Воспитание ребенка или "Школа жизни"

Все мы учились в школе, затем обучались навыкам какой-то профессии.  Мы знаем, что нас не допустят до токарного станка, если мы не умеем им пользоваться и не знаем как выточить красивую деталь, не испортив материал. Мы учились, допуская ошибки, и иногда пересдавали экзамен, не сдав его с первого раза. 

При приеме на работу необходимо пройти собеседование, продемонстрировав свою готовность к работе и свой профессионализм. Часто на работе нам организовывают обучающие семинары и тренинги, курсы повышения квалификации, помогающие нам опять же развиваться в профессиональном плане и совершенствовать себя.

И это только ради того, чтобы доверить нам какую-то работу: разрешить быть парикмахером, автомехаником, мастером ногтевого сервиса, водителем, не говоря уже о врачах, учителях, бухгалтерах  и т.д.

А как же насчет родителей?

Учат ли нас быть родителями? Готовят ли к этому? Ведь душа ребенка – это более нежный и хрупкий материал. А если мы придадим ему неправильную форму, то сможем ли исправить свою ошибку? Ведь это не волосы, которые отрастут, если их слишком коротко подстригли. И нельзя будет взять другие ингредиенты для теста, не получившегося с первого раза.

В одной из азиатских стран была попытка предложить перед рождением первого ребенка сначала воспитать несколько щенков. У людей, последовавших данной рекомендации, менялось отношение к вопросу воспитания детей. Они начинали относиться к этому более ответственно, обстоятельно.

Возможно, что и для вас эти мысли не новы. Ведь нас никто не учит быть родителем. Не объясняет правил поведения с ребенком, не учит с ним договариваться. Мы сами решаем, наказывать ли свое чадо, сами изобретаем способы мотивирования (учиться, делать уборку в комнате, помогать по дому и т.д.). Методом проб и ошибок, мы экспериментируем, спрашивая совета у подруг и родителей, вспоминая, как воспитывали нас. Непросто это, согласитесь. Но вот когда родится второй ребенок, уже легче. Мы уже научены, у нас есть общие представления (дай Бог, мы сделали выводы). Но станет ли от этого легче тому ребенку, на котором мы учились? А ему как теперь избавляться от возможных комплексов или негативных стереотипов? Или как учиться договариваться с окружающими? Как распределять обязанности и делать свой выбор, как нести ответственность за него?

Задумайтесь: ваш ребенок, которого вы девять месяцев вынашивали под сердцем, из-за которого вы не спали ночами, переживали, о котором заботились, невольно становится «материалом для эксперимента». Он воспитывается, как получится. С опорой на советы других родителей (а кто сказал, что они воспитывали правильно?), с оглядкой на свое детство (с чувством сожаления, потери упущенных возможностей) или, наоборот, с желанием сделать все не так, как было в вашем детстве (не факт, что там было плохо и неправильно). Вы хотите дать ему другое, новое. А это будет лучше? А то, на чем строилось ваше воспитание – это разве надо забыть? Патриотизм, забота о ближних, доброта, любовь, взаимовыручка и поддержка. Или забыть все это, ведь сейчас другое время, другая жизнь… Что было хорошо и что плохо? Где тот независимый и непредвзятый судья, который скажет, как правильно? Готовы ли вы экспериментировать на своем ребенке? Не жалко ли вам его? Не больно ли вам за свои ошибки? Дай Бог, их будет мало. Но этот дар – быть воспитателем, учителем, родителем -  от Бога. Или родителем рождаются, или надо учиться. Обязательно надо учиться. 

Учиться, учиться и еще раз учиться

Сейчас немало обучающей литературы по вопросам воспитания. Правильно говорят: Чтобы стать мудрым, надо прочитать 10 книг... чтобы найти эти 10 - надо прочитать тысячи... Но ведь это наша жизнь, наши дети. И ради их счастья стоит попытаться найти те самые книги, тех самых авторов, которые подойдут именно вам.

Посещать тренинги или обучающие семинары – благо их тоже сейчас достаточно. Есть из чего выбрать. Здесь вы узнаете ответы на общие вопросы поведения с ребенком и сможете на практических занятиях протестировать себя, проверить, что вы усвоили и понять в первую очередь модели своего поведения, понять в каком направлении вам дальше идти, нужно ли что-то менять.

Обратиться к психологу за помощью. Можно точечно, в случае возникновения конкретного вопроса, за помощью в решении конкретной ситуации. Никто не запрещает задать вопрос квалифицированному специалисту. В Европе – это норма. Ведь психолог – это как раз тот человек, который целенаправленно учился разбираться в человеческих душах. Ведь, согласитесь, когда со стороны вам объяснят истинные причины возникшей ситуации, обнажая «подводные камни», о которых вы могли даже не подозревать, все встанет на свои места. Вам станут понятны причины резкого поведения или агрессии ребенка, причины его нежелания учиться и т.д. А самое главное, автоматически вы поймете правильную модель поведения и общения с ним – именно со своим ребенком.  Ведь, как и репетиторство для ребят эффективнее уроков в школе, так и здесь: одна личная беседа может быть эффективней десятков книг и советов.

Просто общаться со своим ребенком. Не только, пока он маленький, но и когда он становится старше. Не забывать о ребенке. Он и в 15 лет ждет вашей любви и заботы, вашего внимания, даже если всем своим видом и всеми своими словами он будет утверждать обратное. Общайтесь с ним, интересуйтесь его жизнью, хвалите его, восхищайтесь им, уважайте его, советуйтесь с ним.

Вспомните, чего вам не хватало в вашем детстве, каких вам хотелось родителей. Было ли вам важно, чтобы вас поняли и услышали? Учитесь сами слышать своих детей. Учитесь быть родителями.

Желаю вам успехов в этом благородном и важном деле – воспитании Человека!