Главные качества руководителя

19.11.2017
С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
А.В.Суворов

Руководитель – тоже член команды. Поэтому все её правила должен исполнять безупречно. Более того, он должен быть живым образцом их исполнения, не допускать даже тех маленьких вольностей, которые позволительны его товарищам.

Подавать пример

В армии говорят, что существует два подхода. Первый – «делай, как я сказал», второй – «делай, как я». Плохой командир пользуется первым способом, хороший – вторым.

Хороший командир или менеджер не требует от подчинённых того, что позволяет не делать себе. Отсюда следствие – если хочешь заставить сотрудников сделать что-то новое, трудное, сначала сделай это сам. Не сможешь – не требуй от других.

Верно и обратное – что бы ни говорил руководитель, гораздо убедительнее его поступки. Слова и дела могут отличаться, но только в одну сторону – вы можете требовать от других меньше, чем делаете сами.

Но чтобы показывать пример, нужно самому его видеть.

Видеть себя настоящего

Руководитель всегда находится под увеличительным стеклом. Любые его слова, умолчания, эмоции или их отсутствие, цвет галстука или причёска не остаются незамеченными.

Умные подчинённые умеют «читать» шефа и стараются подходить по важным вопросам, только когда он «в духе». В другое время подходят лишь при крайней нужде.

Но видеть себя настоящим, а не придуманным – большой дар. Мы даже в зеркале смотрим не себя искажённых, «зеркально-отражённых» и портретно застывших.

Неумение увидеть себя или нежелание этим заниматься – очень распространённая проблема. Но для руководителя это беда. Причина её – слепота из-за гордыни.

Знать о слепой зоне гордыни

Увидеть себя настоящего мешает главнейшая страсть – гордыня. Её особенность заключается в том, что это единственная страсть, которая «делает человека слепым».

Жертва гордыни не замечает своих недостатков, даже очевидных. Человек словно задёргивает штору перед глазами и гневается на тех, кто пытается его образумить.

Алкоголик может спорить о степени своей зависимости, но знает, что пьёт. Жадный может называть себя бережливым, но понимает, что жалеет деньги. А гордец считает себя тихим и смирным человеком.

Эта слепота делает чрезвычайно сложной борьбу со страстью. Попробуйте убедить не пить человека, который считает, что пьёт «не больше других»!

Ослеплённый гордыней руководитель нетерпим к критике, даже к малейшему проявлению неудовольствия своих подчинённых. Он начинает «распухает» в своих глазах, считает себя в праве руководить равными менеджерами, сторонними людьми.

Так начинаются конфликты и войны на пустом месте. Чтобы их предотвратить, руководитель должен постоянно контролировать свой внутренний мир.

Следить за внутренним миром

Попустительство своим прихотям и привычка «отрываться» на подчинённых расшатывает внутренний мир руководителя. И вскоре хороший и добрый человек превращается в заносчивого сноба, который не терпит возражений и всё время чем-то недоволен.

Беда в том, что некому его наказать. Над ним нет начальника, который может одёрнуть его, поставить на место. И власть, которая доверена хорошему человеку и менеджеру для успеха компании, превращается в инструмент удовлетворения его прихотей. А потом она же начинает разрушать саму компанию. Знакомая картина, верно?

Особенно уязвим для гордыни внутренний мир успешного человека. Поэтому нужно научиться не пьянеть от собственных достижений.

Не пьянеть от успехов

Человек слаб, а за всем не уследишь. Члены команды не всегда смогут сдержать зарвавшуюся гордыню, особенно если она проявляет в вопросах, которые не урегулированы внутренними правилами.

Помните – гордыня подпитывается успехом. Вы заложили в компании принципы, противные самопревозношению, и достигли благодаря им значительных успехов, после чего... начали превозноситься.

И успех порождает поклонение. Люди искренне тянутся к победителю, хотят быть похожими на него, ловят каждое его слово. Это новая опасность.

Бороться с культом своей личности

Совет, не правило. Если почувствовали, что начинаете становиться объектом поклонения, начинайте разрушать собственный авторитет.

Конечно, речь не идёт о намеренных ошибках. Скорее – о безбоязненном показе своих слабых сторон как личности.

Не бойтесь оказаться в смешном положении, показаться в какой-то момент растерянным или смущённым в безобидной обстановке. Не скрывайте собственных оплошностей и громко радуйтесь, когда кто-то предотвратил проблему, вызванную вашей ошибкой.

Пусть люди опомнятся, вновь научатся смотреть на вас как на человека, а не на идола, снова включат свой разум, когда получают ваши распоряжения.

Кстати, правильным отношением к собственному авторитету вы зададите тон и остальным своим менеджерам. При скромном директоре заносчивый заместитель смотрится глупо.