, потому что совесть мучает (привет, Моника из Friends). Это некоторые особо одарённые психологи называют «незакрытый гештальт». Или, короче говоря, лучше вытряхнуть ботинок (или к чертям его выкинуть вообще, чтоб не бесил), промыть глаз и помыть посуду. Или, если ты ушёл на пенсию почти идеальным копом, закрыть «висяк», от которого плохо спишь. У каждого, разумеется, есть такой свой по жизни, поэтому эту часть можно понять отлично. У копа Билла Ходжеса есть такое дельце. Называется «Дело о Мерседесе-Убийце» (Альфред Хичкок почти что представляет). Дело в том, что некий псих некоторое время назад угнал чужой «Мерседес» и на нём протаранил толпу людей. Убитые, раненые. Скрылся, бросил машину. Его никто, разумеется, так и не поймал, да и сам он больше не появлялся. До поры до времени. Тут большого ума не надо – такое время всегда наступает.

"Мистер Мерседес" Стивена Кинга. Издательство АСТ
"Мистер Мерседес" Стивена Кинга. Издательство АСТ

«Мистер Мерседес», несмотря на то, что отхватил на портале «goodreads» победу в номинации «Лучшие детективы и триллеры 2014», не сильно расхвален на родине сэя Кинга – мол, всё, конечно, неплохо, но не лучшая твоя работа, старик, хоть мы твою книжку очень ждали. В каком же сочинении Кинга, скажем честно, мы ещё не встречали эдакий вариант «ка-тета», когда в команду, противостоящую злу, собирается очень разношёрстная компания, где есть свой умник, глупец, псих, женщина и стрелок с пистолетом (в данном случае они могут, кстати, совмещаться)? Стивен Кинг стареет, мудреет и переносит это на своих героев, про которых вроде только начал читать, а уже ясно, что тут что-то заложено близкое и герой уже заведомо авторский любимец. Жути здесь не встретится, по крайней мере той, благодаря которой Кинг стал Кингом, однако, он-то, хитрец, давно понял, что самая жуткая жуть вовсе не в клоунских масках (хотя тут будут и они), а в том, что таится на дне человеческого протухшего колодца под названием «душа», а последние книги всё больше похожи на эдакие литературные путешествия куда-то на это самое колодезное дно.

(Ходжес где-то прочитал, что в Исландии есть такие глубокие колодцы, что всплеска воды от брошенного камня не слышно. Он думает, что некоторые человеческие души такие же)

Да, Кинг давно стал психологом, психотерапевтом и немного гипнотизёром чуть более, чем просто автором страшных книжек, с которых он начинал, сохранив при этом все эти маркеры текста
Которые

(которые!)

Ловит параллельно в «Мистере Мерседесе» коп в отставке, читая письмо, которое кто-то подкинул в почтовый ящик. В нём – признание в том, что копу пишет сам Мистер-Непойманный-Мерседес. Он сожалеет о том, что копу пришлось уйти на пенсию, так и не раскрыв такое громкое дело и переживает, не совершит ли тот самоубийство, ведь его жизнь такая бесполезная, а пистолет всё время на столике рядом с пультом от телевизора (как бы не перепутать). Выходи в чат "Под синим зонтом", поболтаем, говорит письмо. В Мистере Мерседесе угадывается прекрасный манипулятор и подстрекатель, вершитель человеческих судеб, ставящий в своём тексте характерные дефисы и тире, абзацы куда попало и восклицательные знаки (как выяснится потом, он совсем не дурак до таких игр с текстом, равно как и его создатель Кинг). Мистер Мерседес неуловим, но в следующей главе мы знакомимся с ним довольно близко. Вы всё это уже где-то видели: полный набор маньяко-психологических штампов в одном герое при сухом остатке вряд ли кого-то может поразить или заинтересовать

(однако)

однако заинтересовывает (хотя тут стандартней некуда, без шуток). Маньяками-убийцами по версии некоторых особо умных психологов становятся не просто так, а по какой-то причине – ужасное детство, родители-алкоголики, сексуальные домогательства, ну, сами знаете. Мистер не без юмора – и на разные лады заигрывает с этой темой, сочиняя себе ужасное прошлое различным своим жертвам по переписке - их он будет доводить до самоубийства самим фактом своего существования, однако при этом всём его жизнь и вправду набор штампов, от которых обычно в итоге хватаются за ружьё. Он – то самое дно колодца, куда не долетает камень, он - мрак и ужас, но пока что бытовой, ещё не развивший себе особенных талантов - у него на это ещё две книги трилогии впереди. Кинг выстраивает вокруг противостояния Копа и Мистера ещё несколько второстепенных сюжетных линий -
одна из них на удивление романтична - да и кто не знал, что Кинг тот ещё романтик, вплетающий в сюжет умилительную лавстори, но тут же вспомнивший своего товарища писателя Джорджа Мартина (доказанный факт, что дружба с Мартином никого ничему хорошему не научила), поэтому - можно ли тут надеяться на хэппи-энд?

Впрочем, с Кингом не угадаешь.

На десерт эпопея про книжные обложки:

Если публикация вам понравилась, ставьте "пальцы вверх" и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте "Дзена".
"Подзеним" вместе!