Новосибирский метрополитен

Приветствую!

Продолжаю знакомить Вас с система метро в России и сегодня выбор пал на Новосибирский метрополитен.

История

В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В 1968 году городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком.

Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично Л. И. Брежнева, в августе 1972 года приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «Бакметропроект» — филиалу «Метрогипротранса». В 1974 году был разработан новый вариант технико-экономического обоснования. 12 декабря 1978 года проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утверждён Советом Министров РСФСР, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее.

Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»).

28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.

7 января 1986 года метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская».

Станция "Заельцовская". Перед открытием.
Станция "Заельцовская". Перед открытием.

А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58 километровый тоннель — до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Следующая же станция, «Берёзовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива»(и 26 октября она была закрыта судом — на 30 суток, якобы в связи с конструкционными проблемами).

Прибытие первого поезда на станцию "Золотая Нива".
Прибытие первого поезда на станцию "Золотая Нива".

Инициатива по закрытию станции принадлежала Ростехнадзору. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года.

Текущее состояние

Схема Новосибирского метрополитена
Схема Новосибирского метрополитена

Новосибирский метрополитен является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. После запуска 28 декабря 1985 года стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР.

Метрополитен работает с 6:00 до 0:00. В его системе действуют две линии с тринадцатью станциями со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяжённость обеих линий — 15,9 км. Интервалы движения поездов — от 1 минуты 15 секунд до 12 минут (в зависимости от линии и времени суток). На всех станциях метрополитена присутствует покрытие сотовых операторов Билайн, МегаФон, МТС и Tele2.

Станция «Заельцовская»
Станция «Заельцовская»

В систему метрополитена входят 24 вестибюля, 32 эскалатора (на 7 станциях), 15 подстанций (понизительные и тяговые). На 2008 год действовало 46 тоннельных вентиляционных агрегатов, 14 тепловых узлов и более 300 километров трубопроводов различного назначения. Имеется и одно эксплуатационно-ремонтное депо.

Стоимость разового проезда составляет: по жетону — 20 рублей; по «Единой транспортной карте» стоимость проезда — 20 рублей; по «Дисконтной социальной карте», «Карте школьника» и «Карте студента» (тариф «Экономный») — 10 рублей.

Жетон Новосибирского метрополитена
Жетон Новосибирского метрополитена
Единая транспортная карта г. Новосибрск
Единая транспортная карта г. Новосибрск

По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в среднем около 85 млн пассажиров в год.

Новосибирский метромост.
Новосибирский метромост.

Занимательная статистика

  • Самая глубокая станция — «Сибирская» (16 метров)
  • Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «Речной вокзал» (наземно-подземная)
  • Самый длинный перегон — «Студенческая» — «Речной вокзал» (2967 метров, из которых 2145 метров перегона — метромост)
  • Самый короткий перегон — «Гагаринская» — «Заельцовская» (927 метров)
  • Самый длинный эскалатор — 150 ступеней, длина ленты — 30 метров («Сибирская»).
  • Самые старые из действующих эскалаторов расположены на двух станциях первого пускового участка Ленинской линии: «Речной вокзал» и «Октябрьская». Они были пущены в эксплуатацию в конце 1985 года.
  • Самый новый эскалатор расположен на станции «Золотая Нива». Он был запущен в 2012 году.

Подвижной состав

В настоящее время инвентарный парк вагонов (тип 81-717 / 81-714) составляет 96 единиц (24 состава по четыре вагона). 46 вагонов были произведены Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова. Остальная половина — ещё двумя производителями: Мытищинским заводом и ОЭВРЗ .

Состав 81-717/714 в рекламном окрасе.
Состав 81-717/714 в рекламном окрасе.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи о метрополитенах России!