Займите свое место за столом!, или Как женщинам достичь вершин в своей профессии

Рецензия на книгу Шерил Сэндберг "Не бойся действовать: Женщина, работа и воля к лидерству" ("Альпина Паблишер, 2017)

При отборе книг к обзору по поиску работы издательство порекомендовало мне книгу Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) "Не бойся действовать: Женщина, работа и воля к лидерству". Поспешила сначала отказаться, подумав, что такого сверхъестественного могут написать исключительно для женщин-работниц об их трудоустройстве и карьере, но любопытство взяло вверх, и, о Боже, как я ошиблась!

Страница за страницей я узнавала в приведенных примерах автора свое поведение или поведение по отношению ко мне со стороны мужчин-коллег. Сколько в моей практике было неприятных гендерных историй?! В одних, будучи представителем работодателя, мне приходилось совершать поступки, которые противоречили здравому смыслу, но соответствовали принятой "корпоративной" культуре. Так, например, выбирая между профессиональным кандидатом-женщиной детородного возраста и мужчиной без опыта работы, нанимали второго, но не брали на работу ЕЁ... А сколько натерпелась моя беременная подруга (и я с ней за компанию, так как пришлось помогать держать тыл), устроившись на работу уже в интересном положении и скрыв этот факт от работодателя? К слову ее не уволили, но нервы потрепали изрядно.

Да-да, мы сейчас, конечно, вспомним пресловутые статьи 3 и 64 Трудового кодекса РФ о запрете дискриминации в сфере труда в зависимости, в том числе и от пола, но что делать, если руководство тебе дает негласную установку "Нам декретницы не нужны, сама понимаешь…" И сразу находятся не подходящие деловые качества – напомню, что это единственное основание, по которому могут отказать в трудоустройстве. Вспоминаю историю моих экс-коллег, а я к тому моменту уже уволилась, когда руководство этой компании, в штате которой было около 2500 человек, задумало ликвидацию, а затем быстренько, если не параллельно, основало точно такую же компанию с теми же брендами и руководством, "потеряв" при переводе половину сотрудников. К слову, они были не настолько плохими, от которых никак не удавалось избавиться в мирное время, они были именно теми самыми декретницами. Формально, с точки зрения закона, не придерешься – происходит ликвидация организации, а приглашать в новую компанию право, а не обязанность уже нового работодателя.

Любая женщина может рассказать с десяток примеров из своей жизни про отношение работодателей к детям. "Нет детей – плохо, скоро уйдете в декрет", "А, может, вы уже беременны? Скрываете, да?". "Есть дети, маленькие?", "Плохо, дети будут болеть, вы будете на больничном постоянно… А у вас их еще и несколько". Про многодетных вообще речь можно не заводить. В какой-то момент, нанимая персонал, я перестала задавать этот вопрос. Конечно, кадровики в анкете, которую все чаще дают кандидатам заполнять перед собеседованием, этот вопрос оставили, но я разделяю право женщины не отвечать на него. Хотя, наши-то женщины натренированные – не успеешь рот открыть, тебе уже расскажут, все что надо и как тебе надо – видно за десятилетия гендерного неравенства их натаскали этим вопросом так, что только красную тряпку покажи… А однажды одна дама на подобный вопрос произнесла такой монолог, почему у нее не может быть детей с медицинской точки зрения, что я чуть не сбежала с собеседования. Так неловко было.

А руководство шепчет "Нам декретницы не нужны"… Считаете, что статус молодой мамы выступает в качестве оберега от увольнения? Нет, вы ошибаетесь. Многие из нас знают про уловки, на которые идут руководители в некоторых компаниях, да-да, незаконные, чтобы избавиться от декретниц. Формально – и не очень-то незаконно: немного прессинга да парочка окладов отступных – и вот тебе расторжение трудового договора по соглашению сторон.

В других историях страдала я сама. Как насчет перебивания на совещаниях? Например, вас попросили высказать свои идеи относительно нового проекта. Вы бодро начинаете рассказывать, но не дав закончить фразу, вас перебивает мужчина-коллега, в том числе вышепоставленный начальник, и пересказывает их под видом своих. Знакомо, да? А воровство идей? Очень надеюсь, что мужчины воруют идеи друг у друга также, как у женщин. Ну, а про разницу в зарплатах между мужчинами и женщинами на одной и той же должности вообще уже давно сложены легенды, хотя какие легенды? Быль самая настоящая…

Стоп.

Первое что дала эта книга – это понимание, что проблема полов, проблема неудобных вопросов и положений, а также непристойного поведения по отношению к женщинам существуют, причем, не только в России, но и повсеместно по всему миру. И главное познание, которое постепенно приходило ко мне по мере прочтения книги, – это не со мной что-то не так и не с вами, кстати, тоже: "вы родили поздно" или "вы родили рано", а, может, "вы родили слишком много" или "вы пока вообще не родили", "вы невнятно говорите на совещании, мямля и проглатывая слова" или "вы сами позволяете у себя воровать идеи" и т.п. С нами-то все, скорее всего, в порядке. А вот окружающая среда – да, хромает. Точнее даже иначе: окружающим нас людям выгодно, чтобы было так. Выгодно "страховаться" от найма молодых мамочек, хотя они могут не только привнести в компанию свой опыт, но и быть более лояльными, чем мужчины-карьеристы, прыгающие по карьерным ступеням раз в два-три года. Выгодно не иметь своих идей, но уметь вести себя невежливо, ведь перебивание – это именно из разряда отсутствия культуры, а воровство идей – вообще кража интеллектуальной собственности и много других еще "выгодно". От этих проблем страдают не только Маша или Оля из "Рога и копыта", но и операционный директор Facebook – автор книги, Шерил Сэндберг, сегодня занимает именно эту должность.

Книга начинается с истории, как автор, работая на тот момент в Google и будучи беременной первым ребенком, с трудом нашла место на корпоративной парковке. Учитывая все прелести своего состояния (тошнота и вес) и опаздывая на важную встречу, у нее была только одна мысль – как бы не опозориться. Так в Google появились места для беременных на парковке сразу у входа в здание. Классно, конечно, когда ты имеешь право голоса и можешь спокойно зайти в кабинет основателей крупнейшего поисковика (к слову – мужчин) с любой инициативой, тебя выслушают, а твое предложение реализуют. Но кто мешает попробовать это сделать на своем месте подобным или каким-то другим способом?

Эта книга – не только откровение женщины-руководителя о проблемах, с которыми сталкивается любая ее коллега в жестоком мире управления, эта книга – находка идей для работодателей любого уровня, которые уже сегодня можно начать внедрять на практике. Казалось бы зачем что-то улучшать – и так неплохо у тех, кто находится по другую сторону баррикады? С позиции силы, да. Но как говорится в известной пословице про лом – это явление хоть и долгосрочное, но временное – временное до тех пор пока женщины сами не найдут решения этих проблем. А они ищут, в этом точно можно быть уверенными. Достаточно даже того самого осознания наличия проблем, которое появилось в ходе чтения этой книги.

Шерил Сэндберг приводит пример, когда она пыталась привлечь в Facebook занимающуюся развитием бизнеса Прити Чокси, которая была в том самом детородном возрасте. В противовес рассказанным выше историям Сэндберг сама подняла эту тему на собеседовании, но не в том значении, в котором мы привыкли, а совсем наоборот. "Я объяснила, что, как ни нелогично это звучит, время перед рождением детей – самое подходящее для того, чтобы поступить на новую работу. Если ее новые обязанности покажутся ей интересными, а вознаграждение – достойным, она с большим удовольствием вернется в офис после рождения малыша. Если же она останется на прежнем месте, то впоследствии может решить, что работа не стоит подобной жертвы. Прити приняла наше предложение. Когда она пришла в Facebook, она уже была беременна". К слову это было в 2009 году, а мы по-прежнему спустя почти 10 лет продолжаем бояться нанимать на работу женщин как с детьми, так и без них, ставя их в неловкое положение.

Проблемам, которые встают сегодня перед женщинами, посвящена первая глава. Каждая последующая – изменениям, которых можно добиться самостоятельно: стать более уверенными в себе ("Займи свое место за столом"), убедить спутников жизни брать на себя больше домашних дел ("Что такое настоящее партнерство"), не пытаться равняться на некие идеальные стандарты ("Миф о том, что можно получить все"), найти наставника ("Вы – мой наставник?") или работу своей мечты ("Не лестница, а лианы") и т.п. "Моя книга адресована женщинам, которые хотят достичь вершин в своей профессии или стремятся к каким-то иным значимым для них целям. Среди них могут быть те, кто лишь начинает свой путь, и те, кто хочет сделать перерыв, и наверняка те, кто мечтает поскорее вернуться на прежние позиции. Я также адресую эту книгу всем тем мужчинам, которые хотят знать, какие проблемы волнуют женщин – их коллег, жен, матерей, дочерей, – и хотели бы внести собственный вклад в создание мира равных возможностей" – так определяет портрет своего читателя Шерил Сэндберг. И с ней нельзя не согласиться.

Фото: https://pixabay.com