Как нам обустроить школу

30.12.2017

"Лучше меньше, да лучше" (В.И. Ленин)

Конечно, критиковать намного легче, чем предлагать, а, тем более, делать.

В этой связи начинаю цикл размышлений, что надо сделать в школах страны.

Я уже писал, что реформы в школе идут непрерывно уже 33 года. Пора Илье Муромцу встать с печи. Я в том смысле, что надо сделать изменения и потом надолго все реформы законсервировать, ибо нет ничего хуже постоянных изменений, только стабильность - залог успеха.

Регулярно появляются статьи о том, что школа как социальный институт себя изжила совсем. Тратятся огромные деньги на её замену дистанционным обучением.

Есть предложения скопировать финский опыт, сингапурский. Некоторые вообще предлагают вернуть советскую школьную систему и учебники.

Говорят о том, что парты должны в классе стоять не рядами, а по-другому. Некоторые даже вообще предлагают их выкинуть (не зная истории, что в 20-е годы бригадно-лабораторный метод уже это использовал, потом, правда, быстро очухались и всё вернули).

С моей же точки зрения простого незаслуженного деревенского учителя необходимо сделать всего лишь несколько изменений.

Во-первых, нужно пересмотреть программы по предметам с целью их упрощения. Никак авторы программ не могут понять, что для учеников нужно всё не усложнять, а упрощать. Сначала создается скелет, а потом наращиваются мышцы. От простого созерцания к абстрактному мышления и от него к практике. А не наоборот.

Академики волнуются, что наука движется вперёд скачками, а школьные программы отстают. Да и не задача школы выдать подросткам всю науку. Основы, да. Умение читать, писать, считать, учиться, т.е. основным мыслительным операциям: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, умение делать выводы и т.п. Вот уже далее человек, который овладел эти комплексом при желании может освоить новейшие достижения наук.

Но нет, не слышат этого авторы программ и учебников. Постоянно усложняют и усложняют. Возьмём, к примеру, историю. Считаю, что всеобщую историю вообще как отдельная программа и учебники надо убрать. Один учебник по истории страны, в котором есть добавления по всеобщей истории там, где это уместно и логично. Не понять нашествия Батыя без предыстории Чингисхана. Не понять войну 1812 г. без революции во Франции и т.д.

В результате сего сокращения значительно высвободится количество часов на отечественную историю. Не будет гонки за материалом. Можно будет рассматривать события медленнее и систематично.

Убрать все наносные за последние годы предметы из программы. Каждый учитель знает, что предметы, на которые выделяют менее 2 часов в неделю, это предметы ни о чём. Они не усваиваются и из-за них сокращаются часы на другие предметы.

Итак, первое - пересмотр программ в сторону упрощения и сокращения!

P.S. Кто считает, что ученики за год это всё усвоят (я про кипу учебников)?