Об отношении китайцев к написанным иероглифам

Одним из проявлений суеверий было мистическое отношение к бумаге, исписанной китайскими иероглифами. Верили, что написанный иероглиф обладал магической силой. Считали, что иероглифы, означающие долголетие, радость, счастье и преуспеяние, действительно могут принести эти блага. Это нашло отражение в таком поверье: «Не нужно бросать исписанную бумагу, чтобы не ослепнуть или не быть убитым громом».

Вообще бумагу, исписанную иероглифами, запрещалось где-либо употреблять: её следовало сжечь, а пепел сохранить в определённом месте. Моряки, например, пепел от сожжённой исписанной бумаги в бурю бросали в бушующее море, «усмиряя» таким путём стихию.

почерк императора Канси
почерк императора Канси

В одной из книг наставлений можно было прочитать: «Где бы ты ни обнаружил исписанный листок бумаги, ты должен его поднять и тут же сжечь. Оставшуюся золу отнести в речку или закопать в землю. Если обнаружишь такой листок в грязной яме, необходимо его достать, вымыть, высушить, а затем сжечь. Нельзя разрезать исписанную печатную бумагу ножом или ножницами. Если это сделать, человек ослепнет».

В городах были созданы специальные общества почтительного отношения к бумаге с написанными иероглифами. Такое общество закупало большое количество корзин и распределяло их среди торговцев и домовладельцев. Клочки обветшалой бумаги с написанными иероглифами собирались в такие корзины, а затем сжигались в специальных печах: так преодолевалось непочтительное отношение к китайским иероглифам. Золу от сожжённой бумаги аккуратно собирали и ссыпали в специально вырытые ямы (чаще на территории какого-либо монастыря). Затем в определённый день золу перекладывали в корзины и в сопровождении членов общества торжественно проносили по улицам города к берегу реки, где её высыпали в воду. Такую процессию сопровождали музыканты, которые своей музыкой создавали торжественную обстановку. Участники торжества держали в руках зажжённые курительные палочки.

почерк Мао Цзэдуна
почерк Мао Цзэдуна

В книге американского миссионера Р. Дулиттла «Социальная жизнь китайцев» приведены любопытные примеры отношения китайцев к бумаге, исписанной китайскими иероглифами.

В Фучжоу было создано общество по наблюдению за бумагой, исписанной иероглифами. В задачу членов этого общества входило: ходить по улицам и собирать клочки бумаги с китайскими иероглифами. Такая бумага сжигалась в определённом месте, а пепел от неё ссыпался в заранее приготовленные земляные сосуды. Когда пепла становилось много, его помещали в специальные корзины и увозили на берег моря, где ссыпали в воду под звуки музыки.

В 1859 г., писал Дулиттл, я видел, как по улицам Фучжоу следовала в сопровождении музыкантов процессия, состоявшая из 100 человек. Они несли две большие корзины с пеплом, который собрали члены общества по наблюдению за бумагой, исписанной иероглифами. Их путь лежал к берегу реки Мин.

О важности сохранения бумаги, исписанной китайскими иероглифами, распространялись специальные наставления. Приведём для иллюстрации одно из них.

— Тот, кто готовится собирать, очищать и сжигать бумагу с написанными иероглифами, будет обладать тысячью добродетелями и продлит себе жизнь на 12 лет, станет почитаемым и богатым, его дети и внуки будут добродетельными и хорошо относиться к родителям.

— Тот, кто будет разрезать бумагу с написанными иероглифами на полоски и раздавать их населению, приобретёт 500 добродетелей и будет любим без порицания, будет иметь много добродетельных детей.

— Тот, кто будет запрещать кому-либо уничтожать грязную бумагу с написанными иероглифами, приобретёт 15 добродетелей и станет преуспевающим и разумным человеком.

— Тот, кто будет произвольно сжигать бумагу с написанными иероглифами, пострадает от 10 пороков и различных заболеваний.

— Тот, кто будет в гневе бросать на землю бумагу с написанными иероглифами, будет наделён пятью пороками и утратит разум.

— Тот, кто будет бросать бумагу в грязную воду или сжигать её, будет наделён 20 пороками, постоянно страдать от болезней глаз и станет слепым.

Сидихменов В. Я. Маньчжурские правители Китая. — М.: ГРВЛ, 1985