Интернет-зависимость: рекомендации психолога родителям подростков

18.01.2018

Интернет стал неотъемлемой частью жизни детей и подростков, и это нормально. Виртуальная среда в значительной степени влияет на социализацию, даёт подростку возможность создать свой уникальный образ и экспериментировать с ним. Это пространство для общения, знакомств, где можно ещё и стать популярным. В принципе, теперешние дети и подростки делают всё то же самое, что делали их сверстники из предыдущих поколений, но только в сети. Тем не менее мы живём в реальном мире. И беспокойство родителей по поводу времени, которое ребёнок проводит в интернете, только растёт. Кроме того, чрезмерное использование интернета и гаджетов действительно может негативно влиять на здоровье, снижать иммунитет, повышать тревожность, сокращать время общения с близкими людьми, отрицательно влиять на успеваемость. Психолог Ирина Пермякова поделилась с Media Kid советами о том, как не допустить и вовремя распознать интернет-зависимость. 

Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина — гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подростка, который проводит за видеоиграми более трёх часов в день, схож с мозгом химически зависимого человека. Но ведь всё равно дети большую часть времени так или иначе проводят онлайн. Поэтому часто можно услышать фразу в адрес подростка: «Да у тебя же интернет-зависимость!» Хотя по данным российских исследований, настоящая зависимость от интернета наблюдается у 5% людей, у остальных же — «чрезмерная увлечённость».

Признаки истинной интернет-зависимости таковы:

  • потеря контроля над временем пребывания в сети и своим поведением;
  • синдром отмены (отсутствие доступа в интернет вызывает сильные отрицательные эмоциональные проявления и физическое недомогание);
  • потеря чувства реальности (интернет становится важнее других жизненных сфер).

Почему интернет так привлекателен?

  • Он прост. В сети просто найти информацию, просто завести аккаунт и создать себе нужный имидж, просто получить удовольствие, посмотрев видео или сыграв в игру.
  • Бесконечен. Можно бесконечно долго переходить с одной ссылки на другую, увлекаясь, теряя ощущение времени.
  • Многофункционален. В сети можно общаться, знакомиться, узнавать полезную и бесполезную информацию, смотреть видео, учиться, слушать музыку, то есть интернет может легко удовлетворить практически все потребности подростка.
  • Коллективен. Все друзья, одноклассники, сверстники, ребята постарше, на которых хочется походить, пользуются интернет-сервисами, играми, сайтами, новыми соцсетями. Поэтому подростку важно не отставать от них.

Когда же нужно начинать беспокоиться?

Если ради интернета ребёнок пренебрегает сном, полноценным отдыхом и питанием, реальным общением, увлечениями, учёбой, обязанностями. Если его настроение сильно зависит от возможности быть онлайн.

Полную версию текста читайте на сайте проекта Media Kid