Детские страхи и как с ними бороться

13.11.2017

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки, цепенеют при виде паучка. Кто-то боится злой Бабы-Яги, волка, милиционера. 

Объекты детских стра­хов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверен­ности в себе.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие непри­ятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций.

Что такое детские страхи: повод для се­рьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

На этот вопрос нам и предстоит отве­тить. И давайте попробуем отнестись к про­блеме серьезно: понять причины детских страхов — значит помочь нашим детям изба­виться от них.

В каком возрасте возникают детские страхи? 

Уже в четыре месяца малыш эмоциональ­но отзывается на присутствие или отсутствие близких ему людей. В семь месяцев он чутко реагирует на уход матери, начинает беспокоиться, испытывает страх. Рядом с матерью ребенок чувствует под­держку, он знает, что она защитит его, теп­лые руки и ласковый голос матери внушают уверенность, а ее отсутствие становится травмирующим фактором. И если мать не сможет должным образом отреагировать на такое проявление страха у малыша, оно может перерасти в страх перед одиночест­вом, страх потери близкого человека.

Если дети до трех лет испытывают чаще всего инстинктивные страхи, то страхи де­тей более старшего возраста уже осмыслены и конкретизированы.

Любой родитель или воспитатель может с ходу назвать множество детских страхов. Один ребенок боится кататься с горки, взбираться на что-либо, другой до истерики бо­ится воды и ни за что не соглашается плавать в бассейне, третий приходит в ужас при виде незнакомой собаки, четвертый начинает плакать, как только услышит слова «врач» или «укол».

В три-пять лет, дети боятся также сказоч­ных персонажей или животных, чему нема­ло способствуют взрослые. Не раз и не два можно услышать, как мама, укладывая малы­ша спать, говорит ему: «Закрывай скорее глаза, а то сейчас Баба Яга придет!» Причем своей интонацией мать показывает, что и сама боится этой ужасной Бабы Яги. Что уж говорить о малыше! Поначалу он копирует страх матери, сам при этом не испытывая его, так как не знает, как выглядит эта самая Баба Яга и как она может кому-то навредить. Но когда он увидит соответствующие кар­тинки в книге сказок, посмотрит мультфиль­мы «с участием» Бабы Яги и наслушается рас­сказов взрослых о том, какая эта Баба Яга злая и как она поступает с непослушными детьми, малыш начинает ее бояться по-на­стоящему.

Для детей этого возраста также характер­ны боязнь плохих сновидений, страх перед некоторыми животными, боязнь глубины, огня, страх перед наказанием.

В пяти - шестилетнем возрасте дети наиболее часто испытывают страх перед смер­тью. Что и говорить, даже взрослому трудно понять, как мир будет существовать без него, и смириться с этим фактом. Ребенку это сде­лать еще сложнее.

Почему страх смерти появляется именно в этом возрасте? Это обу­словлено особенностями интеллектуально­го развития малыша. Он узнает смысл таких слов, как «время», «возраст», «жизнь», а вместе с ними появляется и страх смерти. Ребенку еще не понятна до конца тайна рождения, но вот осознание того, что концом всему явля­ется смерть, уже приходит и вызывает у него ни с чем не сравнимый ужас.

Родителям не стоит думать, что страх смерти в этом возрасте — патология. Такой страх является аффективно-заостренным выражением инстинкта самосохранения.

Нередко этот страх может быть выражен через наличие других, тесно связанных с ним страхов — боязни нападе­ния, болезни, природных стихий (воды, огня, пожара).

Эти страхи присущи и взрослым людям, но в меньшей степени. У детей же они чаще всего связаны со страшными персонажами из сказок. Например, боязнь огня может вы­ражаться в ужасе перед огнедышащим Змеем Горынычем.

Итак, страхи, откуда они? Наличие страхов зависит от многих при­чин. Так, например, в процессе исследова­ний было обнаружено, что мальчики подвер­жены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в не­полных семьях, количество страхов больше, чем у их сверстников, живущих с обоими ро­дителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках, по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью. Мальчики же, ос­тавшись без отца, не получают необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и — как следст­вие — на увеличении количества страхов. Однако вне зависимости от того, воспи­тываются ли дети в полных или неполных семьях, они испытывают боль­ше страхов, если их родители часто ссорятся между собой. Особенно это относится к пяти - шестилетним малышам, уже понимаю­щим, что такое конфликт между близкими им людьми, и эмоционально переживающим его. Беспокойство, возникающее при этом, вскоре перерастает в страхи, которые возни­кают еще и потому, что ребенок не имеет возможности влиять на исход конфликта ро­дителей, а значит, ощущает свою беспомощ­ность. Кстати, девочки более эмоциональны, чем мальчики, и поэтому обнаруживают большую чувствительность к конфликтам родителей и в связи с этим больше страдают от страхов.

В ходе исследований ученые также обна­ружили тесную связь между количеством страхов у детей и их родителей. Страхи, как оказалось, могут даже передаваться по на­следству! Речь, конечно, идет не о генетичес­кой их передаче, а об определенной склонности к чувству беспокойства по тому или иному поводу. Если мать в детстве до ужаса боялась темноты, этому же страху может быть подвержена и ее дочь.

Как уже упоминалось, страхи и ночные кошмары бывают практически у каждого ре­бенка. При этом они еще не являются показателем того, что нервная система малыша расшатана или, что его здоровье не в порядке. Но в любом случае страхи и кошмары — яв­ление негативное, и ваша задача — помочь ребенку побыстрее справиться с ними.

Ка­ким образом это сделать? Прежде всего, наладьте тесный контакт с малышом, он должен вам доверять и верить в то, что вы его любите. Спокойствию ребенка также способствуют нормальные внутрисе­мейные отношения. Даже если невозможно полностью устранить конфликты в семье, выясняйте отношения только тогда, когда малыша нет поблизости, а с ним самим при­держивайтесь неизменно ровного и ласкового тона. При этом помните, что внимание и понимание отца для ребенка не менее важны, чем доброжелательные отношения с матерью. Ваши правильные действия облег­чат его напряженное состояние и будут спо­собствовать тому, что он перестанет бояться. Ну а если страхи остаются? Обязательно ли нужно обращаться к специалистам? Если ребенок не болен, нейтрализовать их воз­можно и дома. Для этого была разработана специальная программа, которая и предлага­ется вашему вниманию.

Программа по нейтрализации детских страхов 

Программа состоит из нескольких эта­пов, первым из которых является РИСОВАНИЕ СТРАХОВ.

Все дети любят рисовать. К тому же через рисование ребенок осу­ществляет потребность в выражении своих чувств и эмоций. Психологи заметили, что рисунки детей передают их интересы, увле­чения, особенности темперамента, являются зеркалом их внутренних переживаний.

Преобладание в рисунках малыша серых и черных тонов может означать отсутствие жизнерадостности, постоянное плохое на­строение, большое количество страхов, с ко­торыми его психика справиться не может. Когда же в рисунках преобладают яркие, со­чные краски — это, скорее всего, является свидетельством жизненной активности, хо­рошего настроения, оптимизма.

Прежде чем начать изображать страхи, нужно увлечь ребенка процессом рисования. Попросите его нарисовать что-то на нейтральные темы. При этом тема «Моя се­мья» имеет особое значение. Ребенок должен нарисовать всех членов семьи. Это поможет вам понять, как ребенок воспринимает внут­рисемейные отношения. Посмотрите, где он разместил себя, как близко расположил родителей. Если он нашел себе место в центре картинки, а рядом — родителям, значит, от­ношения в семье ровные и страхи малыша не связаны с внутрисемейными конфликтами. Наоборот, сигналом тревоги может являться тот факт, что ребенок нарисовал себя в сто­роне от родителей или же рядом только с одним из них. Это означает, что в семье не все ладится. Стоит обратить внимание и на краски, которыми он пользовался. Если он одним цветом нарисовал себя и маму, а отца — другим, значит, малыш больше контактирует с мамой, и наоборот.

Следующей темой рисования может быть: «Что страшное мне снится, и чего я боюсь».

Сначала поговорите с ребенком по ду­шам, выясните, чего он боится больше всего, составьте список страхов («Боюсь медведя, Бабы Яги, смерти, пауков, врачей, огня»), затем дайте задание нарисовать их. Если он отказывается рисовать страхи, это еще не значит, что их нет. Скорее всего, он отрицает их, и, значит, ему будет трудно их преодо­леть.

Если же он изобразил на рисунке какие-то пугающие его предметы или явления, зна­чит, он готов к преодолению своего страха.

Не думайте, что графическое изображе­ние усиливает страх. Наоборот, при рисова­нии снижается напряжение от тревожного ожидания чего-то ужасного. В рисунке страх не такой острый, он изображен как что-то уже случившееся, реализованное, а значит, менее страшное.

Рисование не должно длиться более 20— 30 минут. Ребенок может изобразить не­сколько страхов, а может и всего один — то явление, которого он боится сильнее всего.

Большое значение имеет также и атмо­сфера, в которой малыш занимается рисова­нием. Поддержка родителей, их одобрение помогают ему приобрести уверенность в себе, преодолеть страх.

Важно выразить одобрение по поводу на­рисованного, сказать, что вы гордитесь им, ведь он теперь не боится этого. Похвала по­высит чувство собственного достоинства ре­бенка, его активность и уверенность в себе. Не нужно говорить малышу, что теперь, после рисования, вы уверены, что все страхи пропадут. Лучше скажите ему, что он отлич­но справился с заданием.

После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Повторите упражнение через 1—2 недели. По­смотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите не­доуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нари­совать свой страх.

Если страхи остались, предложите нари­совать их снова, но теперь пусть он изобразит себя небоящимся. Если в первом рисунке был изображен только объект страха, теперь ребенок рисует себя в момент противостоя­ния ему. Такая позиция действует в качестве косвенного внушения и дополнительного стимула преодоления страха.

Заключительной темой рисунков может быть: «Кем я хочу стать». Это вносит оптимистическую нотку, придает уверенность в своих силах, помогает справиться с пробле­мами. Малыш рисует свое будущее, а в нем нет места страхам. Тем самым они нейтрали­зуются.

Достигнутые через рисование успехи в преодолении страхов необходимо закре­пить в процессе игры. Поиграйте с ребёнком в игру: «Кто расскажет лучшую сказку». На­чните вы, придумав историю, в которой глав­ный герой чего-то боится, но потом преодо­левает свой страх. Затем попросите пофан­тазировать малыша. Пусть и он сочинит сказку, в которой герой легко справляется с трудностями и преодолевает боязнь. Глав­ным действующим лицом в этой истории может быть как сам ребенок, так и вымышленный персонаж. Если у малыша не получа­ется, помогите ему. Причем помните о глав­ном страхе, который мучит ребенка, и ис­пользуйте его в сочиняемой сказке.

Воздействие такой истории на малыша можно усилить, инсценировав ее с помощью кукол и мягких игрушек, — и пусть ребенок сам распределит роли.

Как вы успели убедиться, проблема дет­ских страхов весьма актуальна. И если ваш ребенок подвержен страхам и ночным кош­марам, ваша задача - помочь ему справиться с ними и почувствовать уверенность в себе. Необходимо установить причину детских страхов и попытаться устранить ее. Если бес­покойное состояние ребенка связано с на­пряженными отношениями в семье, то, чтобы он перестал бояться, вы должны нала­дить внутрисемейный мир, научиться быть доброжелательными с ним.