Церковь Рождества Богородицы в Выскатке

Село Выскатка находится в 200 верстах от Петербурга, и в 37ми от Гдова, Название села объясняют тем, что прежде тут был лес, и когда он выгорел, то, на месте его, остались пни и корни, называемые здесь «высходями», отчего и деревня, здесь образовавшаяся, называлась, по писцовым книгам – «Выскадка» в смягченном произношении – Выскатка.

Церковь здешняя, освященная 5 февраля 1868 г., построена прихожанами, в память спасения в. кн. Константина Николаевича от смерти, угрожавшей ему в Варшаве 21 июня 1862 года. На постройку церкви истрачено 9797 р. 67 к., а на дом для причта – 2015 р. 58 ¼ коп., всего 11,813 р. 25 ¾ к.

Храм деревянный, посвящен Рождеству Богородицы. Антиминс его освящен Палладием еп. Ладожским. Храм построен по плану епарх. архитектора Карпова. Длина его 10 саж., ширина 10 саж., высота с крестом 8 саж. Храм занимает площадь в 21 квадр. сажень и вмещает 350 человек. При постройке главным наблюдателем был крестьянин Ефим Андреев[1].

В храме достопримечательны: 1) Икона Казанской Бож. Матери, дар митр. Исидора 4 июля 1865 г. «по просьбе храмоздателей, в утешение им и в благословение новостроящемуся храму», как сказано в собственной надписи его высокопреосвященства на иконе. Икона сделана метахромотипиею и принесена из Сиженской церкви, с крестным ходом 27-го июня 1865 года. В 1872 году, на икону сооружена, усердием Ефима Андреева и друг. благотворителей, сребропозлащенная риза, весом в 2 ф., а ценою в 200 р. В 1875 г. прихожанами постановлено совершать, ежегодно, 8-го июля, крестный ход с этою иконою и, после молебна – окроплять скот св. водою. В 1871 и 1882 г. это установление не было исполнено причтом и, по жалобе прихожан, причт был удален от места; 2) икона Богородицы Тихвинской, снимок с чудотворной, в серебряной ризе, с позлащенным через огонь венцом. Весу в ней 10 ф. 48 зол. Икону пожертвовала вдова коммерции советника Татьяна Михайловна Савельева, старушка 90 лет. Она хотела отдать икону в церковь Смоленского кладбища, но, по просьбе здешних крестьян, отдала ее сюда; 3) икона Богородицы Сицилийской, пожертвованная иеродиаконом Александроневской лавры Нектарием, к освящению церкви. Замечательно, что освящение церкви совершилось именно в тот день, в который празднуется память этой иконы, т.е. 5го февраля, о чем не знали ни жертвователь, ни строители храма. Видя здесь чудесное распоряжение промысла, они постановили совершать в этот день молебен, с акафистом Бож. Матери. Иеродиакон Нектарий получил икону от настоятеля Дивногорского успенского монастыря. На иконе Богородица изображена на троне, а держимый ею предвечный младенец десницею благословляет, а в шуйце держит свиток; пред троном находится много ангелов; 4) свящ. сосуды и Евангелия, сребропозлащенные, дар в. кн. Константина Николаевича; 5) дарохранительница, устроенная на деньги, которые вел. княжна Ольга Константиновна пожертвовала сюда в день помолвки с королем греческим Георгом 1-м; 6) лампада пред местным образом Александра Невского, с надписью «в память мученической кончины Александра 2-го освободителя. Господи! упокой душу его с праведными, много бо потрудися за землю Русскую и Славянскую».

Церковная библиотека, из 50-ти книг, заведена Ефимом Андреевым и пополняется на церк. средства. В ней есть несколько старинных книг, как-то: Маргарит или беседы Златоуста (м. 1678) «Книга о вере» рукопись 70ти-летняго старца (1752 г.).

Из пяти колоколов самый большой, в 50 пуд., по Высоч. повелению от 8 ноября 1866 г. отлит в петербургском арсенале, под наблюдением полковника Николая Алексеевича Шрамченко. Он устроен, как видно по надписи, в память спасения жизни вел. кн. Константина Николаевича в Варшаве. Один колокол, в пуд весом, пожертвован колл советником Иаковом Андреевичем Тягуновым, в память уничтожения крепостного права. По звону этого колокола, в мызе Шапках, в 6-ти верстах отсюда, сзывали крестьян на барщину.

Причт здешней церкви, по указу от 18 мая 1865 года за № 1080, состоит из священника и дьячка. По штату 1869 г. положено священнику 150 р., дьячку – 70 р. Ныне священник получает 220 р., псаломщик – 80 р. Первым священником был окончивший курс в Спб. дух. семинарии Гавриил Константинов Белоносов. Он сперва служил в часовне и в неосвященной церкви. В 1873 г. он перешел в Заянье. На него то имели неудовольствие крестьяне за опущение службы 8 июля. Он не отличался и усердием к преподаванию в школе. После него сюда поступил в 1873 г. «впредь до усмотрения» священник погоста Белого (Гдов. у.) Иоанн Антипов Орлов. Чрез год его перевели в погост Зачеренье (Луг. у.) и здесь он умер в крайней бедности, выгнанный из церковного дома и приютившийся на мельнице. В 1874 году поступил Василий Федотов Пикалев, из диаконов Сиженской церкви. Он преподавал в здешней школе и умер 2 февр. 1881 г. в совершенной памяти, прося у всех прощения и скорбя о том, как предстать ему на суд Божий. Больную семью из малолетних детей он оставил в крайней бедности. В пособие семейству и на погребение было выдано из церкви 30 р., столько же собрано от крестьян, и 50 руб. дано от вел. кн. Константина Николаевича. До призрения в Петербургской епархиальной богадельне семейство его жило в сторожке, на поправку которой приходское попечительство истратило 100 р. В апреле 1881 г. поступил сюда, из военного ведомства, священник Евгений Петров Воинов, живший перед этим в Коневце на исправлении. За небрежность в служении он, в 1882 году, был уволен и выбыл в Петербург, для приискания места. Потом поступил Григорий Сергеев Тихомиров, из священников Коложицкой церкви (Ямб. у.), также побывавший в Коневце. В 1883 году он также был уволен, уступив место служащему ныне Василию Семенову Румянцеву, перешедшему из Кусягского погоста (Новолад. у.).

В должности церковного старосты состоял сперва строитель церкви, Евфимий Андреев; в 1870 году его место занял крестьянин деревни Руи Федор Павлов, но в 1873 году он снова стал цер. старостою и проходит эту должность уже четвертое трехлетие. За усердие к церкви он получил архипастырское благословение, похвальный лист и серебряную медаль. Прежде он был членом общества восстановления христианства на Кавказе, членом Кирилло-Мефодиевского братства, Вольно-Экономического общества и сотрудником по Епархиальному стат. комитету. Теперь проходит должность волостного старшины, заведует делом воинской повинности, служит гласным в земстве и членом попечительств Выскатской и соседних церквей. Человек бывалый, посетивший св. места России, Андреев имеет знакомых в разных сословиях, со многими ведет переписку, не раз удостаивался милостивого внимания Высочайших особ и высокопреосв. Владыки. Библиотека его состоит из 300 книг и рукописей.

Причт, до 1869 года, пользовался ругою, в количестве 9 четвертей ржи со всего прихода, или 2х гарнцев с ревизской души, также – добровольными подаяниями в праздники и определенною платою за требы. Так за свадьбу назначено 6 р., за крещение-50 к, за погребение 2 р., за вынос умершего, с погребением – 6 р., за заказную обедню – 1 р., за поминовение на проскомидии – 5 к, на обедне - 25 к, за общий молебен – 3 – 5 к., за елеосвящение – 2 р., за исповедь и записку – 3 к, за крестный ход – 5 руб. Всего священник получит деньгами до 400 р. и натурою – до 80 руб., на отопление квартиры до 33 р. Казенного жалованья получает 220 р. Всего в год до 800 р. За уроки Закона Божия ему платится от 120 до 150 р. с. в год. Псаломщик получит всего до 230 р. сер.

Церковной земли 3 дес., из которых ¼ десятины занята церковью, оградой, церковной площадью и домами причта, десятина занята огородами и посевом хлеба; остальное поросло лесом и кустарником. Дом причта ремонтируется на сборные и церковные средства и застрахован в земском страховом обществе за 1400 р. Есть при церкви изба для сбора прихожан и для сторожа, стоящая 200 р. с.

Соседние приходы: Веинский, Польский и Сиженский. Приход составляют след. деревни: 1) Выскатка (65 двор. 178 д. м. п. 183 ж.). При деревне есть правление Выскатской волости, учрежденной в 1803 г. В эту волость сперва вошли казенные крестьяне, бывшие до 1764 г. крестьянами Гдовской Дмитриевской церкви и Гдовского Николаевского монастыря, приписного к Псковскому Архиерейскому дому, и других псковских церквей и монастырей. Волость простирались по берегу Чудского озера и р. Нарвы, и за Плюсой, к востоку от Нарвы. В ней находились погосты: Ольгин крест, Поля (бывший монастырь), Сижно, Черное, Выскатка, Рудно, Вейно, Скамья, Доможирка, Павлово, Каменно, Кярово, Гдов и Ветвеник. Деревня Выскатская и соседняя с ней Руя до 1780 года принадлежали к Руденскому приходу, и в 1780 г. отчислены к Сиженскому. В 1865 – к Высокатскому. По писцовым книгам 1627 г. «письма и меры Ивана Вельяминова с товарищи», в деревне было три двора крестьянских и в них – семь человек, и – два двора бобыльских, и в них три человека. При деревне есть дер. часовня, во имя Димитрия Солунского. Старики передают, что древняя часовня перевезена в дер. Рую, а нынешняя в 1780 г. построена крестьянами, носившими лес на своих плечах, по усердию. В часовне есть иконы 17 в., на которых Св. Димитрий и Св. Анастасия изображены с двуперстным крестн. знамением. Другая часовня, во имя Воздвижения, построенная в начале нынешнего столетия, в 1871 г., за ветхостью разобрана; вместо нее, в 1867 г.начата новая часовня. В Дмитриевской часовне, до устроения церкви, совершались молитвословия. Часовенный староста возжигал перед иконостасом купленные крестьянами свечи, кадил ручною кадильницею и поздравлял с праздником; грамотные читали канон и часы Здешний причт также сначала служил в этой часовне. При деревне есть старинное кладбище с каменными крестами, вросшими в землю и частью разбитыми. По преданию оно образовалось после воинских сражений, так как иногда находят здесь стремена и ботфорты. До 1780 г. здесь хоронили крестьян, потом хоронили их при Руденской и Сиженской церквах. С 1867 г. хоронят их в 100 саж. от церкви, на участке в четверть десятины. При деревне есть остатки «Святого» леса, тут под высокими елями, у большого камня, ежегодно совершался старинный обряд братства. К Георгиеву дню (23 апреля) крестьяне варили братское пиво; вечером накануне, два парня, при звоне колокола и ружейной пальбе, обносили три раза вокруг деревни икону Св. Георгия, взятую из часовни, приносили икону в братскую избу, и здесь встречались народом. К парням присоединялись и некоторые старики, представляя собою пришельцев. Хозяева избы, приняв икону, ставили ее в передний угол. Зажегши свечи и помолившись, все садились на лавку, пришельцы располагались на полу, на соломе. Избранный распорядитель «боцарь» приносил из подполья пиво в липовой чашке или в деревянной кружке, возглашал «Христос воскресе» и, получив в ответ: «воистину воскресе», отведывал пиво, а потом чашка переходила к гостям. На ночь расходились, а у иконы оставляли дежурить двух человек; перед иконою зажигались на ночь свечи. Утром в 7 часов, по звону колокола, собирались к братскому столу, приносили с собою яства и передавали хозяину избы. Следовала молитва перед иконою и угощение. После обеда выгоняли скот, обносили его иконами и гнали освященной вербой. Вербу и освященное яйцо относили в муравейник, как предметы неприкосновенные. Потом старики ходили в святой лес, к большому камню и там, отведав пива и пирога, пиво возливали на камень, а пирог зарывали в землю подле камня, приговаривая: «как сей камень недвижим, так пусть будет наше братство нерушимо». Обычай братчины давно оставлен, а средоточием для охотников пить и угощаться сделался кабак возникший в одно время с церковью, на позор миру и на великий вред для крестьян. 2) Руя (двор. 49. м п 151, ж. 148) на р. Руе в 2-х верстах от церкви. По писцовым книгам 1627 тут было три двора. В деревне – часовня Св. Георгия; на другом берегу р. Руи есть кладбище, времен набегов литовских или шведских. Находящиеся в часовне иконы были увезены врагами из церкви Ольгина креста и потом отбиты у врагов. Из икон особенно уважается икона Нерукотворенного Спаса, пред которою бывает, 16 августа, молебен, предшествуемый крестным ходом. Замечательна также икона Архангела Михаила, с стоящими на горе Флором и Лавром; под горой – пасутся лошади и пьют воду из озера. По лугу скачут три всадника. Жители Руи, до 1866 г. принадлежали к Руденскому приходу; 3) Борок (двор. 9, м. п. 27, ж. 31) в 3 вер. от церкви, на реке Кушелке, вытекающей из Кушелского озера, в 8 вер. к востоку от Выскатки. Бывшая здесь 24 июня ярмарка переведена в Руденский погост, где при церкви св. Георгия устроен, в 1796 г., придел во имя Иоанна Предтечи. Местность от озера Кушелы называлась, до 1781 года Кушельской Губой. В Кушельской Губе у реки Черной в Сиженском Клину (Клин, т.е место, заросшее глухим лесом), находилась Василиево Сиженье и Погост Черной, с каменною церковью св. Троицы и приделом Николая Чудотворца. Всех прихожан по Клир. ведом. 1883 г., м. п. 378, ж. 374.

Крестные ходы совершаются следующие: 1) 8 сентября, ко всенощному, приходит крестный ход из села Доложского; 9 сентября, после Литургии, бывает крестный ход из Выскатской церкви к волостному правлению и здесь служится молебен в память спасения жизни Вел. Кн. Константина Николаевича; 10 сентября крестный ход, с иконою Успения, следует в деревню Рую и – на другую сторону реки, где живут крестьяне Веинского прихода; 11 сентября он возвращается в Доложское. Этот крестный ход разрешен указом Свят. Синода, от 11 мая 1863 года, за № 1,711; 2) 8 июля бывает крестный ход по селу, по приговору жителей от 26 июня 1875 года; 3) 26 октября – крестный ход из церкви в часовню св. Димитрия, по желанию строителя церкви Ефима Андреева.

О здешнем училище известно следующее: В 1863 году, управление гражд. губернатора, чрез Гдовский земский суд, разрешило крестьянам открыть училище, и назначить на содержание его особый подушный сбор. Крестьяне просили позволения назвать училище «Александровским», но Государю Императору угодно было назвать «Константиновским». Когда они, в тоже время, постановили совершать ежегодно, 8 и 9 сентября, крестный ход из Доложского в Выскатку, в память спасения жизни Вел Кн. Константина Николаевича, то Государь, на всеподданнейшем докладе об этом, изволил написать: «объявить им за это искреннее мое спасибо», а Вел. Кн. объявил им, что Ему особенно приятно поздравить их с Царским Спасибо, которого они удостоились, и что Он, с своей стороны, благодарит их за добрые к Нему чувства, которые призвали на них выражение благоволения Государя Императора. Школа открыта 3 марта 1863 года, а 22 марта 1873 г. учрежден попечительный комитет, для наблюдения за школой, под председательством волостного старшины. Попечителем школы избран крестьянин Ефим Андреев. 27 апреля 1863 г., крестьяне, с волостным старшиною Петром Федоровым, представлялись Государю, поднесли хлеб-соль и – 125 р. собранные на военные издержки. Государь, выразив им благодарность, прибавил: «молитесь за Него (Конст. Николаевича); Ему трудно жить в Варшаве». По поводу 125 руб. сказал: «Я этого не забуду и сообщу брату моему в Варшаву, и ему это будет приятно». Школа, впоследствии подчинена была Министерству Народного Просвещения и ей, как образцовой, было выдано, на обзаведение единовременно, 300 р. и назначено, ежегодного пособия, 220 рублей. Преподавателем и законоучителем школы назначен окончивший курс в Псковской духовной семинарии Николай Цвинев. Впоследствии Закону Божию стал учить местный священник с платою по 60 р. с. в год.

Так как училище постепенно пришло в ветхость, то от Министерства назначено было 2,000 р., на постройку здания, 200 руб. на обзаведение училища мебелью и классными пособиями, 200 р. на устройство при училище книжного склада. На остальные нужды училища крестьяне назначили 500 р. Училище освящено 9 сентября 1880 года. За усердие, какое при этом оказал Ефим Андреев, ему, 20 декабря 1879 года, пожалована была серебряная медаль, для ношения на шее. В школе учится до 100 детей обоего пола.

Церковное попечительство открыто в 1866 году. Заботы его направлены были на благоустроение церкви, на содержание причта и на уплату долгов. С 1870 по 1884 год, на храм было собрано 986 р. 79 к.; на ремонтировку и на отопление домов причта – 609 р. 49 к.; на пользу причта было 1 р. 54 к.; на бедных 49 р. 28 к, Итого 1,647 р. 40 к. Истрачено было; на храм – 612 р. 6 к. На ремонт домов – 121 р. 36 к. На отопление 468 руб. 90 коп. Всего 1,202 р. 27 к. Остается 445 р. 13 к.[2]

[1] Другие сведения биографического характера об Андрееве и его отце имеются в «Записках Ефима Андреева» в главках о Пятницкой церкви, Щепце, Лосицах и Сижно.

[2]Церковь Рождества Богородицы в Выскатке. Историко-статистические сведения… Сс. 214 – 221.