Сеок Теле

07.01.2018

Еще один стереотип о том, что у кочевых племен якобы не было ни городов, ни письменности, опровергнут археологическими исследованиями в Горном Алтае. Опять 2007 год, Онгудайский и Улаганский районы.

Бом (высокая отвесная скала) Калбак-Таш,  Онгудайский район
Бом (высокая отвесная скала) Калбак-Таш, Онгудайский район

Булан-кобинцы (культура гунно-сарматсого типа) приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Китайские источники утверждают, что еще в III-м веке до н. э. к западу от Ордоса жили племена, рано вышедшие из состава империи хунну, сохранив свой примитивный патриархальный строй и кочевой быт. Они передвигались на телегах с высокими колесами, были воинственны и вольнолюбивы. Само название их было «теле»; оно до сих пор живет в алтайском этнониме— телеут. Родоначальником старейшего телеутского рода (сеока) считается Таншихай.

Образец древнего календаря,  "Томская писаница", г.Кемерово
Образец древнего календаря, "Томская писаница", г.Кемерово

В конце IV века теленгеты перекочевали на север, распространились по Западной Монголии вплоть до Селенги и создали свое государство: Теленгетское ханство, известное в китайских источниках под названием «Гаогюй».

Правда, уже в 496 году Теленгетское ханство было завоевано хуннами-эвталитами ("белые гунны"), чьи родовые кочевья были на Алтае, а в начале VI в. включили в себя северную часть Индии, и в среде завоевателей стал распространяться буддизм.

Ущелье Ак-Корум ("Белые скалы"), более известное как Каменные Грибы, долина Чулышмана. Туристов здесь много, смотрят на природные достопримечательности, но чтобы до них добраться, нужно в прямом смысле слова пройти по древним могильникам  - настольпо курганы вросли в землю и выглядят просто как округлые каменистые холмики
Ущелье Ак-Корум ("Белые скалы"), более известное как Каменные Грибы, долина Чулышмана. Туристов здесь много, смотрят на природные достопримечательности, но чтобы до них добраться, нужно в прямом смысле слова пройти по древним могильникам - настольпо курганы вросли в землю и выглядят просто как округлые каменистые холмики

В 552 г. в результате объединения народов тукю и теле был основан I (Великий) Тюркский каганат. В ту пору было два типа союзов тюркских племен: один назывался «тукю» (тюгю), а второй - «огуз».

Еще одна природная достопримечательность долины Чулышмана - водоскат Учар.
Еще одна природная достопримечательность долины Чулышмана - водоскат Учар.

С VI в. берет начало период рассвета ирригационного земледелия на Алтае. Оросительные системы в долинах Катуни, Чуи, Улагана, Чулышмана были предназначены для увлажнения не только посевов зерновых, но и покосов.

Долина Чулышмана. Остатки древней ирригационной системы. Идем на "Каменные Грибы"
Долина Чулышмана. Остатки древней ирригационной системы. Идем на "Каменные Грибы"

Развитие земледелия всегда сопутствует появлению оседлых поселений и градостроительству. Некоторые археологические находки (к примеру, каменные кладки, «тротуар») дают основание предположить, что многие современные населенные пункты основаны на месте древних поселений. Остатки укреплённых бастионов из камней находятся на правом берегу реки Чулышман недалеко от с. Коо Улаганского р-на.

Современный вид села Коо
Современный вид села Коо

Погребальный обряд древних тюрок известен не только по материалам раскопок, но и подробно описан китайскими летописями: это обряд кремации, причем вместе с покойным сжигали его личные вещи и коня, позднее в установленное время пепел и металлические предметы вооружения захоранивали. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние - скульптуру воина, а также балбалы - небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.

с.Иня, возле Чуйского тракта
с.Иня, возле Чуйского тракта

Китайская летопись гласит, что в день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лицо. В здании, построенном на могиле, ставят нарисованный облик покойного и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число камней простирается до ста и даже тысячи. Здесь китайский автор немного слукавил, скорее всего, камни-балбалы обозначали не количество убийств вообще, но личных врагов, поверженных в поединке. Со временем балбалы становятся скульптурными портретами.

Кордон Беле, Телецкое озеро. Этот каменный истукан ученые выкапывали для изучения, а потом поставили не совсем точно на прежнее место
Кордон Беле, Телецкое озеро. Этот каменный истукан ученые выкапывали для изучения, а потом поставили не совсем точно на прежнее место

При кагане существовал совет высших военных и светских чинов. Для управления подвластными народами назначались наместники (шады и ябгу), сборщики дани (тарканы). Была разработана атрибутика чинов, включавшая не только форму одежды и вооружения, ритуальные предметы (пояс, чаша), но и этикет – правила достойного поведения эра (мужчины-воина), запечатленный в алтайском эпосе. Почитание памятников героям являлось частью государственной политики, закрепленной в этических нормах.

Калбак-Таш
Калбак-Таш

Говоря об этике и этикете древнетюркского государства невозможно оставить в стороне необычайно активную для своего времени позицию женщин в вопросах государственного строительства, что, с точки зрения сторонних наблюдателей – арабских, персидских, китайских историков, было отличительной чертой тюркских народов. По левую руку на престол кагана восходила кадын (хатун), то есть жена хана. Эр-воин получал должность на государственной службе и само звание «эра» только после женитьбы. Женщины не только наследовали имущество, но и выступали в роли самостоятельных правителей областей-аймаков.

Современные алтайские женщины, с.Балыкча, долина Чулышмана. Село Коо рядом.
Современные алтайские женщины, с.Балыкча, долина Чулышмана. Село Коо рядом.

Необходимое условие государственности – наличие письменности. В древнетюркский период на территории Алтае-Саянской горной области достоверно существует три самостоятельных рунических алфавита. Основной материал для письма был недолговечным (дерево или ткань), однако рунические надписи сохранились на скалах, изделиях из кости, металла. Целых 30 строк найдены все в том же Калбак-Таше.

Долина Чулышмана
Долина Чулышмана

Тюркские руны ― первые прочитанные надписи эпохи раннего средневековья. Самые ранние сообщения о древних знаках появились у европейцев в конце XVII века. Один из первооткрывателей их пленный шведский офицер Ф. Страленберг назвал эти знаки «руническими» ввиду внешнего сходства с рунами германских племен. Только через полвека датскому лингвисту В. Томсену удалось установить тюркоязычность «руники» и найти разгадку для её прочтения.

Бом Калбак-Таш, между селом Иня и слиянием Чуи и Катуни (Чуй-Оозы)
Бом Калбак-Таш, между селом Иня и слиянием Чуи и Катуни (Чуй-Оозы)

На сегодня хватит. До встречи!