Итоги сибирской междисциплинарной школы цифровых исследований «Погружаясь в Digital»

Во второй половине апреля прошла первая сибирская междисциплинарная школа цифровых исследований «Погружаясь в Digital».

Портал «Цифровой дискурс» подвёл краткие итоги работы школы.

Особенности школы

Первой особенностью школы «Погружаясь в Digital» явилось то, что прошла она за Уралом — в Новосибирске. Ключевые образовательные и академические мероприятия традиционно проводят в Москве и Санкт-Петербурге. Конечно, в регионах бывают отдельные локальные тематические конференции, но надеемся, что формат школ с несколькими днями полноценной работы станет традиционным для Новосибирска и заразительным для других регионов.

Ко второй особенности относится активность студентов НГУ. Сама идея школы «Погружаясь в Digital» шла от них, а её планирование и организация были отданы на откуп студентам. Этим и обусловлены многие плюсы и минусы школы.

Можно долго и нудно перечислять то, что удалось или не удалось организаторам, но главное не это. Главной оценкой школы будет ответ на вопрос, стоит ли приезжать в следующий раз. И здесь можно однозначно ответить «Да, стоит».

Формат школы «Погружаясь в Digital»

За четыре полноценных дня работы школы участникам были предложены всевозможные форматы участия:

  • лекции,
  • мастер-классы,
  • ридинг-семинар,
  • воркшопы и проектная работа,
  • просмотр и обсуждение фильма.

Помимо этого, две лекции прошли в открытом формате, их могли посетить не только участники школы, но и все желающие.

Тематика междисциплинарной школы

Сквозь цифровую призму были рассмотрены такие сферы, как онлайн-образование, цифровое неравенство, цифровая экономика, digital art, internet histories, маркетинг, анализ социальных сетей и большие данные.

Тематический набор хорошо подошёл тем студентам и молодым исследователям, кто планирует изучать цифровые явления, но ещё не определился с тем, куда именно приложить свои усилия.

Юрий Аникин — Анализ социальных сетей и будущее управления
Юрий Аникин — Анализ социальных сетей и будущее управления

Как неоднократно отмечали некоторые участники школы digital — это прилагательное, а не сам предмет исследования. Одна из первых лекций (на тему цифровой экономики) и началась с вопроса о том, можем ли мы вообще говорить о цифровой экономике, ведь никто не говорит о химической экономике. Замечание достаточно очевидное, но велик соблазн добавить «цифровой» к любой дисциплине и начать переоткрывать известные явления в новой среде. Кстати, в угоду моде на цифру подобное не является такой уж редкостью.

Отзывы участников школы

С редакцией «Цифрового дискурса» своими впечатлениями поделились участники и организаторы школы «Погружаясь в Digital».

Данная школа оказалась мне очень полезной в профессиональном плане, так как на лекциях поднимались темы, связанные с моими научными исследованиями. Также не менее важным я считаю знакомство с участниками и обмен опытом. Было очень приятно и интересно общаться со всеми присутствующими на мероприятии. Надеюсь, что такие школы будут проводится ежегодно.

— Анастасия Кабанова, студентка кафедры социологии философского факультета НИ ТГУ

Это был интересный опыт, хоть я и не все понимал. Не понимал в основном потому что мне не хватало глубины знаний в некоторых вопросах теоретической и прикладной социологии, философии. Но в любом случае, всегда полезно выбраться из своего информационного кокона, окунуться в интересную тему и рассмотреть её с разных точек зрения. Хотелось бы увидеть темы, касающиеся новой этики цифровой эпохи (я понимаю, что всего в 4 дня не уместишь). Тем более хочется увидеть эти темы на будущей школе.

— Владимир Нечаев, студент 1 курса магистратуры факультета журналистики НГУ

Первой особенностью школы можно назвать то, что инициатива организации принадлежала студентам. При поддержке «кураторов» школы (зав. кафедры отделения социологии и декана экономического факультета), мы воплотили данный проект в жизнь. Подчеркну, как важно, когда инициативы студентов поддерживаются и развиваются. Это был определенно проект в научной сфере, но мы старались сделать его максимально приближенным к «реальности» — на школе читали лекции и представители бизнеса. Другой важной особенностью школы является то, что она была междисциплинарной как со стороны лекторов, так и участников школы. К нам приехали участники со специализацией от философии до бизнес-информатики. А лекторы были как социологии, так и представили IT. На наш взгляд, такой подход позволяет с разных ракурсов изучать трансформации общества в сфере Digital. Для нас это первый опыт организации таких мероприятий. Не всё, что было задумано, удалось осуществить, но мы уверены, что данная школа перерастет в устойчивые исследовательские связи и работы. Надеемся, что данный проект станет ежегодным.

— Анастасия Маракасова, соорганизатор школы, магистрант кафедры социологии НГУ

Как организатору мне кажется, что школа прошла с некоторыми недостатками, есть что исправлять, но в целом получился прекрасный проект. По программе нам удалось сделать то, что мы запланировали. Школа охватила digital studies со всех сторон: с точки зрения программистов, маркетологов, философов, социологов и экономистов. С одной стороны это давало отрывочное знание, но в итоге всё сложилось в общую картину того, как digital может быть понимаем. Школа дала отличный опыт, уже сейчас есть планы на следующий год.

— Дмитрий Серебренников, соорганизатор школы, выпускник гуманитарного института НГУ

Чтобы чаще получать новости цифровой реальности, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.