Капризы у детей и их предупреждение

Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. 

У маленького ребенка они обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми. Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства, самые первые проявления чувства долга. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье.

Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно пересмотреть систему воспитания. Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких, как грубость, недоверие к людям. Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением им разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка. И наоборот , несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец, что запрещает мать – разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно вести себя в каждом конкретном случае. «Я не тебе плачу, а бабушке, - говорит ребенок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке можно, она не устоит против требований любимой внучки. Единые требования к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе.

Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми постоянно разговаривают в повышенном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. На протяжении третьего года жизни у ребенка развиваются познавательные потребности. Он просит взрослых с ним поиграть, задает много вопросов, требует оценки своего поведения. Когда ребенок играет один, а близкие наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого, его внимание, помощь, совет.