Бумагокиллерство

18.01.2018

Совсем недавно интернет взорвала новость о том, что министерство образования строго регламентировало перечень документов, которые обязаны вести учителя, запретив требовать от учителей бумаги сверх этого перечня. Тут же часть невнимательных коллег начали отмечать этот факт. Но очень скоро дочитались, что этот документ выпустило министерство образования … Белоруси. Тут же стали завидовать учителям этой страны. Признаюсь, поначалу среди таких был и я. Но потом, разобравшись, понял, что особо завидовать нечему. И вот почему.

Для начала назовём сущность Постановления. В нём, в частности в Приложении, перечислены документы, обязательные для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования. Учитель: Классный журнал, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование, Дневники учащихся. Других бумаг от учителя требовать нельзя.

Итак, представим себе, что нечто подобное выпустили у нас.

Во-первых, учитывая, что многие чиновники у нас отличаются правовым нигилизмом и цинизмом, они и не будут выполнять запрет на обязывание учителям вести дополнительные отчёто-бумаги. Скажу более, подобный документ у нас уже давно выпущен. Это –

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N НТ-664/08

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 269

ПИСЬМО

от 16 мая 2016 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОКРАЩЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ИЗБЫТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

В частности, там предусмотрено: 1. Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях. 2. Обращаем внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя. 3. Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования просят довести настоящие рекомендации до сведения учителей, первичных профсоюзных организаций, а также разместить их на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, официальных сайтах школ и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования в сети «Интернет».

И, общаясь с коллегами, выяснил, что в большинстве школ об этом документе и не слыхивали, никто из чиновников и не собирался его обнародовать. Да, думаю, многие лидеры профсоюзов и сами о нём не слышали.

Во-вторых, не знаю, есть ли у соседей ФГОСы, а у нас есть. И если поурочные планы по простым урокам можно делать не развернутые, а простые и небольшие по объему, то по ФГОСам пишутся не поурочные планы, а т.н. Технологические карты, которые довольно огромны по объёму. Если учитель работает в городской большой школе, то ему ещё как-то реально писать такие карты. Допустим, завтра у него 6 уроков в 6-х классах. 6 классов в параллели. Значит, он готовит только одну карту. Часа за 1,5-2 можно сварганить. Если же это учитель в небольшой сельской школе, то у него 6 уроков – это 6 уроков в разных классах, следовательно, это 6 технологических карт. Даже если делать абы как, то это 6 часов надо. Когда это делать?

Ситуация напоминает мне двух соседей. Один в апреле посадил на огороде картофель, в начале мая прополол, в конце мая подгорнул, в июне опрыскал от жука, в августе выкопал. А второй всё это время писал бумажки, как надо всё это делать. Как назовут второго? Сами придумаете. Так и учитель, который будет клепать эти карты, не будет готовиться к урокам, зато бумажки в норме!

Так что, уважаемые коллеги, не будем завидовать белорусам. Наше дело – бамагокиллерство, т.е. уничтожение чистой бумаги под ненужные бумаги.