Правовая грамматика для водителей

19.11.2017

1. Зачем нужно знать помимо Правил дорожного движения (ПДД), приказы МВД, закон «О милиции» и Кодекс об административных правонарушениях?

С трудом осилив «Правила дорожного движения» и, сдав экзамен, как-то не хочется и учить что-то еще, однако от неприятностей на дороге никто не застрахован. В критической ситуации не раздумывая вызывайте наряд ГИБДД. Конституцией вам предоставлено право на свободное получение информации (ст.29 п.4), и право обжалования действий должностных лиц в суде (ст.46 п.2). То есть вы имеете полное право знать, что инспектор должен поступать так, а не иначе, и требовать от него исполнения его обязанностей.

В большинстве случаев применение законов типовое, обязательно нужно знать как действовать в случае аварии и порядок взаимодействия с органами правопорядка. Люди не знающие правила и законы, часто становятся жертвами злоумышленников.

2. Почему существует такое количество штрафов?

Транспортное средство является источником повышенной опасности на дороге и вне ее. Только если все участники движения соблюдают правила, тогда можно существенно повысить безопасность. Особенно хорошо видны последствия действий нарушителей в местах с интенсивным движением, разбитый автомобиль нарушителя, как минимум затрудняет движение и создает пробки.

3. Зачем нужен видеорегистратор?

Порою единственным доказательством вашей невиновности может стать видео регистратор. Проверяйте исправен ли он, заряжена ли батарея и т.д. В случае ДТП предоставьте данные прибывшим инспекторам ГИБДД согласно установленному порядку. Зафиксируйте на фото место происшествия. Смотри ниже п. 4.

4. Диктофон, фото, видео

Единственная возможность доказать свою правоту на сегодняшний день – это сделать запись разговора с инспектором. Если диктофона нет, подойдет mp3 плеер или сотовый телефон с диктофоном. Включайте запись после остановки, вне зависимости, нарушали вы Правила или нет. Запись начинайте со слов о времени и месте остановки, например: «Сейчас 23 часа 55 минут 31 декабря, перекресток улиц  и Х». Каждое действие инспектора проговаривайте вслух. Ни в коем случае не выключайте диктофон на протяжении всей беседы. Прятать диктофон или нет – дело ваше. В интернете описаны случаи «случайных» падений как диктофона, так и его хозяина.
Законность скрытого использования диктофона регулируется законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Статья 3: «Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации», основывается на следующих принципах: пункт 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами». Поскольку нет закона, который запрещает запись разговора с инспектором, то записывать разговор с ним можно.
Аудиозапись судебных заседаний и самостоятельное ведение протокола всем присутствующим в суде разрешена статьей 24.3 п.3 КоАП.
Аналогично с фотоаппаратом, в т.ч. встроенным в сотовый телефон. Есть возможность – возите с собой. Можно укрепить сотовый телефон со встроенной камерой под передним стеклом и снимать весь ваш путь. Существует миф, что цифровые аудиозаписи, видеозаписи и фотографии не принимаются судами. Прямых запретов вы нигде не найдете. Но в недалеком прошлом это было действительно так, поскольку судьи принимают решения «по своим внутренним убеждениям», и существовало распространенное заблуждение, что цифровые данные легко подделать, и никакая экспертиза этого не заметит. Времена изменились, и сегодня никого не удивит инспектор с цифровой камерой и эксперт с цифровым фотоаппаратом. Изменилось и отношение судей к цифровой технике. Не вдаваясь в подробности, замечу, что оригинал цифровой записи следует сохранить на аппарате (носителе), на котором запись была сделана.
Важно не чем снимать, а что снимать. Выбрать композицию следует так, чтобы было понятно время и место съемки. Если это не удалось сделать в полном объеме (а это действительно сложно), то к фотографиям следует приложить акт:

  • Дата и место составления акта;
  • Список присутствующих – не менее 3-х человек (вы сами и два свидетеля);
  • Даты и места фотографирования;
  • Фотографии, наклеенные на лист бумаги, с указанием под каждой: где и когда сделаны фотографии, с разъяснением, что на них изображено;
  • Подписи.

5. Пристегиваться или нет?

Водитель при движении обязан быть пристегнутым (п.2.1.2 ПДД).
«Довод заявителя о том, что использование ремней безопасности является личным делом самого водителя, является необоснованным потому, что во время движения лицо, управляющее транспортным средством, отвечает не только за свою безопасность, но и за безопасность других лиц, как принимающих участие в дорожном движении, так и не имеющих к нему отношения. Прежде всего это относится к пассажирам участвующего в дорожном движении транспортного средства, за вред, причиненный жизни и здоровью которых, водитель несет ответственность без вины (ст.1079 ГК РФ)», – Постановление ВС РФ от 30.08.98 г. По последним изменениям в ПДД дети до 12 лет должны перевозится в специальном кресле.
За непристегнутый ремень безопасности отвечает не только водитель транспортного средства, но и пассажиры.
Статья 12.6 КоАП относит непристегнутых пассажиров и водителя к одному и тому же пункту, т.е. имеет место один состав правонарушения, объективная сторона которого – бездействие, выразившееся в неиспользовании средств безопасности. Поэтому на водителя выписывается только один штраф. Каждый непристегнутый пассажир платит штраф по ст.12.29 КоАП.

6. Отсутствие детского кресла

Система безопасности автомобиля рассчитана на пассажиров ростом от 150 см и не подходит для обеспечения эффективной защиты детей в аварийной ситуации, если его рост меньше, то ремень давит на горло, что даже в случае небольшой аварии может нанести серьезные увечья. К сожалению, очень часто мы видим, как ребенок едет на руках у родителей. Это, пожалуй, самый опасный способ перевозки ребенка. Даже на среднескоростной городской улице в случае удара вес ребенка увеличивается в десятки раз и Вы не в состоянии удержать его в руках.

7. Нарушение ПДД из-за пешехода

Пешеход так же является участником дорожного движения.
Пункт 4.5 ПДД: «…На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств…»
Пункт 14.1 ПДД: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам…»
Пункт 1.2 ПДД: «Уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
Итак, если вы не помешаете пешеходу, то можете ехать. Есть сомнения – останавливайтесь, пропускайте.
Если инспектор вас остановил, попросите его пригласить пешехода, ведь только пешеход может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость? Спросите его, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него, т.к. он не имел права начинать переход. Воспрепятствовать инспектор вам не может т.к., он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно ст.51 Конституции, что тот имеет право не свидетельствовать против себя. После этого пешеход будет стучать себя пяткой в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать.
Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко? Пишите в протокол: «Приглашать пешехода инспектор отказался. Помех ему я не создавал. Доказательств правонарушения не представлено».

8. Превышение скорости

Инспектор предъявил вам показания радара, но на нем нет ни номера вашей машины, ни вашей фотографии? Значит это не ваша скорость.
Статья 26.8. КоАП, «Показания специальных технических средств: 1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку».
Т.о. на радар должен иметься как минимум паспорт и акт поверки. Отметка о поверке может быть сделана и в паспорте. Требуйте оригиналы документов, ведь вы уже имеете право знакомиться со всеми материалами дела (ст.25.1 КоАП). Если оригиналов нет, пишите в протокол, что документы не представлены, доверять показаниям радара нельзя.
Если дело дойдет до рассмотрения в суде, требуйте сертификат на данный тип изделий.
Удостоверьтесь в наличии пломб на радаре.
Программное обеспечение и операционная система должны быть лицензированы. Попросите указать номер лицензий в протоколе, либо указать, что номер отсутствует.

7. Нумерация полос  движения

Ни в ПДД, ни в ГОСТах полосы не нумеруются. Есть понятие количества полос, крайней правой и крайней левой. А понятий первая полоса, вторая – нет. Отсюда и логика ответа: «Стоял в крайней левой и повернул. Кто и как стоял справа от меня – меня не волнует».
Аналогично нужно отвечать, если в отсутствие разметки перед поворотом налево  вы выехали на встречную полосу: «Подъехал к перекрестку первым, встал в крайнем левом ряду, руководствуясь п.9.1 ПДД, который в отсутствии разметки дает мне право самому определять середину дороги и крайнюю левую полосу. Кто и как вставал справа от меня – это ваши проблемы».