О “некрасивых феминистках” и культуре диалога

18.01.2018

Одним из характерных в наше время паттернов коммуникации является гремучая смесь генерализации и обесценивания чужого опыта, который я про себя называю “историей о некрасивых феминистках”, поскольку чрезвычайно часто встречаю его среди самых разных групп. Логика там следующая: некрасивые девушки не могут найти себе пару, объединяются в группы вокруг этой проблемы, становятся феминистками и направляют свою агрессию на мужчин. Мне кажется, здесь гораздо интереснее не опровергать этот стереотип, а зайти с другой стороны - признать (предположительную) уникальность опыта людей, и при этом не обесценивать его.

Достаточно очевидно, что конвенционально красивые люди будут в среднем более адаптивными к обществу исключительно за счет своей привлекательности - например, есть статья про связь привлекательности и вероятности приема на работу. Обратной стороной является то, что у них нет никакой необходимости задуматься о критике общества, к которому они настолько хорошо приспособлены. Если же люди не являются конвенционально красивыми, то и смотреть на мир они будут совершенно по-иному - им приходится это делать из-за более низкой адаптивности, причем совершенно неважно, насколько общество гуманно или развито. Адаптивность имеет две стороны - и собственное благополучие, и невозможность взглянуть на тонкие и неочевидные проблемы общества. Аналогичная ситуация происходит, например, с психотерапией: работать туда идут не от хорошей жизни - но только благодаря этому становится возможным заглянуть в глубины психики и найти путь оттуда в область здоровья. Не просто так Фрейд, сильно привязанный к матери, говорит о свержении отца, а психоанализ как бунт против пуританства и иллюзии могущества человеческого разума рождается в условиях антисемитского общества. Не просто так Юнг, в отличие от Фрейда, живший в деревне, обращается к мифологическому пласту традиционной культуры. Не просто так Франкл, переживший концлагерь, говорит об обретении смысла. У них есть чему поучиться из-за их уникальности опыта - а значит, и уникальности взгляда. Здесь есть одновременно два взаимосвязанных фактора: линза индивидуального опыта и повышенная чувствительность к определенному опыту. Люди, у которых реально можно чему-либо научиться, сохраняют баланс между ними. В то же время самим слушателям хорошо бы задаваться вопросами - где здесь объективная реальность, а где субъективная. Некоторым людям нужна скорее психотерапия, чем, скажем, активная социальная деятельность, скрывающая их глубокие страдания. К некоторым людям следует скорее прислушаться, нежели отвергать их опыт как патологический или слишком субъективный. “Скорее” здесь отражает серую зону между двумя полюсами, и каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Алгоритмов нет, но можно дать ряд рекомендаций.

Во-первых, рефлексия собственного опыта позволяет лучше чувствовать других и понимать, где объективная реальность, а где пелена Майи, сотканная из невыносимых страданий. Без рефлексии наша собственная пелена не позволяет взглянуть на других как на отдельных людей.

Во-вторых, позиция “я никогда не знаю точно, надо разобраться” в противовес позиции “я заранее знаю, как правильно” сильно помогает в проведении границ, поскольку чем жестче идеология, тем сильнее она искажает реальность под свои взгляды. Взгляды, которые могут не иметь вообще никакого отношения к реальности.

И в-третьих, стремление к диалогу, а не к уничтожению оппонента. Стремление к определенным целям и проверка критериев их выполнения помогает нам сопротивляться регрессу. Если есть желание покритиковать тот же феминизм - пожалуйста, можно начать читать материалы по нему и критиковать философски, можно выискивать двуличность и непоследовательность поп-феминистических медиа, можно критиковать как идеологию через анализ действий активистов. Но атака личностей оппонентов является не только неуважением к ним и потерей культуры коммуникации, но и будет говорить о личных слабых точках. И это вопрос, куда именно в таких условиях смещается баланс между субъективностью и объективностью.

Телеграм в канале: https://t.me/reflexing_complexity Говорим о сложности мира, людей и смыслов. Подписывайтесь, будет еще сложнее.