Самостоятельность – важнейшее качество личности

10.03.2018

Самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности.

Высказывание «Я сам» и автономность в действиях рассматриваются как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности.

Однако это не является абсолютно надежным признаком. Так как тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью.

Дело в том, что многие проявления самостоятельности в раннем возрасте – это признак псевдосамостоятельности. Как же определить истинный смысл? Внимательно понаблюдайте за малышом. Если его стремление не имеет стойкой тенденции и сводится лишь к одиночным исполнениям действий, скорее всего это мнимая самостоятельность. Например, малыш хочет лишь самостоятельно застегнуть пуговицы на одежде, а о том, чтобы одеть себя, и слышать не хочет. Или пытается самостоятельно вырезать флажки, потому что знаком с этим, но самостоятельно вырезать круг он даже не возьмется.

Как же отличить истинную самостоятельность от мнимой самостоятельности?

Один из первых и главных признаков истинной самостоятельности – неудержимая инициативность в намерениях. Она порой сопровождается требованием («Я сам»), порой выглядит как планирование своих действий вслух («Построю домик с крышей и гараж»).

Так, желание подмести пол или причесать маму, или прибить крючок к двери – это уже представление о некоторых результатах в действиях, которые еще не получены реально, но уже представляются, мыслятся.

Этот этап длится около полугода (от 2,6 – до 3-х лет). Успех этого этапа зависит от взрослого. Ведь инициатива ребенка намного опережает его возможности. Само собой разумеется, что он не сможет самостоятельно вбить гвоздь. Во-первых, не владеет инструментом, во-вторых, нет навыка, в-третьих, это просто опасно. Результат, скорее всего, будет плачевным, если ребенка оставить без помощи. Следовательно, требуется уважение и поддержка намерений ребенка, и практическая помощь.

Правильное поведение взрослых формирует появление признаков самостоятельности. Самостоятельность – это инициатива, планирование действий, настойчивость, стремление к достижению цели, упорство и работоспособность. Поэтому так важна роль взрослого в процессе  развития детской самостоятельности. Так как ошибки взрослых могут привести не только к деформации развития самостоятельности, но и к личностным искажениям.

Наиболее типичные формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослыми первичных инициативных намерений ребенка. Подобное поведение взрослых вызывается тем, что детская инициатива часто бывает обременительной. Ребенок требует дать ему утюг, чтобы гладить как мама. Крича и плача, он выражает недовольство, когда это пресекают. Ошибочность поведения взрослых, конечно, не в том, что он пресекает это опасное желание, а в том, что он делает это в резкой форме, без разумных объяснений, не переключая детскую активность в другое русло.

В итоге это приводит к отмиранию инициативности как первого звена в формировании самостоятельности, т. е. свертывается процесс ее развития в целом.

Синдром беспомощности проявляется в еще более глубокой задержке развития в целом и самостоятельности в частности. При этой форме несамостоятельности у ребенка не возникает инициативы намерений даже в начале третьего года жизни. Правда, дети порой ошибочно оставляют впечатление как раз очень самостоятельных людей, так как молча и долго могут заниматься своим делом, не докучать взрослым. Однако, если присмотреться к их действиям, то легко обнаруживается поразительная скудость и однообразие этих самостоятельных действий. Малыш часами может пересыпать содержимое одной коробки в другую, независимо от предназначения предмета трясет его, лижет, стучит об пол.

Причина этой формы несамостоятельности не избыток опеки и вмешательства в дела ребенка, как это имеет место при инфантилизме, а как раз – полное отсутствие или минимум внимания и участия к его делам и действиям.

Запомните! Воспитывает самостоятельность в ребенке своевременная и строго дозированная помощь взрослого.

Тогда появляется третий признак самостоятельности, значимость его трудно переоценить. Способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя как деятеля.

Значение этого этапа за пределами трехлетнего возраста. Это становление человека как личности, умение оценивать себя самостоятельно.