Реформы образования: почему всё обречено. Часть 1.

18.01.2018

Наверно ни в одно другое время не существовало столько идей о преобразовании святого-святых - нашего отечественного образования. Новостные ленты пестрят предложениями от очередного инициатора образовательных реформ, которого, скорее всего, со школой связывает лишь только то, что он ее посещал.

Я пришел работать в школу, чуть раньше того, как классы, обучающие по ФГОС-ам второго поколения, переступили порог средней школы. Поэтому дальше я напишу именно о проблемах внедрения ФГОС нового поколения.

"Пока молния не ударит, мужик не перекрестится"

Как я сказал выше, работать я начал за два года до массового введения ФГОС ООО в школу. За эти два года никаких намеков о том, что скоро нам предстоит учить по другому не было. И вот настал 2015-16 учебный год, и нас массово начали отправлять на курсы повышения квалификации, как раз по ФГОС. То есть что-то менять, перестраивать свою работу, мы должны были по ходу.Возникает резонный вопрос - а нельзя было сделать это раньше, чтобы, например, к моменту составления учебных программ, я уже знал, как эти программы составляются, в чем отличия программ по ФГОС, от обычных. Также нельзя было сказать и заранее о том, какие методы и формы работы на уроке использовать можно, а какие нет. Нужно было ждать до последнего. Хорошо, что мы живем в информационном обществе, и ответы на эти вопросы довольно-таки легко искались в Интернете. Именно из-за такой позиции школьной администрации, многие учителя не были готовы к принятию этого нововведения.

"Я где-то слышала, что должно быть так..."

Проблема информационного общества состоит в том, что любой человек воспринимает информацию по своему. Сколько людей, столько и мнений - помним мы еще со школы. Наша завуч сделала мне замечание после одного урока - отсутствовал этап рефлексии. Сразу же отмечу он у меня был - я спросил у учащихся, что они узнали нового, и дальше мы продолжили в виде беседы (это был 10 класс), но завучу было необходимо, чтобы дети подымали вверх грустный или веселый смайлик, приклеивали разноцветные листочки на дерево. Через недели две, я посетил семинар, где уже опытная моя коллега, в середине урока в 11 классе, подняла детей и начала повторять движения за "бегемотиками в пачках и зебрами в кепках", у меня и других наблюдающих это вызвало улыбку, у школьников - замешательство, а у кого-то неописуемый хохот. Позже выяснилось, что завуч их школы посоветовала сделать именно так. Оставшиеся пол урока были потеряны. Доверие к каким-то дополнительным источником, и отсутствие какой-то конкретной информации от официальных источников деорганизует все положительные аспекты нововведений.

Таким образом, мы можем увидеть, что если мы хотим удачного внедрения реформ, нужно проводить огромную работу с теми людьми, на чьи плечи ляжет проведения этих реформ. Обеспечение их бесплатной методической литературой, пусть даже электронной, где будут указаны например требования к уроку, рекомендации и т.п. без лишней воды, также может помочь в реализации реформ.

Если у вас были похожие ситуации, или вы не согласны с мнением автора, можете писать на электронную почту: uchitel.na.grani @yandex.ru