А.Н. Освещение придела во имя Св. Архистратига Михаила в храме Успения Пресвятыя Богородицы в Доложском погосте

Освящение это совершилось 4-го ноября настоящаго [1865] года.

Припомним при этом, что главный престол этого храма, посвященный Успению Пресвятыя Владычицы, освящен в сентябре прошлаго года, и торжество освящения описано в № 8 Духовной Беседы за текущий год.

Об этом торжестве, об этом новом храме мы много слышали, и теперь Бог привел и видеть его, и не только видеть, но и послужить освящению в нем придела во имя св. Архистратига Михаила[1].

Да, не даром о ней, этой новой церкви, так много говорено[2]. Она сделала бы честь любой улице в любом городе. Видали мы по городам и кафедральные соборы, которые, по своим размерам и по всему, гораздо скромнее этой деревенской церкви!

В пять часов по полудни 3-го ноября ударили ко всенощной, которая к исходе шестаго и началась в новоустроенном приделе. Правили всенощную, по уставу, обновлению храма и празднику св. Архистратига Михаила. Не смотря на несколько сырую погоду и темноту вечера, молящихся в церковь ко всенощной собралось столько, что (после величания и чтения Евангелия) народ подходил для поклонения иконе св. Архистратига Михаила и для помазания освященным елеем не только до конца уставно и протяжно совершаемой всенощной, но и до конца перваго часа и даже после еще с полчаса времени.

На другой день, 4-го ноября, к водоосвящению ударили в колокол в половине девятаго. Но священнодействие началось только в 10 часов; потому что поджидали прибытия почетнаго гостя, генерала Чебыкина. Но ожидаемый гость не явился, и мы приступили к священнодействию водосвятия, а потом и освящения престола.

Священнодействовали, кроме архимандрита, местный благочинный, о. Александр Троицкий и еще пять священников, иеродиакон из Александро-невской лавры и два диакона. Когда, по начале литургии, прибыл наконец генерал Чебыкин, то главным входом во храм, за теснотою, провести его уже не могли, а принуждены были отворить для него боковыя двери в правом приделе. В ограде церковной, сверх того, помещалось столько богомольцев, сколько и в церкви.

Когда генерал Чебыкин прибыл, старшина[3] внес в алтарь изящно устроенную икону св. Благовернаго Александра Невскаго, и старшему священнодействующему передано, что икону прислал народу светлейший князь Александр Аркадиевич Суворов[4], прося благословить ею народ.

Под конец литургии архимандрит сказал поучение к народу, из текста: род преходит и род приходит, а земля во век стоит (Еккл. 1,4). Затем, объяснив, что «это изречение значит: один род людей умирает, другой нарождается, а земля одна и таже,» – проповедник продолжал: «и при взгляде на ваши места, поневоле приходит мысль: сколько у вас перемен в 20 лет! как все на свете переходчиво! Вот, примерно, я ходил по этим местам еще юношею и теперь я перешагнул уже за половину человеческаго века. Кого я знал детьми, те стали мужами совершенными, отцами семейств, а некоторых нет уже в живых. Вот нас здесь не одна тысяча человек. А пройдет еще 10 лет, сколько нас убудет! А пройдет 20 – 30 лет, – и много ль нас останется? Останутся ваши дети и внуки, которые будут ходить по вашим могилам так-же как вы теперь ходите по могилам ваших отцев и братьев.

«Что же вечно на земле? Наименее вечны люди, мы сами. Но многое человеческое долговечно и даже вечно.

«Вот что долговечно – храм Господень, который вы создали в жилище Господу Богу, в душеспасительное прибежище себе.

«Посмотрите, вот ваша старая деревянная церковь простояла 100 лет, и еще, Бог милостив, простоит другия 100 лет. А эта церковь, каменная, новосозданная, даст Бог, простоит многия сотни лет, подобно древним храмам на св. Руси, каковы есть в Ново-городе, Москве и Киеве, которые стоят уже несколько сот лет. Ведем мы речь к тому, что вы сделали прекрасное, прочное, вековое дело, поставили себе вековечный памятник.

«Да, именно памятник. Вы памятник поставили своим душам, которым по смерти вашей будет здесь всегда возглашаема: вечная память. Всех вас поминать будут в этом храме. Подумайте же, настанет время, что и кости ваши истлеют и могилы сгладятся и имена забудутся; а в этих священных стенах, на этом святом месте, непрестанно, в продолжение веков, в вечное поминовение ваших душ, будет возноситься к Господу заупокойная молитва: еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях святаго храма сего и всех прежде почивших отцах и братиях, здесь лежащих…

«Вот что вечно – вечна молитва, которая в вечное поминовение ваших душ будет возноситься здесь; вечно ваше добро, которое возложили вы в боголюбезное дело создания св. храма сего, и которое, вослед за вашими душами, пойдет в небо и вечность.

«Слава и честь всем вам, создателям и благоукрасителям св. храма сего! Честь вам и хвала от Бога и от людей! Хвала всем – и тому, кто пожертвовал сотни, и тем, кто привез бревно или камень, кто положил кирпич, копал землю, дал на святое дело свою трудовую копейку, если не имел силы принести большую жертву.

«Возблагодарите же Господа Бога, сподобившаго вас совершить такое богоугодное, вековое, великое дело. Помолитесь за Царя и Царицу, за царственных Детей Их, за благовернаго Государя Великаго князя Константина Николаевича и супругу его. Их царственныя жертвы соединились здесь с жертвами вашими; Их царственныя очи с любовию и участием взирают на вас и на святое дело ваше. Почтите вашею любовью, вашим доверием и благодарностью и тех известных вам мужей, которые задумали и потом многими трудами, лишениями и скорбями помогли вам начать и совершить спасительное для всех вас дело, сумейте понять и оценить дары их, – это ваш долг.

«Дай вам Бог благополучно и завершить то, что богоугодно вами начато и почти кончено; всем вам дай Бог в радости узреть освящение и третьяго престола Божия во св. храме сем, ко дню св. равноапостольных царей Константина и Елены.

«Дай Бог, чтоб этот храм был для вас всегда училищем всего добраго, всегдашним напоминанием вашего христианскаго долга очищать и освящать ваш храм внутренний, святилище вашей души. Не упивайтеся вином, в немже есть растление души и тела. Не предавайтесь праздности – трудитесь: труд человеку нужен также, как воздуху и воде движение; стоячая вода загнивается; гулящий человек есть негодный человек; уразумейте необходимость для ваших детей школы, училища, грамоты: до сих пор учила вас неволя, а теперь пришло время жить вам своим разумом; через 10 лет вы сами увидите, что кто безграмотен, тот и останется назади; а сделавшись разумнее, вы станете и честнее и счастливее».

Заключено поучение молитвенным обращением ко Господу Богу: «Господи! сотвори храм сей непоколебим и прославлен Тобою до скончания века. Сотворшим же здание сие даруй Господи обновление в них даров Святаго Духа Твоего».

По свершении литургии, пред св. иконами: Успения пресвятыя Владычицы, св. Архистратига Михаила и присланною князем Суворовым, иконою св. Благовернаго Великаго князя Александра Невскаго, соборне духовенством отпет был молебен Пресвятой Богородице и святым Архистратигу Михаилу и Александру Невскому. По окончании молебствия, возглашено по обычаю многолетствие Благочестивейшему Государю Императору и всему Царствующему Дому, господину высокопреосвященному митрополиту Исидору, и в заключение, благоверному синклиту, воинству и благоукрасителям св. храма и всем православным христианам. По окончании многолетствия, старший священнодействующий, подняв кверху св. икону св. Благовернаго Александра Невскаго возгласил: «видите вы, православные, сию св. икону? На ней изображен лик св. Благовернаго Великаго князя Александра Невскаго. Она прислана вам на память сегоднешняго торжества светлейшим князем Александром Аркадиевичем Суворовым. Он есть прямой внук известнаго всему Русскому народу великаго вождя, Александра Васильевича Суворова, который крепко любил Русскаго воина и народ. Видимо, что и внук также любит Русский народ. Он хотел прибыть сюда сам, чтобы разделить с вами святую вашу радость; но государственныя заботы его задержали. С доверенным сановником он посылает вам сию икону на память и в благословение. Он желает, чтоб вы были счастливы, честны, трудолюбивы, разумны, – желает, одним словом, всякаго благополучия и успеха в добрых делах ваших». После этого священнодействующий осенил иконою св. Александра предстоящих; а икону св. Архистратига Михаила, по поручению старшины и общества, поднес генералу Чебыкину для поднесения от Доложскаго общества светлейшему князю. Затем, не смотря на утомление, все предстоявшие, не только внутри храма, но и бывшие во время службы вне его, подходили в строгом порядке к св. кресту, что продолжалось около часа времени.

По совершении всех священнодействий в новосозданном храме, архимандрит благословил накрытый среди площади стол для народа и роты солдат, прибывших к торжеству. А за тем, в училищном доме предложена обильная трапеза духовенству и почетным гостям.

А.Н. [5]

[1] Автор – один из священнослужителей, участвовавший в освящении придела.

[2] К означенному сроку вышли 2 книги и несколько газетных статей, которые были широко известны в губернии и столице.

[3] Старшина Константиновской волости, церковный староста С.Е. Лебедев.

[4] А.А. Суворов – Военный Генерал-Губернатор С.-Петербурга.

[5] А.Н. Освещение придела во имя Св. Архистратига Михаила в храме Успения Пресвятыя Богородицы в Доложском погосте // Церковная летопись. 25.12.1865. Сс. 751 – 756.