Как нам обустроить школу-5

В-пятых, необходимо усилить ответственность учащихся за отношение к учёбе и их родителей за контроль деятельности их детей в этой сфере.

Итак, в предыдущих постах я написал, что надо сделать, чтобы создать для учащихся условия, которые снизят на них нагрузку и дадут возможность на базовом уровне усваивать основную программу, а на повышенном - по желанию. Но создав такие условия мы вправе усилить их ответственность за обучение и ответственность родителей за выполнение своих обязанностей в этой связи. Несомненно, и сейчас в нормативно-правовых документах есть такие положения. Например, в Семейном кодексе РФ п.2 ст. 63 гласит: "2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования"; п.4.1 ст. 44 Закона "Об образовании": "4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: "1) обеспечить получение детьми общего образования".; п.4.6 этого же Закона: "6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

Но в реальности всё это остаётся на бумаге.

Во-первых, и самое главное, исчезло даже такое понятие как второгодничество. Ученикам практически нигде не ставят четвертные двойки, не говоря уж про годовые. И даже если кто-то из учителей решится на такой самоубийственный для себя шаг, то ученик не остаётся на второй год, а переводится условно в следующий класс с обязанностью осенью ликвидировать эту задолженность. Согласно п.4 ст. 58 всё того же Закона: "4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации". Но в реале всё падает на учителя, который эту двойку и поставил. Он должен бесплатно проводить консультации с данным учеником вплоть до проведения экзамена. Кому нужна эта обуза? Вот и получается, что в итоге мы имеем профанацию в виде тунеядцев, которые могли бы учиться хотя бы на троечку, но не делают этого ввиду отсутствия реальной ответственности.

В мою бытность учеником школы в классе из 25 человек было 5 второгодников, из них один третьегодник, а второй вообще многогодник. За последней партой в 6-м классе сидел мужик с усиками и пробивающейся бородкой, которому не сегодня так завтра в армию. И честность возобладала, т.к. указанные двое дальше 6-го класса и не прошли, т.к. читали по слогам, а писать вообще практически не умели.

Сейчас же такие доводятся до 9-го класса и аттестата, а потом поступают не абы куда, а в колледжи (ПТУ почти уничтожены. Раньше троечники поступали после 8-го в них, получали добротное профессиональное образование, становились хорошими рабочими, хоть и без больших базовых знаний). В результате среднеспециальное образование тоже дискредитировано.

Моё предложение конкретно. Разрешить учителям ставить двойки в т.ч. и годовые тем, кто не захочет усваивать базовый уровень (как отмечал он будет упрощён и доступен любому желающему и трудящемуся). Жестоко материально наказывать учителей, которые сознательно завышают отметки в массовом количестве (совсем объективно быть невозможно, конечно, но и массово завышать - это бракодельство). Возложить обязанность ликвидировать задолженность не на учителя, поставившего двойку, а на ученика, его получившего и его родителей. Не пересдавших строго оставлять на повторный год обучения. Но дабы это не было тяжёлым грузом на теле российского бюджета (почему это мы должны спонсировать безбедную жизнь лентяев?), обязать родителей оплачивать повторный год обучения из своего кармана. А если отказываются, то отправлять на принудительные работы с вычетом из зарплаты на указанные расходы.

Конечно, могут сказать, что учителя будут заинтересована тогда в таких учениках (лишние денежки в школы, зарплата растёт). Безусловно, в рамках существующей системы оплаты труда (подушевое финансирование) это небеспочвенно. Посему я и говорил, что подушевое финансирование как вредительство необходимо срочно отменять. Тогда учитель не будет заинтересован специально ставить двойки из-за переполненности классов. Но будет ставить их действительно лентяям.

Итак, в-пятых, необходимо усилить ответственность учащихся за отношение к учёбе и их родителей за контроль деятельности их детей в этой сфере.