Адаптация ребенка в детскому саду. Ответы на распространенные вопросы родителей.

- Мы уже подросли, - говорит одна мама другой, - скоро Петенька идёт в детский сад.

- Да, и мы тоже, жалобным голосом отвечает ей подруга, - как мне жалко мою малышечку-карапышечку! - Она берет свою дочурку и несколько раз чмокает её, потом обнимает. – Я ведь так её люблю! Как подумаю об этом, так распереживаюсь.

Действительно, поступление ребенка в детский сад  - это особый период. И он никого из родителей не оставляет равнодушным. Данная памятка построена в форме вопросов-ответов. Также выделены основные принципы поведения родителей, соблюдение которых поможет успешно справиться с этим этапом взросления Вашего крохи.

  • Слышала, что все дети, когда привыкают к детскому саду, начинают себя плохо вести и становятся капризными. Действительно ли это так? Можно ли этого избежать?

Обычно это так. Оказавшись в новой среде с незнакомыми людьми, любой ребенок испытывает стресс. Надо сказать, что психологи рекомендуют отдавать ребенка в детский сад в возрасте около 4 лет (он уже готов к разлуке с родителями, созрел для пребывания в коллективе эмоционально и психологически). Дети помладше, испытывают огромный стресс, и, не научившись владеть своими эмоциями, реагируют слезами. Также во время адаптации нарушается аппетит и сон малыша. Первым восстанавливается аппетит. Первые дни в саду ребенок сдерживает свои эмоции. Поэтому дома, в привычном для него месте, с родными людьми, ему не просто можно, но и обязательно нужно «выпустить пар». Пусть он бегает, прыгает, кричит, плачет. Если его наказывать, это может обернуться для него нервным срывом. Помочь ребенку Вы можете, проявляя к нему в этот период намного больше любви и ласки, чем обычно. Он должен чувствовать, что его любят, и что Вам можно доверять. Стоит избегать негативных отзывов или беспокойств о детском саде и воспитателях в присутствии ребенка, даже если он занят своим делом.

В начале статьи приводится разговор двух мам. Если заметили, то мама девочки говорит о саде как о чем-то страшном, где «малышечке» будет очень плохо. Таким образом, у ребенка повышается тревожность, и период адаптации будет носить более затяжной и тяжелый характер. Сюда же относятся высказывания вроде: «За то, что ты сходишь сегодня в садик, куплю тебе вкусную конфетку», «Приучайся сидеть на горшке, тогда тебя  возьмут в детский сад», «Ах, не хочешь убирать игрушки – вот отдам тебя в детский сад, там тебя научат!». Примите плаксивость как неизбежность, как временную трудность. Не стоит при ребенке говорить знакомым о том, что он теперь много плачет. Скоро слёзы сменятся радостными рассказами. Не беспокойтесь сами, ведь ребенок это чувствует, и тоже начинает волноваться. Когда приводите ребенка, не задерживайтесь при прощании, слезы проходят обычно через несколько минут после ухода родителей. Не стоит подсматривать в окно, оглядываться, когда уходите или подслушивать у дверей, ведь тогда Ваш ребенок может заподозрить, что Вы не доверяете этому месту или людям, значит, и ему есть о чём беспокоиться. Пусть он усвоит, что Вы одобряете это место и доверяете людям, с которыми он остается.

Принцип: Уделяйте как можно больше внимания ребенку в первые 2-3 месяца, будьте более терпеливым и выдержанным. Положительно отзывайтесь о детском саде, воспитателях, детях.

  • Мой ребенок не умеет пользоваться ложкой, до сих пор ходит в памперсе. Когда спит, сосет пустышку. Надо ли его отучать от памперсов и от пустышки?

Не имея навыков гигиены и самообслуживания, ребенку придется нелегко. Если в запасе еще есть время, то постарайтесь их приобрести и отучить от сосания пустышки, груди. Если времени нет, то начните приучать ребенка к горшку, хотя бы до степени спокойного сидения на нём. Также учите пользоваться ложкой. Что касается привычек, таких как сосание пустышки или груди, не стоит создавать дополнительный стресс, пусть ребенок немного привыкнет к саду, и тогда, по договоренности с воспитателями, начните отучать ребенка - сначала обязательно дома, только потом в саду. Надо сказать, что особые  трудности испытывают чрезмерно опекаемые дети, родители которых стремятся побыстрее сделать всё за ребенка:  накормить, вымыть ему руки, одеть. Придя в сад, такой ребенок чувствует себя беспомощным. Поэтому не торопитесь делать все за малыша. Пусть он сам, может, и долго, но помоет руки с мылом, вытрет их полотенцем, поест ложкой (в любой момент Вы сможете его докормить). Научите его пользоваться салфеткой, носовым платком, проситься на горшок. Заходя в помещение, научите его вытирать ноги о коврик.

Принцип: Ваш малыш уже большой, помогайте приобретать навыки гигиены и самообслуживания.

  • Мы с ребенком поздно ложимся и поздно встаем, не представляю, как его будить в 7-8 часов утра.

Смена режима дня также создает для малыша стресс. Чем больше домашний распорядок дня Вы сможете приблизить к режиму детского сада, тем эффективнее Вы поможете крохе. Постарайтесь заранее узнать распорядок дня в дошкольном учреждении и следовать ему. В выходные дни также придерживайтесь его. В период адаптации сократите просмотр телевизора, не стоит ходить в гости и посещать шумные мероприятия. А вот до поступления в сад наоборот, желательно расширять круг общения. Уделите внимание и культуре поведения: научите здороваться и прощаться, употреблять такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», бросать мусор в урну, аккуратно пользоваться горшком, умывальником, учите доброжелательному общению собака сверстниками. Заранее расскажите ребенку о том, чем, в какой последовательности, в какое время он будет заниматься в саду. Поиграйте в «Детский сад». Вы с ним можете быть и детьми в группе, и воспитателями, укладывая игрушки, сажая их на горшок. Делайте зарядку, проводите закаливание, гуляйте, готовьте блюда, которые предстоит малышу кушать в дошкольном учреждении. Проявите фантазию, главное, чтобы он привык к тому распорядку, который будет в детском саду. Тогда этот фактор не даст стрессовой нагрузки при адаптации.

Принцип: Всегда придерживайтесь ритма детсадовской жизни.

  • Какую одежду лучше приобрести для сада?

В группе около 20 детей, которые не могут одеваться сами, следовательно, одевать их всех будет 1 или 2 человека. Поэтому неуместна одежда с пуговицами, большим количеством застежек. Все вещи должны быть  простыми и удобными. Не рубашка, а водолазка; не кофта, а свитер; ботиночки не на шнуровке, а на молнии, сандалии на липучках. Шапку и шарф можно заменить шапкой-шлемом, тогда её будет удобно надевать, и не надует ни ушки, ни шею. Главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку. Всегда следите за тем, чтобы в шкафчике было достаточно запасной одежды, своевременно забирайте грязную одежду. Дома приучайте его одеваться и раздеваться самостоятельно, учите завязывать шнурки, застегивать молнию, завязывать шарф, убирать свои вещи в специально отведенное для этого место. Все вещи необходимо промаркировать – подписать (для воспитателя) и поставить условный знак (для ребенка). Перед сном поставьте у кровати стульчик для одежды, пусть он разденется и сложит одежду на стульчик. Будьте терпеливы в этот период.

Принцип: Одежда должна быть удобной в использовании. Обучайте ребенка одеваться самостоятельно.

  • Можно ли ребенку дать с собой игрушку?

Не препятствуйте, если он захочет взять с собой на Ваш взгляд, нелепую вещь, пусть с ним будет частичка дома. Вечером Вы сможете «расспросить» игрушку, чем дети занимались в детском саду и у Вас появится возможность положительно настроить ребенка на следующий день.

  • Нужно ли отвлекать воспитателя, чтобы спросить, как дела у ребенка, ведь они так заняты!

Сотрудничество с воспитателем – необходимое условие успешной адаптации и дальнейшего развития Вашего ребенка. Если воспитатель чем-то занят, то скажите, что хотите поговорить и немного подождите. Воспитатели очень рады, когда родители интересуются ребенком и хотят ему помочь. Расскажите об особенностях малыша, его привычках, интересах, традициях в семье; обязательно заполните анкету, если она будет Вам предложена.

Принцип: Сотрудничайте с воспитателем, это залог успеха вашего ребенка.

  • Как я пойму, что период адаптации завершился?

Когда ребенок снова хорошо кушает, спит и начинает рассказывать о том, чем он занимался, о детях, игрушках, воспитателях, рассказывает стихи, потешки, показывает, чему он научился – значит, он адаптировался. Однако после длительных перерывов снова может возникнуть потребность в адаптации.

Хочется пожелать Вам успехов. Будьте своему ребенку надежным другом и помощником, и тогда трудности сблизят вас и сплотят Вашу семью.