Как мы покоряем небо — прошлое, настоящее и будущее авиапутешествий.

06.11.2017

Совсем недавно не было и речи ни о каких лоукостах, современных скоростях, удобных стыковках, сервисе на борту или тревел-блоггерах.

Первый пассажирский самолет на русскоговорящей территории был назван «Ильей Муромцем» и запущен чуть больше 100 лет назад. Тогда на судно из дерева поместились 16 пассажиров и одна собака.

В самолете «Илья Муромец» ещё не было сидений, но зато была ванная и туалет.
В самолете «Илья Муромец» ещё не было сидений, но зато была ванная и туалет.

Билет на первые коммерческие рейсы стоил около $400, а купить его можно было только на аукционе. Причем весь маршрут составлял не более 30 км. Звучит даже как-то оскорбительно, но на тот момент это был самый быстрый и инновационный способ добраться в некую «точку Б». Кстати, часто человеку не особо и нужно было в эту самую точку.

Первый американский коммерческий полёт.
Первый американский коммерческий полёт.

Технологии развивались быстро и уже в 1926 году пассажирские перелеты стали регулярными.

Первая в мире стюардесса, Эллен Черч (United Airlines, Боинг 80A)
Первая в мире стюардесса, Эллен Черч (United Airlines, Боинг 80A)

А раз уж билеты могли позволить себе исключительно состоятельные ребята, то внешний вид первого класса тоже быстро изменился. Не самые удобные кресла резко превратились в дорогие рестораны и спальные места прямо в салоне. В то время на борт самолета поднимались при полном параде и с сигарой в зубах. Никаких тебе шорт и сланцев.

Курить можно было где угодно и в любой момент перелёта.
Курить можно было где угодно и в любой момент перелёта.
Высший класс и их белые скатерти в воздухе.
Высший класс и их белые скатерти в воздухе.
Советский шик.
Советский шик.
Летать можно было всей семьей, если хватало денег.
Летать можно было всей семьей, если хватало денег.

Цены на авиабилеты были несопоставимы с зарплатами среднестатистического гражданина. Но со временем ситуация начала меняться.

Роскошь первого класса «урезали» в пользу большего пассажиропотока. Появилось понятие «эконом класса», а цены на билеты стали снижаться.

Советский человек с зарплатой в 100–120 рублей легко мог улететь в отпуск на самолете, в среднем рублей за 40. Часто люди так и поступали. Тем более компания «Аэрофлот» давала понять, что от путешествия на поезде перелеты отличались исключительно в выгодную сторону. Самолеты экономили человеку кучу времени!

Брошюра с тарифами Аэрофлота
Брошюра с тарифами Аэрофлота
На самолетах стало летать выгодней, чем ездить на поездах.
На самолетах стало летать выгодней, чем ездить на поездах.

Интересно, что если в 1990 году авиация СССР перевозила 142 млн пассажиров в год, то в 2016 объем перевозок опустился до 35 млн.

На сегодняшний день самолетами пользуются лишь 3% наших соотечественников, считая, что билеты стоят непозволительно дорого. Так ли это на самом деле?

Один из самых дорогих билетов на самолёт на сегодня стоит $30 000. По такой цене авиакомпания Emirates предлагает лететь из Лос-Анджелеса в Дубай. В самолёте будут ждать душ, отделанный мрамором; спа-центр; отдельный люкс с кроватью; бар и сервис высшего класса.

Кусочек роскоши от Emirates.
Кусочек роскоши от Emirates.
Авиакомпания Qantas предлагает похожий сервис за $15 000
Авиакомпания Qantas предлагает похожий сервис за $15 000
Барная стойка от Virgin Atlantic. Всего $21 000 и вас окружат сервисом и кристаллами Swarovski.
Барная стойка от Virgin Atlantic. Всего $21 000 и вас окружат сервисом и кристаллами Swarovski.

Такие перелеты доступны не всем, это факт. Но ведь современные компании дают нам возможность выбора!

Давно можно летать так называемыми авиакомпаниями-дискаунтерами (с англ. low-cost). Билеты на них стоят недорого.

Ещё в бородатом 1949 свой первый бюджетный рейс совершила американская авиакомпания Pacific Southwest Airlines, однако серьезно развиваться лоукосты начали с 1971. В 90-х они появились в Европе, затем в Азии, Австралии и Саудовской Аравии.

Главная мысль в том, что в самолётах-лоукостах нет разделения на эконом-класс и первый. Распечатать посадочный талон и зарегистрироваться на рейс нужно самостоятельно; лететь можно без багажа (а значит и платить за него не нужно); а на самом борту можно не есть и не пить.

Если полет длится 1,5–2 часа, то все это осуществить несложно. Плюс пассажир имеет право выбирать: добавлять к своему билету по минимальной стоимости любую услугу, но за отдельную плату или полностью отказаться от сервиса.

Средняя стоимость авиабилета на лоукост — 50 евро. Но, если нарваться на распродажу, улететь в другую страну можно и за 5–10 евро.

Салон лоукоста RYANAIR
Салон лоукоста RYANAIR

Несколько попыток запустить отечественные лоукосты завершались неудачей. Сначала в 2006 году Борис Абрамович попытался развить авиакомпанию SkyExpress.

В 2009 не очень удачно запустилась компания «Авианова».

В 2013 «Аэрофлот» зарегистрировал лоукостер «Добролёт». Но уже через год деятельность авиакомпании остановили из-за санкций.

Один из первых лоукостов “Аэрофлота” был назван также, как один из первых пассажирских самолётов в России.
Один из первых лоукостов “Аэрофлота” был назван также, как один из первых пассажирских самолётов в России.

Позже, авиакомпания «Аэрофлот» зарегистрировала свой новый лоукостер под брендом «Победа». Похоже, что эту «новинку» в отечественной авиаистории считают перспективной. Купить билеты на «Победу», как и на другие мировые лоукосты, можно хоть сейчас.

Новая современная возможность путешествовать недорого.
Новая современная возможность путешествовать недорого.

В сети постоянно появляются акции и распродажи на билеты куда угодно. Уникальный случай в истории, но сейчас слетать в полноценное путешествие всего за 10-20 евро вполне реально. А то и ещё дешевле!

Пример акции на сайте vandrouki.by
Пример акции на сайте vandrouki.by

Этими возможностями мы можем пользоваться уже сегодня. Но появились ещё и отличные перспективы на будущее!

Несколько дней назад Илон Маск (Генеральный директор SpaceX) предложил вместо самолетов пересесть на ракеты. Так можно будет сократить «самые дальние поездки» всего до 30 минут и добираться «куда угодно на Земле менее чем за час».

И, как позже написал Маск: «Забыл сказать, что стоимость билета будет примерно такой же, как цена проезда в эконом-классе самолета».

За свою короткую столетнюю историю авиатранспорт дал человеку возможность свободно и относительно быстро передвигаться по всей планете.

Осознавая это, хочется задать только один вопрос: «Ну что, куда летим?»

__________________________

Хочешь узнать, как путешествовать часто и недорого? Подпишись на нас в Яндекс.Дзен или Telegram: t.me/mirkrugit