Играем пальчиками и развиваем речь

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)...

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, обладают хорошей памятью, повышают работоспособность головного мозга; развивают психические процессы: внимание, мышление, воображение; развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Как проводить занятия дома?

  • Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
  • Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
  • После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

Пример пальчиковых игр.

  • Моя семья. (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)

Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

  • Прятки. (Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. Сухомлинский