Общение родителей и детей

Общение имеет большое значение для формирования психики и становления человека как личности. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослым на ранних этапах онтогенеза. 

Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он общается, являются для него носителем этого опыта. Сфера общения –самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья. «Не навреди!». Требуется особая бдительность в общении как со взрослыми в присутствии детей, так и в общении с самими детьми. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и с ними лично.

Правильное поведение ребенка, его речь, общение можно сформировать только правильным примером самих родителей, взрослых. Установление контакта с ребенком при его воспитании  осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. После кризиса трех лет взаимоотношения взрослого и ребенком становятся спокойнее. Ребенок становится: более спокойным - и это радует малыша; более самостоятельными – и это огорчает малыша, так как родители уделяют меньше внимания.

Особенности поведения и самочувствия ребенка зависит от стиля воздействия на него родителей.

  • Авторитарный- жесткий: «не мешай, не лезь», принудительный; неукоснительный; подавление инициативы; наказание.
  • Либерально- попустительский-все дозволяющий- нет ориентировки, ребенок не знает, что можно и что нельзя; излишние ласки; отсутствие самостоятельности.
  • Демократический- доброжелательный – в основе потребность ребенка в положительных эмоциях, в притязании; используется внушение, убеждение.

Важно, чтобы в семье было дружеское взаимопонимание. Демократический стиль общения объединяет, возникает чувство «мы», сопричастность к общему делу.

Оптимальное  распределение ролей в семье: Роль отца должна быть стабилизирующей. Он уравновешен, сдержан, последователен, мужественен. Не отводить роль «карающей силы» для наказания детей.

Роль матери - непосредственно эмоциональная. Мягкость ,слабость, подчиненность, женственность.

Важно: единство взглядов на вопросы воспитания и общения; взаимопонимание, общность в семейном общении, оптимальная дистанция общения. Не допустимо два лагеря: у матери «свой» ребенок, у отца- свой; не должно быть самоутверждение одного из супругов за счет другого.

При нарушении семейных отношений может стать: характерологические, личностные отклонения у детей; нарушение личностного общения. Причины: сложные, тяжелые характеры самих родителей.

Родительская позиция - одна из важных факторов, влияющей на формирование личности ребенка, его общительность. Родителям чаще следует  задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах собственного ребенка?». Особенно в ситуациях: телефонного разговора, отзывов по поводу гостей, рассуждений по поводу увиденного на экране телевизора и так далее.