Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода в селе Доложском

К читателям

Православные чтители Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии! Приимите малую лепту собрата вашего о Христе, желающаго сообщить те сладкия чувствования, которыми бывают преисполнены все любители живаго, ощутительнаго изъявления веры православнаго народа русскаго к заступлению Пресвятыя Богородицы. Простите, если я не мог передать вам чувствований избранников, которые вместе с Ангелами торжествуют безсмертное Успение Божией Матери; оне неизъяснимы! Я предлагаю мои мысли и чувствования как умею, без помощи науки, – и то одне лишь слабыя воспоминания; кто хочет поверить, справедливы ли оне, – тому советую, как желающий истинно духовной пользы и благодатнаго утешения, – прииди и виждь – когда небо и земля, Ангели и человеки и вся природа составляют совокупный лик, – торжествуя Матери Девы – преславное от земли к небу восхождение. – Пусть лжеумствователи смотрят на нас близорукими очами пытливой недоверчивости; а мы «Неумолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати».

«Веселися, Гефсимание,

Богородичен святый доме!»

Стихира на Велик. вечер.

Вот уже сто лет, как известна стала в нашем краю благодать, истекающая от честныя иконы Успения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы. Она привлекает к себе души, жаждущия благодатных утешений; усердие к чтимому святому образу, час от часу, более и более возрастает; благочестивые поклонники приходят издалека совершать обеты свои пред Св. Иконою Заступницы христиан непостыдной; ибо дают обет – и приемлют помощь.

Отрадное зрелище представляет праздник Успения Пресвятыя Богородицы в нашем краю! – Когда видишь безчисленное множество богомольцев, то с странническим посохом, – согбенных старостию, то зрелых возрастом и юных, – обоего пола, в скромных одеждах, с мешечками за плечами, тихо и скромно шествующих в село Долоцкое к всенощному бдению на кануне праздника (cело пишется и под названием: «Доложское или Погост Доложский») Как прекрасны и восхитительны тогда последние лучи солнца на светлой синеве озера, при звучном благовесте колокола ко всенощной; – золотыя струйки играют на воде с румяными и серебристыми оттенками, благочестивые богомольцы там и здесь разсеяны по берегу озера; одни отдыхают после продолжительнаго путешествия, другие освежают себя водами из онаго озера, а иные поспешают по высокой крутизне к храму Божию. Тогда душа наполняется восторга и благоговения; у всех видно на лице сердечное веселие, духовная радость и удовольствие. Прислушайтесь к этому говору путешествующих. Вы не услышите пустословия, все заняты предстоящим праздником, у всех один предмет в мыслях: – благоговейно чтимая икона премирнаго успения Пресвятыя Владычицы. Все спешат к ней с данью глубокаго благоговения и с заветною свечею.

Войдите в храм Божий, и подойдите к чтимому Образу. Вы увидите, что чувство глубокаго к нему благоговения рождается в душе как бы само собою. Храм полон народа, которой теснится около чтимаго святаго Образа. В особо-устроенном богатом киоте в серебрянной ризе красуется храмовая икона Успения Божией Матери; присмотритесь к чудному Образу, и вы увидите ту особенность в нем, которая редко встречается на других подобных ему иконах. Видите: вот благоговейно предстоит Апостольский собор честному погребению Богоневестной и проливает слезы горести о разлуке с своею Утешительницею, – простирает к Ней руки; а Она, Радость всего мира, благолепно почивает на одре, предав непорочную душу свою в руце сладчайшаго Сына своего. Внизу «постиже суд руки досадительныя дерзскаго; усечение нанес (Ангел Божий), Богу сохраншу честь одушевленному кивоту». Вверху победившая естества уставы в нетленном рождестве своем и безсмертном успении, по смерти жива предстоит коленопреклоненная, сложив на персях крестообразно пречистыя руки свои, пред Св. Живоначальною Троицею; Бог Отец и Сын венчают небесною Славою – Славнейшую всех горних воинств, – Дух Святый приосеняет над главою одушевленнаго Божия кивота.

Но вот раздалось в храме сладкое пение и радостный трепет объемлет все члены; народ молится теплее и с большим усердием. И как не молиться тепло, когда услышишь: «О! дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает» (cтих, на малой вечерни) И все это дивное чудо у тебя пред очами! Не этою ли лествицею Пренепорочная Дева взошла превыше всякаго Начала и Власти и предстоит увенчанная славою и честию, яко Матерь Господа, пред Святою Троицею?

Дивны Твоя тайны, Богородице!

Благоговея пред сими тайнами, старец, проникнутый чувством благочестия, приносит теплую молитву к Царице небесной. Слезы, как крупные перлы, висят у него на ресницах и падают на седую браду его; дрожащею рукою кладет он крестное знамение на чело свое; благодарныя ли слезы это, – или слезы скорби проливает он? Знать Богу и душе его; но как умилительно смотреть на подобное зрелище! Но вот крепкий мущина с радостью и душевным спокойствием теснится между народом, приносит свечу свою, видно, что от избытка своего; тут же бедная старушка, судя по одежде, несет сверток белаго тонкаго полотна и свою тоненькую свечку, полагает их пред образом с усердным низким поклоном.

Пред Материю Света на богатом подсвечнике горят десятки свечей, а в позлащенном венце на серебренной ризе Богоматери – горит редкий по величине рубин тысячью огнями, – это дар одной (знаменитой) особы, получившей на равне с многими другими лицами исцеление от честныя иконы Богоматери. Имя этой Особы написано в книге жизни, а покланяющиеся Св. Образу видят только знак благодарной ея признательности к Царице небесной; богатый и величественный кивот в византийском стиле, – тоже дар благодарности за исцеление от глазной болезни.

Да и всякий, прибегающий к заступлению Пресвятыя Богородицы, и дающий благочестивые обеты пред чтимым Св. образом, – получает милость. Не оскудевающая благодать, истекающая от чтимаго Св. образа, известна всем окрестным жителям и благоговейно ими прославляется.

Вера в благодатную помощь и ходатайство Пресвятыя Богородицы из дальних окрестностей привлекает, большею частию по обету толпы богомольцев на праздники: Успения, Благовещения и Покрова Пресвятыя Богородицы, а также и к первому Воскресному даю Великаго поста. От большаго стечения народа в эти праздники, образовались здесь частныя ярмарки с разнородными хозяйственными, крестьянскими и мануфактурными товарами. А с 1861 года, с разрешения Гг. Министра Внутренних Дел и С.-Петербургскаго Военнаго Генерал-Губернатора, учреждены каждогодно две однонедельныя публичныя ярмарки: 1-я с четверга первой по четверг второй недели Великаго поста, 2-я с 12-го Августа по 20 число тогож месяца.

Так; велика любовь и усердие благочестивых местных жителей к Царице небесной, благоволившей облагодетельствовать наш край своею честною Иконою. Кроме того, у нас есть и другая святыня, пользующаяся в народе особенным уважением; это дивная пещера в песчанистой скале. В этой пещере находится ключ и подземное небольшое озерко, – оба с чистою, приятною, светлою водою. Вера находит целебную силу в сих чистых водах; благочестивые и набожные богомольцы берут из них воду с собою и относят, как святыню, на свою родину.

Эта замечательная пещера стада известна не много более ста лет; открытие ея было причиною построения деревяннаго храма в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который существует и поныне, на, высоком берегу Долоцкаго озера, С. Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, в имении Его Императорскаго Высочества, Благовернаго Государя и Великаго Князя Константина Николаевича, в Выскотской волости. Прежде открытия пещеры на сем месте никакого храма не было, существовал оный в 7 верстах от Долоцкаго при том же озере, во имя Св. Архистратига Михаила; поэтому как погост, так равно и приход назывался Михайловский, под которым названием большею частию он и теперь известен. По открытии пещеры оный погост переведен на теперешнее место, а в память прежняго храма устроен при храме Успения придел во имя Св. Архистратига Михаила (построен в 1761 году).

Означенная пещера находится в 2-х верстах от села Долоцкаго. Она образовалась в скале, покрытой тенистым орешником и другим лиственным лесом. Скала омывается речкой довольно широкой. Речка Долгая из Долоцкаго озера пробегает по живописной зеленой долине, между гор и холмов и впадает в реку Лугу. Местность весьма приятная и живописная; имеет характер уединенной пустыни.

Хотите-ли насладиться чувством тихаго восторга? Неполенитесь принять труд приятнаго путешествия на Праздник Успения Пресвятыя Богородицы, – в село Долоцкое! Приидите тогда, когда «всемирное Успение Все – непорочныя Богородицы празднуем»; когда «Ангели торжествуют честное преставление Божия Матери и к духовному веселию нас земных призывают (на малой вечерни: стихира слава)!

И если на кануне при упомянутом выше зрелище, душа наполняется непонятнаго для нас восторга и радостнаго восхищения, если тогда благоговеешь к чудному образу, то неменьше радостный трепет объемлет нас, когда при звуке колоколов тронется торжественное шествие из храма к священной пещере; народ как бы кипит, площадь и дорога на всем протяжении от церкви до пещеры покрыты богомольцами всякаго пола и возраста; ближние (богомольцы) в нарядных праздничных платьях, дальние с мешечками на плечах и дорожными посошками в руках; народа стекается до десяти тысяч; на средине пути к пещере под тенистою березовою рощею у Св. креста, шествие останавливается, поджидая Св. досточтимую Икону, которая тихо с благоговением переносится чрез преклонившийся народ; у Св. креста разсеянныя массы народа сосредоточиваются. После чтения Св. Евангелия, шествие продолжается; вот открывается гористая местность, шествие спускается по склону возвышенности; пред вами живописная скала, покрытая зеленью и лесом; при подошве ея пробегает светлая речка; чрез нее переброшен легонький мостик, возле него деревянная часовня с куполом и башенкою; близ оной открытый вход в пещеру; народ уже теснится около оной, жаждая хоть каплю получить воды из подземнаго источника.

Между тем, торжественное шествие всего окрестнаго духовенства, в священных облачениях с крестами, иконами и хоругвями, многочисленныя толпы богомольцев, теснящихся, поспешающих, преклоненных, длинною вереницею на значительном протяжении, и тихо с благоговейною торжественностью на благолепных носилках преносимая Святая Икона приближается к малой часовне в долине: здесь местные жители встречают крестный ход и чтимую Св. Икону с иконами из пещерной часовни.

По нагорному пути там и здесь, отсталый и разсеянный народ всякаго класса, пола и возраста; матери с малыми детьми, дряхлые старцы и старушки, цветущее юношество; после всех движутся господские экипажи и крестьянския телеги с лошадьми. У реки стоит мельница и чистенький крестьянский дом в долине. Все это совокупно представляет картину разнообразную и восхитительную. Здесь видишь всю жизнь и весь быть крестьянский, живую и деятельную, веру русскаго человека и добрый его характер; счастливый верою, он блаженствует. Как отрадно видеть его счастие! Цветешь и растешь при виде подобнаго зрелища.

Эта святая вера и усердие к Богу и Его Пречистой Матери в настоящее время сооружают благолепный и величественный храм в византийском стиле в честь Преблагословенныя Девы Марии Богородицы, в память безсмертнаго ея Успения. Храм этот торжественно заложен 14-го Августа 1858 года, – при стечении многочисленнаго народа 12-ю священниками.

При незначительных средствах начатый, он с помощию Божиею и Божией Матери уже вчерне отстроен и покрыт; высота храма до креста большой главы 12 сажень, длина 18 сажень; высота колокольни до креста 16 саж. Главный престол назначается во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Придельные престолы назначаются: один во имя Св. Архистратига Михаила, другой во имя равно-Апостольнаго Царя Константина и Матери его Елены (День Тезоименитства Благовернаго Государя и Великаго Князя Константина Николаевича, которому принадлежит село Долоцкое).

Благоволение Божие и дивное покровительство Госпожи нашей Пресвятой Богородицы, кроме непостижимых для нас и неожиданных пособий от разных особ, усердствующих на построение Св. храма из любви к Царице небесной, видно из того, что Его величество, Благочестивейший Государь наш Император Александр Николаевич, с Августейшею Супругою Своею, Благочестивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною и Материю Его Величества, Блаженной памяти Государынею Императрицею Александрою Феодоровною, а также и Августейшие Дети Их Императорских Величеств: Государь Наследник, Цесаревич и Великий Князь.

Николай Александрович, Государи и Велики Князья: Александр, Владимир и Алексей Александровичи и Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич благоволили оказать живое и деятельное участие в построении Св. храма Всемилостивейшими пожертвованиями денежной суммы и другими значительными пособиями.

При всех таких по милости Божией и Царицы небесной пособиях, новостроющийся храм, к общему удовольствию местных жителей, в главных частях своих, тщательно отстроен из прочных и лучших материалов, по проекту Епархиальнаго Архитектора Брандта[1]; теперь следует его отделка и внутреннее устройство. Средства на это зависят от благодетельствующих особ и от милости и покровительства Царицы небесной, Пресвятой Госпожи нашей Богородицы.

Дорога в село Доложское из Санктпетербурга:

1-е, По Варшавской железной дороге, со станции Преображенско чрез село Осмино; из города Луги и со станции Плюсы, чрез погост Лядской и Заянской.

По нарвскому шоссе, со станции Ополье чрез Муравейно в Самро а из г. Нарвы, чрез погост Сижно[2].

[1] Архитектор храма К.И. Брандт неоднократно приезжал в Доложск и упоминается в числе лиц, присутствовавших на освящении храма в 1864 г.

[2] Воспоминание торжественнаго праздненства и Крестнаго хода совершаемаго 15-го Августа с храмовою иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пещерную часовню, находящуюся в С.-Петербургской губернии, Гдовскаго уезда, Имения Его Императорскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, Выскатской волости в селе Доложском. Посвящается Православным чтителям Пресвятыя Богородицы. Издано в пользу новоотстроивающагося каменнаго храма в селе Доложском. СПБ. 1861.