Взлет и падение Snap Inc

5 April 2019

Как компания потеряла четверть стоимости

IPO компании Snap Inc., прошедшее 2 марта, было одним из самых ожидаемых в текущем году. Однако за прошедшие девять месяцев стоимость акций владельца Snapchat упала до 75% от цены размещения. Разбираемся, почему это произошло и что ждет компанию.

Радужные ожидания

Мессенджер Snapchat был создан в 2011 году Эваном Шпигелем, Фрэнком Брауном и Бобби Мерфи. Сервис позволяет обмениваться фотографиями и видео, которые после просмотра мгновенно удаляются.

2 марта 2017 года владеющая им компания Snap Inc. провела первичное размещение акций (IPO). К этому времени сервис завоевал популярность - ежедневная аудитория превысила 150 млн человек.

#интересное Инвесторы так ждали IPO владельца Snapchat, что в начале февраля, когда было объявлено, что оно действительно состоится, скупили акции компании с похожим названием - Snap Interactive. В результате их цена за несколько дней выросла на 122%, однако к марту упала ниже прежнего.

Покупатели размещаемых акций согласились на жесткие условия основателей компании:

  • Snap не предоставлял расчет будущих прибылей компании,
  • бумаги продавались без права голоса.

#справка Последнее еще до размещения лишило компанию права быть включенной в индекс S&P 500, несмотря на достаточную ожидаемую капитализацию. В противном случае акции Snap Inc. могли бы получить дополнительную поддержку от инвесторов, копирующих индекс.

Однако это не отпугнуло покупателей: в рамках IPO бумаги компании были оценены в $17. По итогам первого дня торгов акции показали рост более примерно на 47% - до $24,48.

После IPO

Дальнейшая динамика была менее оптимистичной. Первый же квартальный отчет компании после IPO (был опубликован 10 мая) показал замедление роста аудитории Snapchat.

Аналитики связывают это с популярностью Instagram Stories. Количество пользователей функции в соцсети превысило аудиторию Snapchat уже спустя полгода после ее появления:

#справка Facebook дважды пытался купить Snapchat в 2013 году - за $1 млрд и за $3 млрд, однако владельцы приложения отказались. В результате социальная сеть реализовала формат “исчезающих фотографий” в приобретенном в 2010 году Instagram. Facebook скопировал и сопутствующие идеи конкурента - например, накладываемые на фото и видео стикеры.

Разочаровавшая инвесторов отчетность спровоцировала падение стоимости акций Snap Inc. - 10 июля она опустилась ниже цены размещения.

7 ноября вышел последний на настоящий момент квартальный отчет компании. Он также показал замедление роста аудитории Snapchat, доходов от рекламы и общей выручки компании. На фоне новостей котировки акций упали на 18% за два дня:

#интересное На плохие финансовые результаты Snap повлиял неудачный выпуск Spectacles - очков, оснащенных камерой и способных передавать изображения по Bluetooth и Wi-Fi. Из-за них в третьем квартале 2017 года компания потеряла почти $40 млн - у нее не получилось продать запасы изготовленных изделий.

Тем не менее, не все участники рынка пессимистично настроены относительно компании. В конце сентября CEO Morgan Stanley CEO Джеймс Горман призвал сконцентрироваться не на бумагах, а на бизнесе Snap:

“Хоть на несколько недель перестаньте беспокоиться о цене акций. Лучше подумайте в долгосрочной перспективе. До сих пор компания показывала себя выдающейся.”

Изменения

В условиях жесткой конкуренции с Facebook владелец Snapchat ищет способы привлечь более широкую аудиторию и увеличить свои доходы.

Новый дизайн

Недавно Эван Шпигель, CEO компании, объявил о грядущем редизайне Snapchat, который призван упростить интерфейс приложения. Также речь может идти о запуске персонализированной ленты новостей по аналогии с Facebook и Twitter.

Компания надеется сделать контент более доступным и привлечь новую аудиторию, для которой сейчас использование приложения затруднительно. В том числе Snap желает увеличить количество пользователей старше 30 лет.

Аналитик JMP Securities Рональд Джози:

"Мы понизили прогноз по доходности акций Snap Inc. с “лучше рынка” до “на уровне рынка” из-за грядущего редизайна и неуверенности относительно доходов от рекламы.

Snap планирует редизайн своего приложения, намереваясь упростить его использование и привлечь новую аудиторию. Но люди старше 35 лет [на которых это нацелено] составляют лишь 15% ежедневного количества его пользователей.

Мы согласны, что это правильные изменения, но предполагаем, что они еще больше замедлят рост количества пользователей приложения."

Расширение функционала

19 июня 2017 года Snap заключил партнерское соглашение с медиакорпорацией Time Warner, владельцем HBO, Turner и Warner Bros. Компания в течение 2 лет будет снимать оригинальные фильмы и телешоу специально для Snapchat - до 10 штук в год. 17 октября аналогичную сделку Snap заключил с NBCUniversal.

Среди новых партнеров приложения спортивный канал Disney - ESPN, о соглашении с которым стало известно 14 ноября. В течение двух лет в мессенджере будет появляться по 12 выпусков новостей канала в неделю.

21 июня владелец Snapchat купил за $200 млн Zenly - картографический стартап, в котором отображается информация о местонахождении друзей. Мессенджер рассчитывает, что с его помощью пользователи смогут находить удобное место для встречи или совместных развлечений.

8 ноября стало известно, что 12% Snap купила китайская телекоммуникационная компания Tencent. Президент Tencent Мартин Ла:

“Tencent планирует поделиться идеями и опытом со Snap.”

Через неделю после сделки китайская компания заявила, что изучает возможности публикации в Snapchat мобильных игр и размещения новостных лент.

#интересное Tencent уже инвестировала в разработчиков компьютерных игр, в том числе Riot Games, Supercell и Epic Games. Snapchat тестировал мобильные игры: к прошлому Рождеству мессенджер запустил Santa’s Helper.

В игре селфи пользователя прикреплялось к фигуре рождественского гнома, который должен был избегать препятствия и собирать подарки:

Обновление для рекламодателей

2 ноября разработчики Snapchat рассказали о Snap Pixel - инструменте, позволяющем отследить конверсии.

Благодаря Snap Pixel рекламодатели смогут просмотреть все конверсии, связанные с их видеообъявлениями Snap Ads. Всего доступно девять событий-конверсий, в том числе поиск и просмотр страницы.

К концу года инструмент можно будет использовать для ретаргетинга рекламы на пользователей, которые посещали ресурс ранее. Также появится возможность нацеливать рекламу на определенную группу людей, создавая lookalike-аудиторию.

В данный момент Snap Pixel проходит тестирование, но в ближайшее время сервис должен выйти в открытое пользование.

Что дальше

Пример Snap Inc. может повлиять на будущие IPO частных компаний, в том числе таких единорогов, как Uber, Xiaomi или Airbnb.

Однако заметим, что динамика котировок после IPO не всегда показательна. В 2012 году акции Facebook опустились ниже цены размещения в $38 уже на второй день после IPO и не превышали ее более года. Сейчас они оцениваются почти в $180.

Эта статья изначально была опубликована в Дайджесте DTI — еженедельной подборке самых актуальных экономических новостей. Подписаться на Дайджест можно по ссылке.

Читайте больше интересных статей на blog.dti.team

Подписывайтесь на нас в Telegram и на Facebook