УЧИТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПЛОХ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ ТАК, КАК ХОЧЕТСЯ МАМЕ

ИЛЬЯ ДЕМАКОВ, УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ–2017, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ГИМНАЗИИ № 116, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ИЛЬЯ ДЕМАКОВ, УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ–2017, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ГИМНАЗИИ № 116, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Недавно вместе со школьным психологом принимал маму своей ученицы. Мама была обеспокоена низкими отметками её дочери по предмету и говорила: «Это не устраивает нас, мы перфекционисты». Но, как оказалось, речь шла не о том, чтобы вместе выяснить причину неуспеваемости и развить знания ребёнка. «Мы перфекционисты, — продолжала мама. — Нам нужна пятёрка и точка», — и отказывалась продолжать любой диалог.

В нашей живой школьной повседневности это очень частные случаи. Складывается впечатление, что для родителей наших учеников — а часто и для тех, кто наблюдает за школьным образованием со стороны, — на первый план выходят частные интересы. Интересы взрослых, а не интересы ребенка, его образования. Учитель оказывается плох просто потому, что не делает так, как хочется маме.

Я бы даже сказал, что сейчас учитель оказывается на положении ответственного за нереализованные амбиции родителей.

Размытые границы

Думаю, причина такого отношения к учителю в том, что мы во всех сферах теряем понимание профессионализма. Его место занимает простое требование результативности.

Сегодня родителей чаще всего интересует какой-нибудь практический, а главное, быстрый результат. Интересует всё то, что можно выразить в отметках, количестве сертификатов или медалей.

Это тоже понятная черта нашего времени: мир вокруг нас и наших детей очень вариативный, подвижный, в нём почти не осталось задач, для качественного выполнения которых хватило бы однажды полученных знаний. Мы ведь тоже сегодня не готовим детей к «делу всей жизни», мы даём навыки и знания для «профессии первого выбора».

ТОП-20 ЛУЧШИХ ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ

Мы предполагаем заранее, что наши ученики сменят множество профессий и для каждой будут учиться заново.

В таком мире очень легко перейти границу, за которой будет казаться, что мы можем быстро разобраться в любом деле, а уж в деле воспитания собственного ребёнка тем более.

Но это наивное заблуждение. Каждому, кто прикасается к школьной жизни — а прежде всего родителям учащихся, — нужно отдавать себе отчёт в том, что учитель — это прежде всего профессионал, у которого есть специальное образование и практический опыт для работы с детьми. Интересуйтесь работой учителя, а главное — школьной жизнью ваших детей. Это важная задача родителей. Но вмешиваться в работу учителя не должно быть позволено никому!

Как переломить ситуацию

Команда играет ровно так, как за неё болеют. Нормальная среда для ребёнка возникает только в том случае, если родители и учителя друг другу союзники. Как правило, родители меняют тактику с нападения на учителя к сотрудничеству с ним, если видят, что учитель действительно знает своё дело, умеет организовать класс, понимает их ребёнка — иными словами, действует профессионально и уверенно.

Закономерно задать вопрос, а что делать, если учитель не ведет себя как профессионал. Это трудность, с которой сталкивается каждая массовая профессия. И это вызов, прежде всего, для самого общества: освобождая учителя от прессинга, мы делаем школу более привлекательной сферой для молодых специалистов. Чтобы образование было таким, как нам хочется, учитель не должен половину сил тратить на борьбу за профессиональное и личное достоинство.

Учитель истории и обществознания Илья Демаков стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2017 году. Помимо уроков, в своей гимназии ведет кружок любителей творчества Р. Дж. Толкина.