Неизвестный Альфред Шнитке

24 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Альфреда Шнитке (1934-1998).

Альфред Шнитке. Фото: Ewa Rudling - scanned from "Studio" monthly, March 1994, Prószyński i S-ka editors, Warsaw, Poland, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11738721
Альфред Шнитке. Фото: Ewa Rudling - scanned from "Studio" monthly, March 1994, Prószyński i S-ka editors, Warsaw, Poland, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11738721

Интересный, ни на кого не похожий, со своим особым видением и слышанием мира. Сочетавший несочетаемое. Игравший любыми стилями, соединяя их как бы в технике кинематографического монтажа. Кстати, фамилия «Шнитке» происходит от слова Schnitt, которое в немецком языке обозначает именно монтаж в кино и на ТВ.

Шнитке классный, на самом деле. 20 лет назад, в 1999 году, я купил в Консерватории, в антракте одного из концертов, книгу Александра Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке». В те же годы читал и перечитывал эту книгу много раз. Да и сейчас иной раз читаю.

В «Беседах» Шнитке упоминает об одном своём раннем сочинении — оратории «Нагасаки», которая была написана в 1958 году. Часть музыки, использованная в оратории — наброски Шнитке к ненаписанной опере «Одиннадцатая заповедь» про лётчика Клода Изерли, который участвовал в рейде на японские города, а потом испытывал угрызения совести.

Оперу Шнитке так и не написал, а вот ораторию сделал. Причём её сыграли всего лишь один раз, в 1959 году, и передали по японскому радио. А потом она не исполнялась почти полвека.

Сам Шнитке хоть и ценил эту вещь, но считал её незрелым, ученическим произведением. К тому же, её критиковали всевозможные официальные инстанции, находя там формализм, экспрессионизм, забвение реализма и прочие ругательства, которые на самом деле в тогдашнем контексте являлись настоящей похвалой. В любом случае, при жизни композитора она после первого исполнения не звучала. А в 2006 году, при содействии Александра Ивашкина, оратория «Нагасаки» была исполнена и записана в Кейптауне, под управлением дирижёра Оуэна Арвела Хьюза.

Причём всё спето по-русски, и это очень интересно слушать!

А музыка, по-моему, превосходная, очень трагичная и печально-красивая, совсем не похожая на советскую музыку XX века. В ней есть множество стилевых оттенков – от мотивов скорби из кантат и пассионов Баха, до припадочных плясок и апокалиптических картин; от прозрачной лирики и тонкого ориентального колорита до звучных, насыщенных, блестяще оркестрованных, удивительно кинематографичных сцен в духе Уильяма Уолтона или Джона Уильямса.

На мой взгляд, эта «ранняя» оратория ничуть не уступает более поздним работам композитора.

Запись оратории, которую я упоминал, есть в моей коллекции. Там в комплекте также «Симфония №0» — ещё одна классная вещь, которую Шнитке написал в консерватории. Найти запись можно по номеру каталога — BIS-CD 1647.

После 2006 года оратория неоднократно исполнялась, в том числе в Японии, в России и в Аргентине.

Вот видео японского исполнения, каждая часть – отдельный ролик, 2 и 3 объединены в одно видео. Думаю, это лучшая из трактовок, доступных в Youtube.

1 Часть. «Нагасаки, город скорби»

Части 2 и 3 — «Утро», «В этот тягостный день»

Часть 4 — «На пепелище»

Часть 5 — «Солнце мира»

А в 2019 году, в честь 85-летия композитора, оратория прозвучала как минимум дважды.

Например, 17 октября 2019 её исполнили в Большом зале Московской консерватории. Но исполнение, по сравнению с Кейптауном или японцами, оказалось вялое и бледное, от него веет каким-то советским официозом. Этой музыки у нас, видимо, не поняли. Да и состав исполнителей не самый лучший. Погуглите и сами поймёте.

А вот запись, сделанная в Аргентине, на Южно-Американской премьере оратории, 25 октября 2019. Здесь ребята нащупали правильные ритмы, и сыграли эту вещь вполне достойно.

В общем, что я могу сказать? Иногда давно забытое, отвергнутое или недооценённое – куда лучше, оригинальнее и интереснее заигранных хитов, «популярных пьес» и прочего «самого известного». Всё это в полной мере относится и к оратории Шнитке «Нагасаки». Эта музыка возвращается и обретает вторую жизнь, оставаясь одновременно и элитарной, и доступной, и удивительно общечеловеческой. Странная, необычная и прекрасная судьба для произведения!

Надеюсь, что и главный «месседж» этой музыки люди услышат, научатся ценить мирную жизнь и никогда не захотят повторять того, о чём поётся в самых трагических частях этой удивительной оратории.

Mitya.Vereskov (Mitya.Prosin)

Протвино

24 ноября 2019

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ! ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО