Ольгин Крест

Погост «Ольгин крест» или «Наровская церковь» находится в 184 верстах от Петербурга и в 40 от Гдова. О названии «Ольгин крест» рассказывают, что Ольга ездила сюда из Пскова, чрез Чудское озеро, раскидывала здесь шатры и занималась звериной охотой. И до ныне место, в 300 саж. к северу от церкви, называется зверинцем. Предание говорит, что Ольга, будучи уже христианкой, водрузила здесь святой крест, в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах.

Здешний храм каменный, из плиты, холодный, построен, по преданию, иждивением какого-то псковского купца. На одном старинном колоколе написано, что его вылил 1712 г. января 14 дня «псковитянин посадский человек Фома Котельник». Значит колокола пожертвованы сюда жителями Пскова около времени построения церкви. В 1821 г. на кошельковую сумму и на частные пожертвования, устроены из плиты притвор и колокольня. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, кресты окрашены желтой краской.

Храм посвящен Николаю Чудотворцу. Антиминс освящен еп. Венедиктом 1840 г. сентября 29 дня и подписан митр. Серафимом.

О благолепии храма Божия ныне заботятся прихожане. Так в 1877 г. на ремонт они дали 500 р.; в 1881 и 1882 г. разной церковной утвари приобрели почти на 500 р. Ныне собрали до 4000 р. на пристройку придела в честь св. Ольги.

При церкви хранится план церковной земли с след, надписью; «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Наровской губы, по решению Псковской межевой конторы спора (?) писцовой церковной земли погоста Ольгина креста, церкви во имя Николая Чудотворца владения того погоста священноцерковнослужителями межевания специального в 1786 г., октября 11 дня, в должности землемера помощником Рябовым, а внутри того владения, обмежеванного одною окруженною от всех межою, по нынешней мере и по исчислению земли состоит». Далее показано: под пашнею 18 дес. 1200 саж.; сенокосу 2 дес. 200 саж., лесу 37 дес. 2396 саж.; под усадьбою 1200 саж. под церковью и кладбищем 400 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 1500 саж.; под бечевником 1 дес. 1800 саж.; под полуручьем 34 саж.; всего 62 дес. 1530 саж. Из них удобного места 59 дес. 196 саж.

На втором плане на церковный покос, находящийся у деревни Переволоки, в 7 верстах от церкви, на острове «Застружье» написано: «Геометрический специальный план СПб. губернии Гдовского у. Наровской Губы, вырезанная часть из острова Переволоцка, (а по крестьянскому званию Застружье) с принадлежащими к ней всеми угодьями, которые состоят во владении священно и церковнослужителей погоста Ольгина креста. Межевание учинено прошлого 1786 г. помощником землемера Рябовым, и 1838 г. сент. 19 дня, по указу Правительствующего Сената Межевого Департамента, межевые признаки возобновлял землемер коллежский секретарь Навроцкий; сего же 1841 года июня 24 дня вследствии того же указа Сената, утверждение полюбовного раздела и сочинение плана учинено землемером кол. регистратором Алексеем Агаповым». По этому межеванию указано: Лугу чистого 1 дес. 1550 кв. саж.; под рекою 1270 кв. саж.; всего удобной и неудобной земли 2 дес. 400 кв. саж.; удобной 1 дес. 1550 кв. саж.

Метрические записи имеются с 1802 г., кроме 1805 и 1809 г.

Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев (V 1819 г.); Григорий Петров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский (V 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный, в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков (V 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г., в Ополье, Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.

До штатов, причт содержался доходами за требы и сбором осенщины, состоявшей из четверика ржи и четверика ячменя, с каждого женатого до 60-ти лет. Того и другого хлеба собиралось до 40 пуд. на весь причт; от продажи угрей на Нарове собиралось ежегодно до 150 р. асс., кроме пропорции для личного употребления. С 1840 г. ловля прекратилось вследствие очистки Наровы для судоходства. Доход приносила также ловля прихожанами рыбы на Чудском озере. Причт получал рыбы столько, что ее доставало на год. С 1843 г. причт причислен к 3-му классу и священник получал 200 р. с. в год, диакон – 100 р. дьячок – 70 р. пономарь – 60 р. и просвирня – 30 р. Ныне священник получает 220 р. а псаломщик – 70 р. За требы получается ныне около 600р., в год на весь причт. Руги получается по гарнцу ржи с ревизской души мужск. пола.

Церковной земли 64 дес. 1930 саж.; из них удобной, огородной и пахотной 19 дес.; сенокосу – 3 дес. 1750 саж., дровяного лесу 37 дес. 2396 саж. Неудобной 4 дес. 134 саж. Вся земля у церкви; только земля на острове Застружье, отстоит в 7-ми верстах. От дровяного леса дохода мало: лес давно вырублен и на его месте находится кустарник и мох.

Церкви принадлежат два деревянных дома. Один куплен в 1875 г. на церковную сумму, за 1200 руб. для священника, другой построен в 1883 г. за 500 р. прихожанами, для сторожа и приходского училища. Псаломщик живет в собственном доме.

Церковной суммы 1800 р.

Приход граничит с севера городом Нарвою, с юга – церквами: Скамейскою и Сыренскою (Эстл. губ.), с востока – Польским приходом, с запада – Эстляндиею, отделяясь от нее рекою Наровою.

Приход составляют след, деревни: Скарятина Гора, Мокредь, Верхнее село, Князь село, Заборовье, Дюк-Переволок, Радовель, Загривье, Кондуши и Омут. Всех прихожан м. п. 1187, ж. п. 1284.

Кроме Наровы в приходе находятся речки: Черемха, Таргобост, Жердянка, Городенка, Боровье, Черная и Котучка.

Большая часть деревень находится во владении вел. князя Константина Николаевича.

Грамотных не много. Школа одна, земская, при церкви. Есть небольшие школы по деревням. Ученики земской школы участвуют в церк. пении.

Прихожане посещают свою церковь довольно усердно, но многие, вместо своей церкви, ходят в соседние. По праздникам в церкви бывает, зимою, до 200 человек, а летом не более 50. Местные праздники: св. Николаю – в Скарятиной Горе, Верхнем селе, Омуте, в Большом и Малом Загривьях, Мокреди и Заборовьи; Петру и Павлу – в Переволоке; св. Илии – Омуте, Большом и Малом Загривьях и Скарятиной Горе; Анастасии – в Радовеле; Богоявлению – в Кондушах.

Крестные ходы совершаются: 24 июня – в Кондуши, по случаю падежа скота, 20 июля – Омут, 21 июля – в Скарятину Гору и в оба Загривья – в память пожаров от грозы, 14 сентября – в Верхнее Село, по случаю прекращения холеры в 1852 году.

О свадьбах рассказывают, что прежде они совершались тайно. Жених, условившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику условиться, на счет дня свадьбы; потом, в назначенный день, с товарищами, подъезжал к деревне, где жила невеста, тайно брал ее с назначенного места, с возможною скоростью ехал в церковь и там венчался. Между тем родители невесты узнавали о свадьбе стороной, от лиц, которым поручал это жених. Венчание совершалось с поспешностью и двери церковные запирались изнутри. Родители приезжали, просили остановить венчание, но покорялись, когда им говорили что уже поздно. По выходе молодых из храма, невесту встречали с бранью. Все кончалось мировою в доме священника. Все это уже давно вышло из употребления. Ныне – при свадьбах есть следующие особенности; отправляясь венчаться жених опоясывает себя, под рубашкой, рыболовной сеткой, во избежание вреда от колдунов; образ, которым благословляют жениха к венцу, дружка или клетник перевязывает крестообразно поясом и вешает себе на грудь; в брачном поезде дружка бывает у жениха кучером.

В приходе имеются кладбища: одно старое при церкви, другое – в полуверсте от церкви, открытое в 1852 году.

Часовни имеются следующие: 1) при церкви – деревянная часовня во имя св. Ольги с каменным памятником, в виде седалища. Тут, будто бы, отдыхала Равноапостольная княгиня; 2) во имя Пророка Илии в деревнях: Омуте, Малом и Большом Загривье; 3) во имя Николая Чудотворца – в Скарятиной Горе и в Верхнем Селе; 4) во имя Иоанна Предтечи – в Кондушах.

Близ реки Наровы, у Верхнего Села и Скарятиной Горы, есть четыре военных кладбища и на них – курганы. В 1866 году близ Верхнего Села, крестьянин Косма Аммосов нашел горшок с серебряными монетами.

Попечительство существует с 1872 года и с 1883 года все заботы его направлены к сбору денег на постройку придела. В одно собрание 11 июля попечители записали на этот предмет 800 руб.; кроме того прихожане вотчины Великого Князя Константина Николаевича, продав одну лесную дачу за 4000 руб., пожертвовали их на построение храма[1].

20) Георгиевская церковь в Ложголове

Село Ложголово находится в 140 верстах от Петербурга, в 85-ти от Гдова и в 30-ти от станции Веймарн, на Балтийской жел. дороге. Название села производят или от какого то выходца из Польши, отличавшегося лживостью в своих речах, или от наклонности местных жителей ко лжи и надувательству, или, наконец – от ложбины (в просторечии «ложжины»), на которой, как бы на холме, расположен погост. Местность Ложголова весьма живописна: с церковной горы и с соседней возвышенности, называемой «Цебелок», открывается, почти на 100 верст, вид на окрестности, покрытые густым лесом. В четверти версты от погоста протекает река «Долгая», на которой находится так называемая «Долгая мельница», а за нею – на 12 верст, до харчевни Муравейно, или до реки Луги, тянется мрачный сосновый бор.

Церковь в Ложголове существует издавна. До 1831 года, церковь была деревянная во имя Великомученика Георгия, с теплым приделом Покрова, выстроенная, около 1660 года, одним зажиточным крестьянином, по прозванию «Шишимар». В 1831 году она сгорела от неосторожного обращения дьячка с жаровнею; из имущества церковного спасен только колокол в 12 пудов, сундук со свечами и 40 р. асс. денег. Нынешний храм построен в 1832-34 годах, на сборную сумму, которой было больше 8000 р. асс. Храм строил помещик усадьбы «Долгая Мельница» – Николай Александрович Татаринов, при пособии прихожан. Храм освящен в ноябре 1835 года, гдовским протоиереем Конст. Несвицким.

Храм каменный, 15 саж. длины, 5 ширины и около 15 – высоты, во имя Великомученика Георгия. Антиминс освящен епископом Леонтием и подписан митр. Исидором. Церковь сперва тесная, темная, в 1879 году сделана светлою и просторною.

Из церковной утвари достойны внимания: 1) крест в 2 вершка вдоль и поперек, деревянный, с ручкою, с серебряными украшениями и с углублением, в которых, как видно по подписям, были мощи Лонгина сотника и преп. Никона Сухаго; 2) Евангелие малого формата (М. 1662); 3) Минеи за месяц октябрь, ноябрь и декабрь изд. в 1661 г. в Москве.

Церковные бумаги имеются, в неполном составе, с 1812 года.

Причт сперва состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Евфимий, служивший до 1812 года; Василий Петров – до 1822 года; Феодор Космин, усердствовавший при построении нынешнего храма, умерший в 1839 году; Александр Васильев Сампсониевский, переведенный в 1855 году во Гдов; Иоанн Кедров, умерший чрез 2 года от чахотки; Константин Травлинский, переведенный сюда в 1858 году из Царскосельского уезда и умерший в 1860 году, 1 сентября, от апоплексического удара; Павел Третьяков, назначенный сюда 29 октября 1860 года, из студентов Тверской семинарии. Ныне служит Петр Васильев Кемецкий, рукоположенный сюда в 1865 году.

До штатов причт содержался доходами от земли, ругой и платою за требы. С 1843 года, причт причислен был к 4-му разряду и священнику давалось 180 р. в год, дьячку – 70, пономарю – 60, просвирне – 30. Ныне священник получает 240 р., псаломщик – 80. За требы и дохода с арендных статей получается до 800 р. Пахотной земли – 32 десятины, сенокосной – 3 десятины. Пахотная земля находится у церкви, а сенокосная – в 4-х и 6-ти верстах, в болотистой местности.

Церкви принадлежит дом для священника, выстроенный в 1840 году помещиком Татариновым, в 1858 году обновленный священником Кедровым, при пособии от помещика Шкляревича. Дьячок помещается в собственном доме, построенном в 1856 году.

Церковный капитал, возросший, к семидесятым годам, до 1200 р., употреблен на постройку церкви. Ныне имеются при церкви два сторублевых билета.

Соседние приходы: Пятницкий, Ястребинский и Редкинский (Ямбург. у.), Пенинский, Старопольский (Гдов. у.). Его составляют деревни: Ложголово, подле погоста, Заручье, отделенное от погоста ручьем; Паозерье, при озерке «Пустове», рядом с Заручьем; Братилово на р. Долгой; Загорье, Долгая Мельница – поместье на р. Долгой, при начале леса; Ликовско в 4-х верстах от церкви; Лососкино, Муравейно в 14-ти верстах от церкви за лесом на р. Луге: Сторонье на берегу Луги, в 20-ти верстах от погоста, по дороге самой неудобной; Лычня в 17-ти верстах от церкви, при впадении Лыченки в Лугу; Ориновщина или Пяцкая Чернь, близ озера «Пяцкого», в 7 вер. от церкви, в глухом лесу.

Всех прихожан м. п. 592, ж, 730.

При деревнях Ложголово, Паозерье и Братилово находятся пустоши: Ольшаг (богатая ольхою), Еронин угол (от имени крестьянина Иеронима), Головка и Маклаково. В приходе есть следующие озера: Пятцкое – в лесу, в окружности 5 верст, Верецкое, в 4 верстах, в лесу; «Белое» и Пустое, близ Паозерья. Из рек больше других «Долгая», исходящая из Доложского озера; меньшие: Лыченка, Сомра и Верца, впадающие в Долгую.

Лес самый большой, – в 21 тыс. 600 квадр. десятин – помещика Шкляревича, другой меньший лес, помещиков Ольдекоп.

Прихожане занимаются маркитанством, т. е. забирают по деревням кур, телят, рогатый скот, на озере – рыбу, в глухих местах дичь, также масло, говядину, зелень и пр. и все это продают в Петербург и др. города.

Школ в приходе три: в Ложголове, в особом доме, в Ликовске и Муравейне – в крестьянских избах. Учащихся во всех школах до 120 чел. об. пола, грамотных очень много, особенно среди мужского населения.

В праздники посещают церковь около 100 человек. Многие ходят, по праздникам, в сельские часовни или в церкви соседних приходов, напр. Редкинскую церковь посещают крестьяне Лычни и Сторонья. Праздники местные суть следующие: св. великомученику Георгию и Павлу празднуют в Ложголове, Паозерье, Братилове и в Заручье; Николаю Чудотворцу, Флору и Лавру – в Ликовске, Лососкине и Муравейне, Пр. Илии – в Загорье, Рождеству Богородицы – в Ориновщине и Лычне; Арх. Михаилу – в Стороньи. Крестные ходы бывают: в Георгиев день (23 апреля и 26 ноября) в Ложголовскую часовню, 9 мая, в часовни деревень Ликовска и Лососкино; 20 июля в часовню деревни Загорья.

В приходе два кладбища. Одно при церкви, другое – в селе, на месте прежней церкви; под нею, говорят, погребен тот крестьянин «Шишимар», который выстроил церковь. Есть остатки кладбищ в Лососкине и Лычне.

Часовни в приходе следующие: в 100 саж. от церкви, во имя св. Георгия каменная. В ней находится каменный крест в 2 1/2 арш. высоты. О кресте говорят, будто на нем св. Георгий приплыл сюда по ручью, и остановился близ того места, где стоит часовня; в Ликовске, Муравейне и Лососкине во имя Николая Чудотворца, в Лычне и Ориновщлне во имя Рождества Богородицы, в Загорье, во имя Пр. Илии.

Попечительство открыто в 1878 г. Оно было вызвано необходимостью собрать деньги на перестройку церкви. Члены обязались вносить по 10 р. в течении трех лет, дабы ускорить перестройку церкви. Потом заботы его касались построения каменной Георгиевской часовни. Собираемые попечительством деньги идут теперь на уплату денег, взятых у крестьян в долг на постройку часовни[2].

[1] Погост «Ольгин крест». Историко-статистические сведения… Сс. 190 – 194.

[2] Георгиевская церковь в Ложголове. Историко-статистические сведения… Сс. 194 – 197.